Интурмаркет 2020 02.10

Калининградские туроператоры направляют жалобу в Конституционный суд

Вчера на собрании Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области была утверждена жалоба в Конституционный суд Российской Федерации. Туроператоры просят признать положения статьи 17.2 федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 28.06.2009 г.) в части, касающейся размеров финансового обеспечения, противоречащими ч. 1 ст. 8 (гарантия поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности) и ч. 2 ст. 34 (запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию) Конституции Российской Федерации.

Как рассказала RATA-news председатель ассоциации Тамара Торопова, к подготовке документа привлекли адвоката, кандидата юридических наук Александра Косса, который получил полномочия представителя этой общественной организации. В качестве экономического эксперта выступил проректор по инновационному развитию Российского государственного университета им. Канта Тимур Гареев.

Экономическое обоснование подготовленного заявления – это почти 60-страничный отчет по результатам исследования рынка услуг туроператоров Калининградской области в связи с изменением условий финансового обеспечения в 2009 году. Он в 4,5 раза объемнее, чем текст самой жалобы. Кстати, в документе отмечается, что данные, содержащиеся в пояснительной записке и в финансово-экономическом обосновании к законопроекту № 97593-5, не содержат расчетов по сокращению численности малых туроператоров по международному туризму и не полностью раскрывают влияние законопроекта на всех игроков российского туристического рынка.

В жалобе говорится, что установленные размеры финансовых гарантий приводят к изъятию высокой доли оборотных средств и к резкому падению рентабельности предпринимательской деятельности малых туроператоров. При этом турбизнесу не предоставляются открытые и достоверные данные по статистике страховых случаев, соответственно у туроператоров нет информации об эффективности производимых ими страховых отчислений. В качестве обоснования принятой дифференциации фингарантий разработчики закона приводят ссылки на негативные факты, связанные с деятельностью крупных и средних туроператоров по выездному туризму, включающих в турпакет чартерную авиаперевозку. Однако это никак не связано с рисками калининградских турфирм, которые не формируют чартерные авиационные программы.

В документе также отмечается, что изменения в туристическом законодательстве происходят слишком часто и при этом ухудшают условия предпринимательской деятельности малых туроператоров, ставят их в неравные условия по отношению к крупным компаниям. Отношение размера финансового обеспечения к годовому доходу туроператора нелинейно и снижается с ростом годового дохода. Например, отношение 30 млн. рублей фингарантий к 100 млн. рублей дохода составляет 0,3 (30/100), а отношение 60 млн. к 300 млн. рублей уже меньше - 0,2 (60/300).

В приграничных регионах России действующий механизм финансового обеспечения приводит к прекращению деятельности малых туроператоров, для которых непосильно бремя финансовых гарантий, к сокращению ниши автобусных туров выходного дня в сопредельные страны. Происходит не просто снижения качества обслуживания туристов – исчезает турпродукт, который успешно развивался в Калининградской области с момента легализации предпринимательской деятельности в России.

Исследование туристического рынка анклавной области показало, что годовые доходы крупнейших туроператоров России и самых малых микропредприятий сферы турбизнеса отличаются в 1000 раз! При этом 90% туроператоров Калининградской области – микропредприятия со средним годовым доходом 5,79 млн. рублей, в том числе от туроператорской деятельности - 4,65 млн. рублей (в ценах 2008 года).

Средняя стоимость выездного тура из Калининградской области составляет 5,91 тыс. рублей без учета визы, максимальная не превышает 10 тыс. рублей. То есть фингарантии в 30 млн. рублей обеспечивают выплату ущерба не менее 3000 туристов. При этом средний калининградский туроператор отправляет за границу не более 500 туристам в год. Совершенно очевидно, что механизм финансового обеспечения не учитывает специфику организации приграничных автобусных туров, как в Калининградской, так и в других приграничных областях.

Поскольку минимальный размер фингарантий превышает средний годовой доход калининградского туроператора в 5 и более раз, получается, что местные турфирмы перестрахованы в 5 и более раз. А 60% туроператоров Калининградской области, доходы которых менее 3 млн. рублей в год, - в 10 и более раз. Даже если допустить, что они предоставляют турпродукт, некачественный на все 100%.

Таким образом, правоприменительная практика для калининградских туроператоров свидетельствует, что обеспечение требуемых размеров фингарантий изымает от 5% до 25% доходов, до 100% оборотных средств, свыше 100% разницы между доходами и расходами. С экономической точки зрения такие условия несовместимы со свободным ведением предпринимательской деятельности.

Пакет документов, необходимых для подачи жалобы, уже готов. На следующей неделе, после соблюдения некоторых формальностей, они будут направлены в Конституционный суд России. (Ирина Тюрина, RATA-news)

Версия для печати