Калуга

Рекламные усилия Марокко разбились о ценовую политику национального перевозчика

В успешном для Марокко 2013 году там побывало более 50 тыс. туристов из России, в прошлом году – всего 30 тысяч. Однако на фоне закрытия Египта и Турции эта страна решила взять реванш: Национальный офис по туризму Марокко поставил перед собой задачу увеличить турпоток из России до 100 тыс. человек. На рекламную кампанию направления выделено порядка $2 млн, первая часть ее прошла весной, вторая запланирована на осень.

По словам генерального директора компании «Арт-Тур» Дмитрия Арутюнова, марокканский офис предпринял действительно серьезные шаги по продвижению своей страны: «Реклама Марокко заметна. Важно также, что были организованы отличные ознакомительные туры для агентств. Результаты есть. Мы видим, что агентства в теме, понимают особенности этого турпродукта. Интерес к Марокко неплохой – точно лучше, чем в прошлом году».

Директор компании «Спейс Тревел» Артур Мурадян также указал на грамотное продвижение Марокко. «Все маркетинговые шаги были правильными. Особо стоить отметить четкую целевую рекламу, в которой ссылки были на пул туроператоров, отправляющих туристов на рейсах Royal Air Maroc. Кампания была начата своевременно и охватывала как прямых клиентов, так и игроков рынка».

Куратор марокканского направления компании «Ванд Тревел» Наталья Кириченко полагает, что рекламы страны в России могло бы быть больше: «Мы много лет говорим марокканскому офису о необходимости присутствия на телевидении, так как это самые действенные инструменты воздействия на клиентов».

И все же, по мнению экспертов, несмотря на рекламные усилия, глобального скачка спроса так и не произошло. Как утверждает г-н Арутюнов, причина в падении покупательской способности россиян и высоком курсе евро. Марокко – недешевая страна, к тому же не страдающая от дефицита внимания европейского и других рынков, так что российским операторам не приходится рассчитывать на особую благосклонность местных отельеров. Наталья Кириченко согласна с коллегой, но считает, что изначальный посыл Марокко заменить собой Турцию и Египет не совсем верен: «Страна никогда не была направлением массового отдыха и, скорее всего, им и не станет. Те, кто ориентируется на Турцию, вряд ли выберут Марокко. В нынешней экономической ситуации страна просто не по карману россиянам». «Да, особенно если сравнивать с предложениями других стран, – подтверждает г-н Мурадян. – Отель 5* в Марокко в два раза дороже аналога, например, в Греции. Стоимость перелета также минимум вдвое дороже авиабилета в Грецию».

Именно высокие цены на рейсы Royal Maroc эксперт называет причиной неудавшегося сезона. «Мы столкнулись с абсурдной ситуацией. Рынок воспрял, потому что марокканский офис впервые так массированно заявил о своей стране, появилась реальная перспектива, мы стали активнее предлагать это направление. А национальный перевозчик фактически проигнорировал все эти усилия. Предложенные туроператорские тарифы безумно высоки. В итоге более 70% стоимости, например, десятидневного тура с размещением в 3* в Агадире – это цена перевозки. При этом Royal Maroc летит на курорт с технической посадкой в Касабланке, что, безусловно, удлиняет путь», – пояснил Артур Мурадян.

Авиакомпания Royal Maroc совершает три рейса в неделю из Москвы. Есть еще чартерные рейсы, которые подняли Coral и Anex, но предлагаемые ими туроператорам-блочникам тарифы тоже низкими не назовешь. В любом случае, конкурировать с консолидатором рейса невозможно, заметил г-н Мурадян. Не говоря уже о том, что мало кто рискует брать блоки на чартерах в условиях нестабильного спроса. «Мы могли бы сами поставить чартер в Агадир, но в августе наверняка бы столкнулись с дефицитом мест в отелях. Гостиниц там маловато и практически все, что есть, занято европейцами, у которых в это время сезон отпусков», – заметил собеседник.

Эксперты сожалеют, что прорыва на направлении так и не произошло. Марокко – действительно безопасная, интересная и дружелюбная страна, располагающая к хорошему отдыху. Остается надеяться, что приложенные в этом году усилия по продвижению подготовят почву для роста спроса в будущем, когда экономическое состояние россиян стабилизируется. Пока же цифра в 100 тыс. туристов из России, запланированная на 2016 год, скорее всего, окажется недостижимой.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати