Интурмаркет 2020 02.10

«Домодедово» не успело за рынком

Транспортная клиринговая палата опубликовала итоги по авиарынку за январь-май. Согласно данным ТКП, большинство крупнейших аэропортов снижают пассажиропоток быстрее, чем авиакомпании. В частности, крупнейший в России московский аэропорт «Домодедово» снизил объем обслуженных пассажиров за первые пять месяцев на 21,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тогда как авиаперевозки в январе-мае упали на 19,4%. Московские «Внуково» и «Шереметьево» снизили пассажиропоток на 11,3% и 11,4% соответственно. Аэропорт «Домодедово» с учетом лидирующей позиции на рынке потерял из-за кризиса наибольший объем пассажиров – более 1,6 млн. человек.

Эксперты отмечают, что пассажиропоток аэропортов подчиняется исключительно рыночным тенденциям и зависит от работы авиакомпаний, базирующихся в том или ином аэропорту. «Невысокий темп падения пассажиропотока в «Шереметьево» объясняется относительной стабильностью перевозок «Аэрофлота» (падение по пяти месяцам – 12,4%), а во «Внуково» плохие результаты «Атлант-Союза» компенсируются весьма успешными операциями «Ютэйра»», – пояснил «Коммерсанту» глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Он также отмечает, что на количественных результатах работы «Домодедово» вплоть до августа будет сказываться уход с рынка базировавшегося там авиаальянса AiRUnion. До остановки авиакомпании альянса обеспечивали аэропорту порядка 3 млн. пассажиров в год. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак добавляет, что низкие показатели демонстрируют и другие крупные перевозчики в «Домодедово» – «Сибирь» и «ВИМ-Авиа», снизившие объемы перевозок более чем на 35%.

По мнению экспертов, падение пассажиропотока в целом не будет иметь критических последствий для финансового положения аэропортов, поскольку, как правило, их операторы контролируют весьма прибыльные топливозаправочные комплексы. «Финансовые сложности ожидают тех, кто поторопился с инвестициями в расширение пропускной способности аэропортов в надежде на рост пассажиропотока», – полагает Олег Пантелеев. В качестве примера он приводит новый пассажирский терминал в екатеринбургском «Кольцово», а также масштабное строительство нового комплекса в московском «Внуково»: прогнозы роста объемов не оправдались, а сроки окупаемости этих проектов «уходят вправо». Но Борис Рыбак полагает, что в связи с кризисом под угрозой все строительные проекты аэропортов: большинство из них может быть заморожено или отложено, что существенно снизит их привлекательность для авиакомпаний.

Версия для печати