Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Интервью

Евгений Колков: «Даже если человек снимает только на телефон, фототур может быть отличной идеей для путешествия»

08:11, 29 июля 2019

Нынешним летом по Мурманской области будет колесить «Бобус» – уникальный вездеход с просторным салоном, кухней и санузлом. Машина создана руками инженера Валерии Ушаковой, технического директора туроператора «Фото Турист Клуб». Генеральный директор этой компании Евгений Колков, фотограф из Москвы, основатель и руководитель школы Open Foto, ответил на вопросы RATA-news в рамках проекта «Просто Россия». Он рассказал, как «Бобус» появился на свет и почему туристический клуб, созданный сообществом единомышленников, стал туроператором.


– Сейчас многие подобные проекты живут и здравствуют фактически в нелегальном поле. Почему для вас это стало неприемлемым?

– Вся «нелегальщина» заканчивается после первого провала. Неофициально можно возить своих друзей и знакомых, и это ничем противоправным не является – собрались, поехали. Но если ты приглашаешь людей за деньги, у компании должна быть финансовая гарантия, у туристов – медицинская страховка и все остальное. Во-первых, мы ответственны за тех, кто нам доверился. Во-вторых, если, не дай бог, что-то случится, может быть уголовная статья. В мои планы не входит лес валить.


Сейчас гораздо проще работать официально. Бухучет, налогообложение – многие проблемы снялись за счет онлайн-сервисов. Посещение труднодоступных мест, заказников, заповедников проще организовать, если ты юрлицо. То же самое можно сказать о взаимодействии с МЧС.


– Почему вы выбрали именно это нишу – фототуры?

– У меня почти 30-летний стаж профессионального фотографа, большой опыт, в том числе преподавательский. Наша школа Open Foto начиналась с фотопрогулок по Москве, это в каком-то смысле тоже экскурсии, а значит – туризм. Потом у нас был удачный опыт поездок в Мурманскую область, как раз в компании со знакомыми, единомышленниками. Кроме того, я много ходил с рюкзаком за спиной – поднимался в горы, сплавлялся на катамаранах. Моей давней мечтой было попасть в труднодоступные места и там всласть пофотографировать. Как выяснилось, это интересно не только мне. Я работаю с начинающими фотографами, среди них много людей интеллектуального труда, и путешествовать они хотят так, чтобы была возможность развиваться.


Но чтобы попасть туда, куда действительно хочется, нужно фактически организовывать экспедицию. Мы попробовали путешествовать на классических джипах, но возможностей этих машин для наших целей недостаточно. И вот, возвращаясь однажды из такой поездки по бездорожью, я вышел из машины размяться. Мимо проезжает армейский КамАЗ – просто уверенно едет, ни о чем «не думая». И у меня мысль: может купить КамАЗ? Странно, да и слишком дорого. Нужно что-то другое. Так родилась идея построить автодом. И я купил автобус.

– Туристический???

– Нет, ЗИЛ-3250 по прозвищу «Бычок». А в автодом его переделала удивительная женщина – Валерия Ушакова, инженер-конструктор, специалист именно по колесной технике. Валерия из тех людей, кто отдыхают с болгаркой и сварочным аппаратом в руках. Она за полгода переделала автобус в комфортный автодом-вездеход: полностью заменила ходовую часть, колеса стоят от вездехода «Урал», а сам мост и раздатка – от ГАЗ-66.


Традиционные «вахтовки» – грузовик с кузовом в виде обитаемого отсека, которые используют для перевозки туристов многие операторы – не наш вариант. Нам нужно было единое пространство с кабиной водителя, чтобы люди, сидящие в салоне, могли видеть в лобовое стекло, что происходит впереди. Для фотографов это важно. Да и психологически более комфортно иметь обзор. Сейчас наш автодом прошел последние испытания, получил имя «Бобус» и отправился в первую экспедицию.

Плюсы большой машины в том, что мы можем взять с собой все необходимое с запасом – включая два генератора, сварочный аппарат, все необходимые запчасти на случай поломки.



– Вы сказали, что автодом комфортный. Что это означает в вашем случае?

– Во-первых, безопасность. Уровень пола поднят на полтора метра от земли, значит броды до 1,5 метра, где любой джип утонет либо это будет экстрим на грани безумия, мы пройдем, не замочив ног. Высота колес «Бобуса» – 1,2 метра, ширина – 50 см, они могут ехать как по асфальту, так и по бездорожью. А если в шинах спустить давление, то ширина колеса превращается почти в метр, такой «лапотник» проползет хоть по песку, хоть по льду, хоть по снегу.


Второй и главный момент: автодом – это кают-компания для группы. Есть кухня, то есть в вопросах приготовлении пищи мы не будем зависеть ни от погоды, ни от места. Снег, дождь, град – у нас всегда крыша над головой и тепло: внутри независимый обогреватель. Часть туров запланирована на октябрь-ноябрь, в это время на севере уже зима.


Салон рассчитан на восемь человек и водителя, оснащен мягкими сиденьями с ремнями безопасности, а также диваном и столиком. Это комфортное место, где можно собраться, чтобы поесть, обсудить отснятое за день. Есть туалет. Ночевки запланированы в теплой пневмокаркасной палатке – разместить всю группу в автодоме невозможно. Но «Бобус» может встать хоть на скале у океана, если мы планируем там дождаться красивого заката. Для сна везем специальные раскладушки и другие принадлежности, гостям тащить с собой ничего не нужно.

Вообще фототуризм – это, на мой взгляд, мощная прокачка интеллектуального потенциала. Серьезные физические нагрузки, гонка за «галочками» на карте, преодоление и экстрим не должны быть самоцелью таких путешествий.



– В какие места повезете туристов в этом сезоне?

– Мы составили несколько маршрутов от 4 до 10 дней по Мурманской области. Основные точки – полуострова Средний и Рыбачий. Заезжает в знаменитую Териберку, хотя это не главное, потому что туда только ленивый не ездит, так как дорога хорошая. Заброшенный поселок Дальние Зеленцы на берегу океана, где раньше была научная база Морского биологического института. Пройти туда может только вездеход, а красота там потрясающая. С одной стороны остов апокалипсиса – поселок с заброшенными лабораториями, лежащими на берегу катерами, с затопленными кораблями. С другой стороны – дикие скалы, тундра, совершенно не тронутая человеком.


На осень намечен фототур к очень интересному, труднодоступному водопаду Большой Янискенгас на реке Кутсайоки. Он известен водным туристам как «Маманя», а расположен чуть южнее Мурманска, в районе Кандалакши, на материковой части Кольского полуострова. Это заповедная зона, где можно поснимать непуганых зверей. Мы пойдем туда в сентябре, когда дорога через глухую таежную зону окрасится багрянцем и «проредится» – самое фотогеничное время для съемки густого леса. Тайга там совершенно уникальная: сосны, камни, огромные валуны – все вперемешку. Водопад высотой больше 20 метров бьет в каменный каньон. Зрелище величественное и сказочное.

Еще повезем туристов в Ловозерские тундры. Это овеянный легендами горный массив рядом с Хибинами. Там происходят необъяснимые явления, уфологи даже ищут следы контактов с внеземными цивилизациями.



– Почему вы выбрали именно этот регион?

– Во-первых, мне очень нравится север, хотя много где бывал. Например, наша следующая цель – Алтай. Но Мурманская область – это еще и близко от Москвы, всего около двух часов полета, то есть достижимо за короткий срок и небольшие деньги. И места не столь изъезжены и популярны, как, скажем, Карелия. Даже профессиональных фотографий оттуда немного. До 90-х годов это была закрытая военная территория, попасть на полуострова Средний и Рыбачий было невозможно.



– Слушатели курсов, начинающие фотографы – это очень узкая аудитория, вам не кажется?

– Да, но наши туры могут привлечь людей, которые, например, увлекаются живописью. И вообще всех, чья работа или творчество связаны с визуалом. Мы даем возможность попасть в уникальные места с максимально возможным комфортом.

Более того, я уверен, что это может быть интересно и тем, у кого есть только телефоны с камерой, то есть практически всем. Мы всячески пытаемся донести до людей: не важно, какая у вас аппаратура. Даже если вы снимаете на смартфон, поехали с нами, я покажу, как делать это качественно и красиво. И, конечно, с нами едут профессиональные фотографы, нам всегда есть, чему поучиться друг у друга.



– Конкурентов анализировали?

– Да, конечно. В Мурманской области много замечательные ребят, в том числе фотографы, перед которыми я снимаю шляпу, они делают реально интересные туры. Но у них нет нашей Валерии, которая делает машины! И нет нашего «Бобуса». И, что часто свойственно подобным турам, многое необходимое не входит в стоимость, люди привязаны к турбазам и местам питания. У нас же все включено с момента, когда человек сходит с трапа самолета в Мурманске.


www.foto-tourist.club


Анна Вальцева, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно