Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Как мы боимся падения рынка, так наши клиенты боятся падения туроператоров»

08:07, 29 октября 2008

Как известно, для оптимистов стакан наполовину полон, а для пессимистов – наполовину пуст. А, например, мнение турфирм по поводу влияния кризиса на спрос можно публиковать выборочно. Тогда ситуация на рынке может получиться, как по заказу: хотите – все будет хорошо, не хотите – сделаем плохо. Как, собственно, некоторые и делают. Между тем, показать сегодня истинную картину спроса очень сложно: по одному и тому же вопросу или направлению туроператоры высказывают строго противоположные суждения.

Напомним, что первый «кризисный» опрос мы провели 9 октября и пришли к выводу, что нынешний спрос на зимние программы неоднозначен. 27 октября газета «Ведомости» привела мнения руководителей некоторых турфирм, в том числе очень крупных, и из этой публикации следовало: все плохо. Может быть, за 2,5 недели ситуация настолько изменилась, что пора делать удручающие выводы? Вчера мы снова обзвонили турфирмы и остались при своем мнении: четкой картины влияния кризиса на туристический спрос нет.

Подавляющее большинство опрошенных сходятся в том, что, конечно, настороженность на рынке присутствует, нет глубины продаж. Многие думают о том, что, если спроса не будет, придется сокращать персонал, зарплату, рекламные бюджеты и т.д. Некоторые уже это делают. Кое-кто даже закрывает точки продаж.

Но другие говорят, что увольнять никого не будут. И есть фирмы, которые набирают персонал! Далеко не все, и уж точно не на всех направлениях констатируют снижение спроса и уменьшение объемов продаж. Иными словами, картина, скорее, рыночная, чем кризисная, и настолько противоречивая, что систематизировать ответы практически невозможно. Поэтому мы просто публикуем собранные мнения, распределив их в алфавитном порядке по фамилиям опрошенных. Обзванивали всех подряд, по принципу - кто первый ответит. Сюда же включены некоторые суждения туроператоров, опубликованные газетой «Ведомости».

Сергей Агафонов, генеральный директор сети «Магазин горящих путевок»: «Прошлая неделя очень показательна: спрос резко упал, и на этой неделе не поднялся. Но Египет на осенние каникулы весь продан – во многом потому, что перевозка на этом направлении сбалансирована. Не вижу глубины продаж. Покупают за неделю – на следующую летят. Есть ощущение, что народ не избавляется от денег, а придерживает их».

Оксана Агафонова, директор офиса «МГП» на Багратионовской: «В октябре всегда спад, и сейчас клиентов оформляется столько же, сколько было в прошлом октябре. Показательным будет ноябрь. Звонков на Новый год меньше. Судя по тому, что цены уже сейчас стали опускаться, в том числе и на экзотические направления, операторы чувствуют снижение спроса - обычно это бывает в начале декабря. Есть горящие Мальдивы - $1500 на человека за 12 дней в отеле 5*, обычно такой тур стоит от $1800. Пхукет тоже подгорает: две недели в отеле 3+ - 4* предлагают от $660-680. Правда, с учетом роста курса доллара и внутренних курсов туроператоров, в рублях получается недешево. Явно хорошо продается Египет на весь ноябрь, никого не останавливает, что он подорожал, кто запланировал – летят. Больше звонков по Израилю, но нечего бронировать, отели очень плохо подтверждаются, и туристы, опять же, переориентируются на Египет. Опасения? Есть. Боимся «тишины» в январе-феврале. Уже есть случаи, когда турист забронировал тур, а его на работе «сократили» и он никуда не едет».

Александр Арутюнов, президент ВАО «Интурист»: «Отток идет, главным образом, на дорогих направлениях — экзотика и горные лыжи… Экзотические, дорогие направления умрут. Наступает звездный час для направлений не дороже $1000 — Турция, Египет, Болгария, Тунис, причем будет отток из пятизвездочных отелей в трех-, четырехзвездочные… Туристам следует опасаться демпинговых цен: возможно, это последние деньги, которые недобросовестные операторы соберут с клиентов, перед тем как исчезнуть. (Ведомости)

Светлана Ахунова, «ВКО клуб»: «Панические настроения искажают реальную картину. Небольшое уменьшение продаж есть, но это может быть связано с повышением стоимости туров. В целом картина неплохая и внушает уверенность, что зимний сезон состоится. Продается и экзотика, и массовые направления. Есть подъем по Израилю. Явно снизился Таиланд, но, думаю, это запоздалая реакция на политическую ситуацию в стране. Мальдивы приближаются к массовым направлениям. Очень хорошие продажи на Бали, есть спрос на ЮАР, Австралию. По моим ощущениям, дорогие туры останутся. Совсем дешевые вымываются. Более того, люди стали опасаться горящих туров. Хорошо идет горнолыжка. Сегодня мы анализировали продажи, и пока у нас нет оснований для беспокойства».

Татьяна Ванд генеральный директор компании «Ванд Интернешнл тур»: «Активно продается Чехия, Вьетнам, Китай, а продажи стандартных туров от 800 до 2 тыс. евро провисли, в частности, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Италия, Испания. Думаю, в целом спрос упадет, но не более чем на 20%. Богатые туристы все равно поедут. До лучших времен отложат поездки потребители среднеценовых туров, бизнес которых связан с получением кредитов».

Елена Васильева, генеральный директор компании «Визит Европа»: «Есть отказы, снизилась динамика продаж, особенно новогодних и лечебных туров, которые наиболее дорогие. В прошлом году в это время было продано 80% новогодних туров, сегодня продажи идут, но вяло, хотя бронирования ежедневны. Категорийность запрашиваемых отелей не изменилась. Пресса раздула истерию вокруг кризиса, люди боятся уезжать, боятся закрытия банков, боятся оставить без присмотра бизнес. Отказы от туров объясняют нестабильностью обстановки и желанием на всякий случай приберечь деньги, мало ли что. Но я уверена, что Новый         год мы продадим. Оснований для пессимизма, сокращения расходов и штата нет, никаких кардинальных шагов предпринимать пока не собираемся. Наоборот, наметили работать над новым каталогом, развивать новые сложные комбинированные туры».

Владимир Воробьев, президент «Натали турс»: «В последние две недели продажи на ближайшие даты и на Новый год упали на 30-40%... Думаю, после 20-х чисел января начнутся разорения компаний. Некоторые туроператоры не один год работают в минус, однако за счет наращивания оборотов им удавалось оставаться на плаву. При сильном снижении турпотока покрыть убытки будет невозможно». (Ведомости)

Анатолий Гаркушин, генеральный директор компании «Пантеон»: «По сравнению с прошлым годом объем продаж упал очень заметно. При этом Греция – экскурсионные программы через Афины, мы самые крупные блочники на Olympic Airlines - немного выросла. Упала наша экзотика – Шри-Ланка. А у нас чартер 2-12 января на «Интеравиа» и большие блоки на регулярке «Аэрофлота», Qatar Airways и Emirates. Снижаем цены, понемногу корректируем перевозку. Думаю, дальше будет только хуже».

Дмитрий Горин, генеральный директор «РЖД-тур»: «Сегодня спрос упал примерно на 15%... Те, кто запланировал новогодний отдых, поедут даже в кризис — отдохнуть как в последний раз. А вот после Нового года туристический рынок накроет кризис — глубины продаж на этот период практически нет. (Ведомости)

Валентин Елисеев, президент круизного центра «Нептун»: На сегодняшний день влияния кризиса на спрос не чувствуем. Хотя круизные компании предприняли некоторые шаги, которые говорят о том, что ситуация несколько изменилась. Например, Carnival Cruise Line свой новый лайнер Carnival Splendor с европейских маршрутов на 2009 год. Все компании холдинга Carnival Corporation централизованно отменили топливные надбавки. Высока вероятность того, что будут изменения в программах на 2009 год и у других круизных компаний. Цены на ряд категорий кают, скорее всего, снизятся. Думаю, некоторые низкобюджетные компании будут вынуждены снижать издержки, что, конечно же, отразится на качестве сервиса. Компании класса Premium и Luxury, в силу специфики своей клиентуры, меньше пострадают от негативных последствий кризиса. А мы планируем активизироваться, выделили дополнительные средства на финансирование проектов по продвижению нашего продукта. Часть этих проектов будет запущена уже до конца этого года.

Андрей Жарков, генеральный директор компании «Жаркофф-тур»: «Спрос на Прибалтику упал на 50%. В прошлом году в это время 20% туров было уже продано. Затрудняет продажу то, что до сих пор нет стоимости железнодорожных билетов. Эстония готова идти навстречу нашему бизнесу – отели готовы снизить цены, железная дорога готова поставить дополнительную перевозку, консульство готово проявлять максимум лояльности к туристам. Продлили сроки Рождественского базара, раньше начнется сезон скидок. А вот продажи не идут».

Татьяна Зотова, коммерческий директор компании «Лабиринт»: «Я отвечу, но вы мне все равно не поверите. Каждый понедельник у нас проходит собрание руководителей всех отделов. Собираем информацию о количестве бронирований на Новый год и Рождество за прошедшую неделю по сравнению этой же неделей 2007 года. Хотите верьте – хотите нет, но с 10 сентября у нас объем продаж по Финляндии, Скандинавии и Прибалтике в 3-4 раза больше, чем в прошлом году. Есть туры на стоп-сейле, есть на заказы листе ожидания. Предлагаю три варианта причин. Первый: уровень цен на наши туры – от 1000 евро на человека, для Нового года это недорого. Второй: в связи с ситуацией на рынке авиаперевозок вырос интерес к поездкам на поездах. У нас пять чартерных поездов – два в Рованиеми, два в Коопио, один в Хельсинки, не считая бесконечного количества дополнительных вагонов на регулярные поезда, и все мы грузим сами. Третий: мы предложили свежий продукт регионам, в этом году у нас вылеты из Краснодара на Куусамо, из Ростова и Казани - на Тампере. Пытаемся на 30% расширить комитменты в отелях-аквапарках в районе Тампере. И я каждый день проводу собеседования, беру на работу людей».

Геннадий Котов, исполнительный директор компании «Астравел»: «Незначительный спад есть, вернее, есть малое число отказов от поездок, которые туристы объясняют не отсутствием денег, а необходимостью присутствовать на работе. У нас большой ассортимент дорогих туров – они хорошо продаются, в спокойном режиме. Израиль – телефон раскалился от звонков. Хорошо начала продаваться Россия. Новогодний круиз по балтийским столицам уже продан. Нам нужны курьеры, специалисты по Израилю и Латинской Америке – деньги на зарплату есть».

Мария Малышева, PR-директор компании «ПАК групп»: «Слухи о глобальном кризисе сильно преувеличены, идет спекулятивная игра на нервах, отдых - это предпоследнее на чем люди будут экономить. У нас снижения продаж нет, лидируют горнолыжные туры, особенно в альпийские страны. Большой спрос на Финляндию, хорошие продажи в регионах. Мы только что вернулись из поездки в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самару и Ростов-на-Дону. Нигде нет и следа панических настроений, люди охотно покупают наш турпродукт. Хотя бесконечная говорильня о кризисе может, в конце концов, сказаться на настроении людей. Мы, безусловно, будем четко отслеживать платежи и никому не верить на слово, все – строго в соответствии с договором. И - прочь расслабленность, концентрируемся на работе».

Денис Матюхин, генеральный директор компании «Аэро Клуб»: «Мы занимаемся деловым туризмом, и спад мы почувствовали, но только в конце прошлой недели. Многие компании перестали оплачивать сотрудникам бизнес-класс, ВИП-проходы, трансферы. Большой вал сдачи билетов. Стандартный процент возвратов - 10%, а сейчас - 25%. Крупные коммерческие структуры вообще сокращают тревел-расходы. Уменьшился и объем заказов на корпоративные мероприятия - процентов на 20. Мы работаем, заказы есть, но новых совсем немного, число участников корпоративных выездов сокращается, нет глубины продаж. Но, между прочим, фармацевтические компании - как ездили, так и ездят. Основная проблема в том, что игроки рынка делового туризма часто кредитуют своих клиентов, и сейчас нас волнует пополнение оборотных средств за проданные билеты, чтобы вовремя расплатиться с авиакомпаниями. Конечно, сейчас что-то кому-то делать в кредит – нереально. И если клиенты вовремя не расплатятся, то многие участники рынка будут близки к состоянию банкротства. Уже есть случаи отключения наших коллег от систем бронирования в связи с образовавшимися долгами».

Михаил Мусинянц, генеральный директор компании «Эрцог»: «Снижение стало заметно около двух недель назад, пока оно незначительное, не более 10%». (Ведомости)

Ирина Петрова, генеральный директор компании «Солвекс»: «Горнолыжная Болгария снизилась на 15%, особенно волнует глубина продажи, которой практически нет. Народ не торопится отдавать деньги: как мы боимся падения рынка, так наши клиенты боятся падения туроператоров. Очень плох Таиланд. Уже подгорает Бали, это направление отягощено еще и явным избытком перевозки. Но при этом: продали три вагона на Великий Устюг, и продали бы еще, жалко, нет вагонов. Израиль растет, продан до середины ноября, а вот декабрь – непаханый. Новый год очень вяло продается. И я предполагаю, что это только начало. Весь ужас крушения мы ощутим в феврале-марте. Рынок будет падать вместе с нами».

Максим Приставко, заместитель генерального директора компании «Джет тревел»: «Пока спрос хороший, продажи даже превышают показатели прошлого года, но чувствуется, что народ начал осторожничать. Темп роста продаж все же ниже прошлогоднего. Отказы есть, но очень мало, объясняют нестабильностью обстановки. Если что, то будем, конечно, сокращать расходы. Но не сотрудников, они же прибыль приносят».

Елена Протасенко, руководитель департамента Европы компании «Ист Лайн»:

«Новый год продается - Гоа, Австрия-горнолыжка, и не скажу, что хуже, чем в прошлом году. И Пхукет продаются, правда, для нас это новое направление, сравнить не с чем. В ноябре обычно народ активизируется, так что посмотрим. Но глубины продаж нет и звонков сейчас немного».

Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин»: «Я бы скорее говорил о кризисе неплатежей, а не спроса. После неудачного летнего сезона у многих операторов по России зависли невыбранные деньги в пансионатах и санаториях. Такое бывало и раньше, и базы всегда спокойно обсуждали тему возвратов, а сейчас все просят: давайте поговорим об этом в следующем году. При этом курорты Краснодарского края явно далеки от финансового кризиса и по инерции выставляют цены на следующий год на 25-30% выше, чем в прошедшем сезоне. Хорошо еще, понимают, что их придется снижать. Но как? Надо сокращать издержки, а в стране выросло целое поколение менеджеров, которые умеют только «расти».

Мы подготовили два сценария на лето 2009. Оптимистический: снижение спроса на 20%, и мы при этом сохранимся в неизменном виде, ну чуть подрежем какие-либо расходы. Пессимистический: падение 40%, тогда понадобится сокращаться - зарплата, персонал, офисы и т.д. А сжиматься всегда труднее, чем расширяться.

По поводу зимы. Нынешний октябрь продался процентов на 40% больше, чем в прошлом году. Уточню, что продажи в октябре – это туры на октябрь, ноябрь и Новый год. Если брать только новогодние туры, то – минус 10%, но это необязательно влияние кризиса, возможно, погода, настроение или вообще что угодно. В целом по зиме мы надеемся выйти на уровень прошлого года, в основном, из-за инерционности спроса.

А вообще, думаю, в ближайшие два месяца ничего катастрофического для внутреннего туризма не произойдет. У нас клиентская база несопоставимо шире, чем на выезде. Если миллион туристов не поедет в Египет, на этом направлении практически ничего не останется. А у нас тот же спад будет менее заметен. На 3 дня в Египет не поедут, а во Владимир поедут. Население пока сбережений не лишилось, скорее, люди мечутся, куда бы вложить. И если эти деньги доживут до следующего года, то туризм не упадет».

Станислава Смирнова, компания «Лемек»: «Мы не ощутили падения спроса. Было несколько аннуляций, клиенты объясняли это сложностями на работе. По сезону продажи идут нормально, очень активные сентябрь и октябрь, берем даже дополнительные блоки мест на Новый год и Рождество. Чувствуется тенденция к увеличению продаж».

Евгений Судьбин, заместитель генерального директора компании «Асент трэвел»: «Мировые процессы не могут на нас не отражаться. Общая нервозность вносит неразбериху в процесс формирования цен, особенно, на авиаперевозку – рост курса доллара уже перекрыл снижение цен на топливо. Что касается турпотока, то он на сегодняшний день превышает прошлогодний, хотя в августе-сентябре превышал значительнее. Резкий спад был в начале октября, сейчас ситуация выровнялась и стала сопоставима с прошлогодней. Прямого влияния кризиса на количество заявок нет, но надо учитывать, что 95% наших зимних клиентов – горнолыжники, а они последнюю рубашку с себя продадут, но поедут. Нет понижения категорийности отелей, но есть отказы, хоть их и немного – это последствия кризисных ожиданий. Мы пока никаких резких движений не делаем. Финансовые потоки и оценка потенциальных бронирований позволяют нам надеяться на выполнение бюджета»

Владимир Щербатых, генеральный директор компании «Экспресс Лайн»: «Пока кризис на спросе никак не отразился, есть только единичные отказы, мотивированные не отсутствием денег, а задержкой банками переводов наличных средств. Что будем делать? Посмотрим, какой сектор народонаселения будет больше затронут кризисом, тогда и определимся».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно