Калуга

Глава Ростуризма погружается в проблемы внутреннего туризма

Глава Ростуризма Зарина Догузова продолжает серию встреч с участниками туристического рынка. Напомним, две недели назад своими проблемами с руководителем ведомства делились операторы по въезду. Вчера состоялся разговор с представителями компаний, занимающихся внутренним туризмом.

На встрече обсудили темы от санаторно-курортного отдыха и субсидирования туроператоров до ситуации с Booking.com. Решено, в частности, что рабочая группа по субсидированию соберется в Ростуризме уже в следующий понедельник.

По словам г-жи Догузовой, сейчас Ростуризм работает над созданием команды, решает кадровые вопросы и старается перезапустить межведомственное взаимодействие, которое поможет принимать скоординированные решения. Одновременно вместе с Минэкономразвития идет работа над новой стратегией развития туризма в нашей стране. «Мы готовы обсуждать идеи и предложения, так как время для формирования стратегии еще есть», – сказала глава Ростуризма.

Участники встречи воспользовались возможностью, чтобы обозначить основные оперативные и стратегические вопросы внутреннего туризма, которые требуют решения. Генеральный директор компании «Алеан»» Илья Уманский поднял тему снятия НДС с пакетных туров. «Туроператор покупает путевки в санатории и обязан платить с них НДС, хотя тот же санаторий продает путевки прямым клиентам без НДС», – пояснил он.

Вице-президент холдинга «Центральный совет по туризму и отдыху» Николай Пальцев подробно остановился на ситуации в санаторно-курортной отрасли: если в советское время в санаториях страны отдыхало не менее 12 млн человек, то сейчас с трудом набирается половина.

Генеральный директор компании «Интурист» Виктор Тополкараев в качестве главных причин торможения внутреннего туризма назвал нехватку дешевой перевозки, что делает российские морские курорты неконкурентоспособными по сравнению с турецкими, болгарскими, греческими. Особенно остро проблема стоит в регионах, поэтому, по мнению эксперта, необходимо снять НДС с внутренних перелетов к местам отдыха. Туроператоры, организующие чартеры на курорты, должны получать субсидии, так как сталкиваются с серьезными рисками. «Полностью поддерживаю эту идею, – сказала Зарина Догузова. – Но что конкретно субсидировать и в каком объеме, нам с вами надо будет еще обсудить. Для этого создается рабочая группа».

Срочного решения требует вопрос взаимодействия туроператоров со страховыми компаниями. «Очень многие региональные компании не могут получить финансовые гарантии не только на выездной туризм, но уже даже и на внутренний. Страховщики отказываются работать с турбизнесом», – сказала вице-президент Российского союза туриндустрии Ольга Санаева.

Она также обратила внимание главы Ростуризма на плачевную ситуацию с туристическими автобусами – здесь нет быстрого решения, но и откладывать его больше нельзя. По словам г-жи Санаевой, все тревожнее становится, ситуация с переводом экскурсионного обслуживания в монастырях полностью в ведение РПЦ. «Турфирмы задумываются, не исключить ли вообще монастыри теперь из числа объектов показа. С другой стороны, это наше общее наследие, и никто не может иметь на него исключительные права», – сказала Ольга Санаева.

Активно обсуждался вопрос конкурентоспособности российских курортов и отелей. По словам генерального директора компании «Библио-Глобус» Ирины Костенко, главный фактор выбора российского курорта – цена: «Именно такой вывод мы сделали, проанализировав запросы клиентов. База у нас внушительная, так как компания ежегодно отправляет на отечественные курорты 1,5 млн россиян. По качеству российские курорты однозначно проигрывают большинству зарубежных, поэтому выход пока только один – субсидировать внутренний туризм, что позволит снизить цены на этот продукт».

Генеральный директор сервиса бронирования отелей «Островок.ру» Феликс Шпильман согласен, что главное для развития внутреннего туризма – цена. «Нужны субсидии, в частности, для предпринимателей, которые сейчас из-за высоких рисков не хотят открывать отели в регионах, развивать инфраструктуру. По его словам, целесообразно также ввести налоговый вычет для физических лиц, которые воспользовались отдыхом внутри страны. «Это очень простая поправка в Налоговый кодекс. Пусть 13%, которые мы сейчас можем получить в виде вычета за средства, потраченные на платные медицинские услуги, распространятся и на отдых», – сказал эксперт.

Региональный директор курортов сети отелей Amaks Hotels & Resort Сергей Пацай, напротив, уверен, что туристы, прежде всего, выбирают качество и готовы за него платить. «Продукт начинается не с цены, и не она решает, куда поедет турист, а качество. А оно у нас низкое, так как отсутствует нормальная подготовка кадров для туризма», – пояснил эксперт. Ростуризму стоит уделить кадровой политике больше внимания и предпринять некоторые конкретные шаги, например, обязать выпускников туристических вузов отрабатывать какое-то время по специальности.

Зарина Догузова призвала туроператоров подумать об эффективности разных вариантов продвижения России, в том числе на внутреннем рынке. Участие в традиционных выставках, по ее словам, далеко не всегда эффективно, и, чтобы государственные деньги не уходили «в песок», надо делать упор на более современные формы продвижения страны и работы с потенциальными туристами.

 

Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин уверен, что вложения в современное, грамотное продвижение страны, прежде всего, в интернете, обязательно дадут результат. «Условно говоря, на каждый вложенный в продвижение рубль мы в итоге получим пять рублей дохода, а вкладываясь в инфраструктуру - десять копеек на рубль, и то не менее чем через пять лет», - заметил он. И достопримечательностей, и инфраструктуры, по его мнению, для туризма в нашей стране достаточно - не хватает информации ни для иностранных туристов, ни для российских.

 

При этом ошибочно думать, что самим россиянам не нужно продвижение страны. Просто для иностранных туристов продвигается несколько основных городов-направлений, а для наших -  вся страна. «У нас создан портал Russia Travel, рассчитанный именно на внутренних туристов. Но он фактически разваливается. Ресурс академичный, страдает излишней описательностью. И совсем не соответствует запросам современного туриста, потому что не дает представления ни как добраться в конкретное место, ни как что-то купить. На нем, например, представлены 600 санаториев, но купить в них путевку на сайте нельзя. А на самом деле туроператоры в этом заинтересованы и, думаю, могли бы софинансировать проект», - сказал г-н Ромашкин.

Туроператооы подняли еще одну актуальную тему – работа Booking.com. Государство обязало этот сервис бронирования платить налоги в нашей стране, но в итоге, пользуясь правом монополиста, он просто переложил эти траты на гостиницы, добавив к комиссии 20%. Участники совещания согласны, что в отношении Booking.com, проводящего столь агрессивную политику на рынке, необходимо предпринять защитные меры, на которые уже пошли многие страны.

На встрече также присутствовали президент РСТ Сергей Шпилько, представители компаний «Вокруг света», «Курортный магазин», «Магазин путешествий», «РашаДискавери», TUI Russia.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати