Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Турфирмы смогут работать после 1 января, даже если не вступят в реестр турагентств

01:58, 27 декабря 2016

Подзаконный акт, который, как заявлялось ранее, должен был появиться до конца нынешнего года, чтобы не только подтвердить обязанность турагентств вступать в реестр при «Турпомощи», но прояснить механизм его создания, так и не был принят. В отсутствие такого документа сама идея реестра вызывает сомнения, непонимание и многочисленные вопросы. Мы решили разобраться в ситуации.

Сразу оговоримся: в том, что реестр необходим, сомнений у нас нет. Сейчас вообще не известно, сколько в России турагентов, а реестр – это и статистика хотя бы лояльных компаний, и динамика их появления-исчезновения, и структура этого сегмента рынка, и ориентир по распределению в регионах. Даже сейчас уже интересно просматривать список на сайте «Турпомощи» – оказывается, индивидуальных предпринимателей в турбизнесе чуть ли не больше, чем юридических лиц, немало мини-сетей – точек продаж с одинаковыми названиями по разным адресам в одном или в соседних городах, а уж какие названия встречаются… В общем, множество возможностей для анализа.

И не в том вопрос, кому этот реестр вести. Пусть будет «Турпомощь», не принципиально. Конечно, главная задача у этой организации другая. Но то, что ее руководитель в отсутствие крупных банкротств туроператоров и необходимости вывозить туристов не сидит тихо за рабочим столом, а все время ищет себе занятие, может быть, даже и хорошо.

Проблема в том, какими методами этот реестр начали создавать.

Напомним, Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета, состоявшегося 17 августа 2015 года в Ялте, дал, в числе прочих, такое поручение: «Внести в законодательство необходимые изменения, предусматривающие введение единого федерального реестра турагентств». На самом Госсовете президент высказался даже еще более определенно: «На повестке дня – введение единого реестра турагентов. Им могла бы заниматься одна из общественных организаций, объединяющих туроператоров».

Эти слова и стали точкой отсчета для создания реестра. В качестве «общественной организации» была определена «Турпомощь». И в апреле 2016 года на первом всероссийском турагентском конгрессе в Сочи руководство Ростуризма, «Турпомощи» и, как ни странно, РСТ заявило не только о начале создания реестра, но и о том, что он обязательный, и агентства, не вступившие в него, с 1 января 2017 года, то есть с началом действия нового отраслевого закона, работать уже не смогут. Под этим лозунгом началось активное привлечение агентств в реестр – с выступлениями в отраслевой прессе, поездками по регионам, разъяснениями и убеждениями.

Достоверно известно, что на встречах в регионах турагенты спрашивали, на каком основании и с какой целью их так торопят вступать в реестр, если закон начнет действовать только с 1 января, и почему они не смогут работать, если этого не сделают. Но кто-то спрашивал, а многие не вникали – верили и вступали. По данным на 26 декабря, в реестре насчитывается уже 7169 турагентств.

Однако в декабре этим вопросом «вдруг» заинтересовался вице-премьер Виталий Мутко, назначенный курировать в правительстве туристическую отрасль. И поручил Минкульту, Ростуризму, а также Налоговой службе и Роспотребнадзору совместно проработать вопросы информационно-технического обеспечения формирования единого федерального реестра турагентств, а также определения федерального органа исполнительной власти (!), осуществляющего ведение указанного реестра. Доложить о результатах предписано до 15 июля.

Трудно сказать, каков будет итог этого поручения. Однако очевидно, что если вопрос о реестре еще надо «проработать», то, по крайней мере, до середины будущего года вступать в него, видимо, не так обязательно, как утверждают его создатели.

А вообще – обязательно ли? В законе, который вступает в силу 1 января 2017 года, нет ни слова ни об обязательности, ни о том, что какие-то действия должны предпринимать сами турагенты. Статья 11-2 закона № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», на которую ссылаются в «Турпомощи», звучит так: «Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, предоставляют в объединение туроператоров в сфере выездного туризма сведения о турагентах, с которыми у них заключены договоры, в порядке, утвержденном общим собранием членов данного объединения туроператоров. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» представленные туроператорами сведения о турагентах».

Как видим, в законе сказано, что операторы «предоставляют» сведения об агентах, но не «должны» или «обязаны». Сравним с формулировкой статьи 4.1 закона № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», касающейся фингарантий и участия в «Турпомощи»:

«Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Здесь все понятно: «должны» – читай «обязаны».

Значит, как следует из закона № 49-ФЗ, если туроператоры сведения о своих агентах не подадут, это не повлечет никаких санкций. «Формируемый на основе этих данных реестр турагентств – лишь информационная база, список контактов, который поможет «Турпомощи» исполнять ее прямые обязанности, то есть получить необходимую информацию для эвакуации туристов в случае банкротства туроператора, – пояснил RATA-news юрист Эдуард Шалоносов. – Такая информационная база не является юридически обязательной или ограничивающей – в отличие от государственного единого реестра туроператоров».

«И у агентств, согласно закону, нет обязанности вступать в реестр. Будь это так, государство установило бы требования к обязательному реестровому номеру и санкции за нарушение», – продолжил Александр Байбородин, глава одноименной юридической компании. Адвокат Илья Тугуев согласен с коллегами: «Даже не вступив в реестр, агентства смогут вполне легитимно продолжать работу на рынке».

При этом, как замечают юристы, закон начинает действовать только с 1 января 2017 года, а вступать в реестр агентствам настоятельно рекомендуют с первой половины 2016-го. И взимается плата – 1 тысяча рублей с компании, хотя о том, что реестр создается на возмездной основе, в законе не сказано. Правда, по словам г-на Байбородина, в полномочиях общественной организации установить плату за некие услуги. Минкультуры также указывает на наличие «взноса» на администрирование в размере 1 тыс. рублей.

Удивительно другое. В разделе «Документы» на сайте «Турпомощи» есть реквизиты для оплаты, где в назначении платежа указывается, что взнос взимается за администрирование реестра за 2016 год. Но ведь закон о создании реестра вступает в силу только с 1 января 2017 года. Значит ли это, что все взносы заплаченные заранее, будут зачтены на 2017 год?

И еще деталь. В тех же реквизитах значится, что взнос добровольный. То есть можно не платить? При обязательном, как утверждается, вступлении в реестр?

Впрочем, после поручения Виталия Мутко тема обязательного участия в реестре стала звучать тише. Не случайно на сайте РСТ по этому поводу размещено разъяснение: «согласно решениям Комитета по работе с агентствами и Наблюдательного совета ассоциации, участники рынка вправе самостоятельно определять необходимость их участия в данном реестре».

Очевидно, что рынку необходимы четкие законодательные нормы для ведения пресловутого реестра. Ложно трактуемая статья 11-2 закона № 49-ФЗ уже приводит к эксцессам. Недавно один из крупных центров бронирования разослал агентствам письма с предупреждением: «Работа турагента, сведения о котором до 1 января 2017 года не включены в единый реестр, грозит ему штрафом до 200 тыс. рублей».

Если речь идет об официальном государственном реестре агентств, то, как полагают юристы, возможны два варианта. Он может вестись как Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ\ЕГРИП) при Налоговой службе, за участие в котором взимается довольно высокая госпошлина. Или как Единый федеральный реестр туроператоров при Ростуризме – бесплатный, но без оформления фингарантий попасть в него нельзя. Но даже если реестр турагентств появится в «государственном» виде, это никоим образом не мешает существовать и реестру при «Турпомощи» – в качестве источника информации для органов власти и потребителей. А также для ускорения процесса эвакуации туристов в случае банкротства туроператора, то есть выполнения основной функции этой ассоциации.

 

Светлана Ставцева, Ирина Тюрина, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно