Россия продемонстрировала никому не нужную стабильность
Россия продемонстрировала ненужную стабильность, вновь, как и в 2009 году, заняв 59 место в рейтинге конкурентоспособности туристической отрасли 139 стран. Соттветствующее ислледование раз в два года проводит Всемирный экономический форум (ВЭФ), анализируя ситуацию по 14 показателям уровня развития туристического сектора. В их числе законодательное регулирование, безопасность, приоритетность отрасли, транспортная и туристическая инфраструктура, ценовая конкурентоспособность, бизнес-климат, человеческие, культурные и природные ресурсы.
Соседями России по рейтингу стали Уругвай (58 место) и Аргентина (60). А лидируют в рейтинге конкурентоспособности Швейцария, Германия и Франция. Последнее место занимает Чад.
Наиболее сильные позиции Россия занимает по показателям обеспеченности природными и культурными ресурсами (4 и 13 места соответственно), мобильными телефонами (9 место), протяженности авиамаршрутов (7), количеству авиакомпаний (5), качеству железнодорожной сети (31), обеспеченности врачами (3) и больничными койками (2). Неплохо выглядят и показатели рейтинга по количеству проводимых международных выставок и ярмарок (39 место).
В то же время эксперты ВЭФ поставили Россию на 122 место по показателям приоритетности для государства туристической отрасли, на 119 - по эффективности маркетинга и брендинга в туризме, на 91 - по государственным расходам на туристическую отрасль. По важнейшему для развития туризма показателю дружелюбности населения к зарубежным гостям Россия заняла 136 место, опустившись со 131-го, которое занимала в 2009 году. По показателю открытости для туризма – 109, а по показателю «Рекомендации для расширения бизнес-поездок» – 132 место.
Россия заняла 105 место по индексу гостиничных цен и 88 – по обеспеченности гостиничными номерами. По открытости двусторонних соглашений между авиаперевозчиками наша страна на 125 месте, по качеству авиатранспортной инфраструктуры – на 104, по качеству дорожной инфраструктуры – на 125, по степени ее загруженности – на 123.
В общем, по большому счету, положение туризма в России мало изменилось с 2009 года. Но ничего удивительного в этом нет. Российский союз туриндустрии еще в 2005 году создал рейтинг проблем, мешающих развитию туризма в стране, опросив 115 принимающих компаний из 24 регионов России. В нем 30 позиций, и практически все они актуальны по сей день.
Берем наугад: первая строка рейтинга. Рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов. Актуально? Еще как! На недавнем заседании Координационного совета по туризму при правительстве Москвы генеральный директор компании «Спутник-Москва» Владимир Рудаков привел на этот счет свежие примеры: «Голландцам из Амстердама дешевле лететь в Таиланд, чем в Москву. В гостинице «Марриотт» в Вене двухместный номер стоит 160 евро в сутки. У нас такую цену если и можно найти, то только на выходные дни. Прибавьте к этому платную визу и дорогой авиабилет».
3-я строка рейтинга: Дефицит современных гостиниц туркласса в регионах.
5-я строка: Дефицит современных автобусов, предназначенных для групповых туристических пассажироперевозок.
11-я строка: Высокая стоимость туристических виз в Россию, сложность процедуры их оформления для иностранцев
14-я: Режим регистрации иностранцев на территории России.
20-я: Низкое качество обслуживания иностранных туристов в российских гостиницах
24-я: Недостаток ресторанов, баров и других предприятий общественного питания, отвечающих требованиям к обслуживанию иностранных туристов
И так далее, каждый пункт живее всех живых.
Туризм – межхозяйственный комплекс, который затрагивает практически все отрасли экономики, поэтому большинство стоящих перед ним проблем – системные, их невозможно решить усилиями одного органа исполнительной власти. Но все же есть вопросы, с которыми можно было бы разобраться достаточно оперативно.
Например, отменить регистрацию иностранцев – хлопотную и во многом унизительную процедуру, требующую от гостей вставать на миграционный учет в каждом городе, который они посещают в процессе поездки. При этом россияне, пересекая границу шенгенской зоны, могут свободно передвигаться из страны в страну, и никто особо не интересуется, где они и чем занимаются. Или 72-часовой безвизовый въезд в Россию для пассажиров круизных судов и паромов, который вполне можно было бы распространить и на туристов, прибывающих в страну на самолетах и поездах. Ведь был у нас успешный опыт временной отмены виз для английских футбольных болельщиков, приезжавших на финал Лиги чемпионов в Москву. Приехали тысячи фанатов – и ничего страшного не произошло. А сегодня мы, наоборот, усложняем визовый режим, например, с Германией, мотивируя это «зеркальными мерами». Хотя Германия рапортует о 60,3 млн. ночевок, проведенных в стране иностранными туристами в 2010 году, а в России за тот же период побывало всего чуть более 2 млн. туристов.
А по поводу дружелюбности по отношению к зарубежным гостям приведем такой пример. Некоторое время назад МИД Японии и посольство Японии в России проводили цикл семинаров для компаний, принимающих японских туристов. В числе рекомендаций была такая: «Необходима тренировка для выработки подходящей для вас улыбки». Как выяснилось, у японцев улыбка разделяется на виды: как черта лица и как выражение чувств. Представители российского сервиса в общении с гостями используют, в лучшем случае, вид первый, хотя японцам непременно требуется вид второй. Так что 136 место в рейтинге по показателю дружелюбия россиян – совсем не случайность. А увеличение на 1,6% въезда иностранных туристов в Россию по итогам 2010 года – это вовсе не рост, а стагнация, которая продолжается все последние годы. (Ирина Тюрина, RATA-news)