Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Туристический рынок – это живой организм, а спрос – его аппетит

08:07, 4 сентября 2008

Основная причина невиданного количества горящих туров в летний сезон – не топливные надбавки, а избыток чартерной перевозки. Демпинг почти на всех направлениях, захлестнувший рынок минувшим летом, не дал возможности заработать практически никому. «Мы даже боимся подводить итоги сезона», – признался в разговоре с корреспондентом RATA-news один из руководителей крупной турфирмы. Печальные последствия этого лета, предсказанные экспертами, уже проявились.

На первый взгляд, все объясняется амбициями игроков рынка. Они не могут или не хотят нащупать почву для совместного планирования чартерных программ в оптимальном объеме. Консолидаторы рейсов не учитывают тенденции и своего направления, и рынка в целом, не берут во внимание появление альтернативных предложений и изменение баланса спроса и предложения. Недооценивают амбициозность конкурентов, а собственные возможности зачастую переоценивают, пытаясь захватить долю рынка за счет увеличения предложения с одновременным снижением цены.

«В этом году ситуация с чартерами повторяет развитие событий в предыдущие сезоны, – считает исполнительный директор авиаброкерской компании «Авиачартер» Александр Морозов. – Рынок продолжает формироваться, на многих направлениях идет борьба за завание ”основного игрока”». «С избытком перевозки можно бороться единственным способом – путем совместного планирования предстоящего сезона всеми основными участниками конкретного направления, - говорит коммерческий директор ICS Travel Group Дмитрий Филатовский. - Это станет возможным только после завершения процесса «вымывания» с направления мелких и средних операторов. После того как на направлении останется всего 5-6 значимых игроков, объем авиаперевозки приблизится к реальности».

Но не все так просто, считает генеральный представитель компании «Тез тур» Александр Синигибский: «Мы этим летом Турцию корректировали в сторону уменьшения на 25-30%. А Египет не сокращали, просто изначально взяли меньше. В результате все продается хорошо, с прибылью. Однако сокращая объемы, даже с целью оптимизации, туроператор теряет долю рынка, что снижает возможность преобладать в переговорах. А если у тебя большая доля рынка, ты можешь диктовать условия». Такого же мнения придерживается президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов: «Туроператору приходится постоянно искать баланс между рентабельностью и долей рынка. Можно взять небольшие объемы и заработать денег. Но при этом ты освобождаешь место конкуренту, перестаешь быть влиятельным игроком и – теряешь возможность зарабатывать. Замкнутый круг». Г-н Синигибский говорит, что рынок, как игра на бирже, требует чутья: «Если его не чувствуешь, пытаешься ломать – тебе не выжить». Еще более образное сравнение приводит г-н Кузнецов: «Туристический рынок – это живой организм со своим настроением и вкусами. А спрос – это аппетит. Сегодня хочется соленого, завтра – сладкого. Ты набрал продуктов побольше и кормишь: на, рынок, съешь еще Кубы. Может, съест. Не захочет – выплюнет вместе с твоими денежками. А предугадать настроение рынка и его аппетит, как и у любого живого организма, очень сложно».

При появлении проблем с загрузкой рейсов туроператор по ходу сезона старается оптимизировать свою чартерную программу. «Чартерные цепочки невозможно остановить, - говорит Александр Синигибский. - Можно снять, сократить, но, например, сделать перерыв нельзя. Авиакомпании тоже не приветствуют сокращение перевозки до уровня рыночных потребностей: мы вам выделили самолеты, все распланировали – летайте». Коммерческий директор департамента зарубежного туризма «Роза ветров» Екатерина Айзерман считает, что логичнее было бы выставлять меньшее количество чартеров и, при необходимости, делать корректировку в сторону увеличения. «Однако это не всегда устраивает авиакомпании», - говорит она. «Корректировать программы на визовых направлениях легче, чем на безвизовых, поскольку до вылета есть неделя, а то и две-три», - считает заместитель генерального директора компании VKO travel Сергей Смирнов. Туроператоры сокращают перевозку путем замены воздушного судна, разового объединение рейсов, аннуляции рейса на конкретную дату и пересадки туристов на другие самолеты и т.д. Но в этом случае экономические интересы туроператора и авиакомпании прямо противоположные. Перевозчик может применить штрафные санкции за отмену рейса. Штрафы выставляются разные - в зависимости от условий договоров. «Иногда размеры штрафов таковы, что рентабельнее все-таки выполнить рейс, пусть даже и не с полной загрузкой», - комментирует г-н Филатовский.

Все чаще туроператоры, где возможно, отдают предпочтение регулярной перевозке. «Роза ветров» в предстоящем зимнем сезоне часть своих горнолыжных программ по Австрии и Германии обеспечит перевозкой авиакомпаний Lufthansa и Air Berlin. «Это повысит качество туров, позволит туристам меньше беспокоиться о возможных непредвиденных обстоятельствах», - говорит г-жа Айзерман.

Кстати о зиме. Большинство опрошенных туроператоров считают, что рынок не изменит своим традициям и на многих направлениях понаставит перевозки с избытком. В числе «страдальцев», по мнению генерального директора компании «Ванд Интернешнл тур» Татьяны Ванд, будет, например, Хургада. Заявленное число рейсов уже сейчас превышают потребность на 30%. Если добавить к этому, что стоимость туров в Египет предстоящей зимой повысится почти на те же 30%, то ничего хорошего на направлении ждать не приходится.

Возможен избыток на Бангкок: дополнительный рейс ставят Thai Airways. «Аэрофлот» и «Трансаэро» в ноябре-декабре увеличивать емкости не планируют, а дальше – будут смотреть. «Я бы не увеличивала, а, наоборот, уменьшила перевозку на Таиланд по сравнению с прошлой зимой, - говорит Татьяна Ванд. - Турпакет заметно подорожал, и не факт, что спрос будет соответствовать ожиданиям». Если в прошлом зимнем сезоне билет до Бангкока в жестком блоке стоил $680, то в этом - $1050. Пакет получается дороже минимум на $300. Например, в октябре за 12-дневный отдых в Паттайе в отеле 3* придется выложить $1450, а в пятизвездном Royal Cliff - $2200. И это до начала действия блоков мест, потом будет еще дороже.

Также г-жа Ванд уверена, что избыток перевозки будет на ОАЭ, куда зимой традиционно ставится много рейсов. Свои программы заявили «Лужники-тур», «Натали турс», «Спейс», «Авиачартер». Плюс увеличивают частоту полетов авиакомпания Emirates. «Еще настораживает Куба, - говорит Татьяна Ванд. – На этом направлении хватает и регулярки, но в декабре вроде бы планируются еще и чартеры. Если бы без них – все было бы нормально».

«Чартеры на Кубу будут, планируется два Боинга 767 «Трансаэро» в неделю», - сообщил Андрей Кузнецов. В числе заказчиков – «Южный Крест», «Тез тур», «Капитал тур», «Интурист», «Трансаэро турс». При этом г-н Кузнецов признает, что рейсов может быть многовато. «Но договора еще не подписаны, и мы с партнерами ведем переговоры, пытаемся оптимизировать перевозку до начала программы», - говорит он. Кроме того, большое опасение у Андрея Кузнецова вызывает Доминикана, куда объем перевозки увеличивается в два раза. «Один самолет может быть лишним», - считает глава «Южного Креста». Возможны, по его мнению, проблемы и с Пхукетом.

В том, что лишней зимней перевозки будет много, уверена и генеральный директор компании «Солвекс-трэвэл» Ирина Петрова. «В период обостренной конкурентной борьбы никто не захочет уступать ни пяди рынка», - говорит она. Одним из самых проблемных направлений г-жа Петрова считает Израиль: при весьма ограниченной емкости «наземки» чартеры в эту страну заявляют и «Сибирь», и «Газпромавиа», и «ВИМ-авиа». Плюс расширяется регулярная перевозка, прямые рейсы выполняются из Краснодара, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и т.д. А из Калининграда аж семь раз в неделю – транзитом из Омска, Самары, Уфы, Волгограда, Ростова-на-Дону, Челябинска, Казани, Перми, Нижнего Новгорода. «Каждый из игроков направления, видимо, думает, что именно ему отели подтвердят места», - говорит Ирина Петрова. По ее мнению, единственный сегмент рынка, где число рейсов заявляется более-менее цивилизованно, это горные лыжи: операторы стараются емкость перевозки сопоставлять с реальным количеством мест в отелях.

Осторожный оптимизм в отношении зимней перевозки высказал вице-президент компании «Пакс» Максим Лобанов. Он напомнил: «Летний сезон 2007 года был удачным, и на той эйфории строилась достаточно амбициозная зима. Сейчас все наоборот. После провального лета настроение на рынке царит отрицательное, в отношении зимних планов доминирует осторожность». По мнению г-на Лобанова, зимний спрос уже не будет расти так активно, как прежде, в первую очередь из-за подорожания авиаперевозки. На дальних направлениях стоимость билетов выросла от 40% до 100%. «Хочется верить, что планируемые объемы зимних сделок не перейдут грань разумного и направления “перегреваться“ не будут», - резюмировал Максим Лобанов. (Ирина Тюрина, Светлана Чичкина, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно