Калуга

Ольга Килимник: круизный туризм сейчас на подъеме

Компания «Метрополис-Тур» с 1998 года занимается организацией морских круизов в Европу через Черное море и Балтику с началом и окончанием маршрутов в Сочи и Санкт-Петербурге. Этот российский оператор создает собственный круизный морской продукт. Корреспондент RATA-news Светлана Ставцева беседует с генеральным директором «Метрополис-Тур» Ольгой Килимник.

- В этом сезоне у вас 11 круизов – с 29 апреля по 2 ноября. И все они совершаются на одном судне. Это особенности вашей технологии или продиктовано спросом?

- Дело не в спросе, и не в технологии, а в отсутствии российских судов. Пока были украинские корабли, работали на них, теперь приходится работать на отфрахтованных иностранных - греческих, английских, американских. А достать их тяжело, судно мы можем получить только в «пересменку», когда оно не занято на круизах международных операторов. В прошлом году, например, работали на английском теплоходе, в этом – на американском. Мы обращались к российским корпорациям и частным лицам с предложением приобрести судно, доказывали перспективность этого бизнеса, но понимания не встретили. У наших предпринимателей «сухопутное» мышление, они готовы сейчас вкладывать в недвижимость, но им трудно представить «недвижимость», которая перемещается где-то в чужих водах. На Западе быть судовладельцем – очень престижно. У нас это время пока не наступило.

- Насколько я знаю, сухопутным мышлением грешат и наши туристы. Изменился ли спрос на морские круизы за последнее время?

- Когда мы начинали 8 лет назад, в круизы охотнее всего отправлялись жители Одессы, Москвы, Санкт-Петербурга – городов, тяготеющих к водным просторам. Сейчас активно подключились Урал, Сибирь, центральная Россия. Я считаю, круизный отдых сегодня на подъеме. Все чаще едут молодые люди. Очень модно, например, стало заключать браки на борту лайнера.

- Действительно ли сегодня в морские круизы отправляются порядка 20 тыс. человек в год? Эта цифра прозвучала на недавней конференции стран Черноморского экономического сотрудничества в Москве.

- По-моему, цифра явно завышенная. По моим оценкам, круизных туристов у нас не более 8-10 тыс. «Метрополис», например, отправляет примерно 5 тыс. в год: 11 круизов, средняя загрузка порядка 450-500 человек. Объем всех других компаний, работающих с международными круизными операторами, не превышает 5 тыс. Обидно, потому что «Метрополис», например, мог бы обслуживать гораздо больше туристов. Но так как у нас нет своего лайнера, приходится выдерживать строгий график круизов, нам сложно варьировать сроки, соответственно, ассортимент получается более узким, чем спрос, и мы теряем часть клиентов.

- Которые затем уходят к международным операторам, на мега-лайнеры?

- Не обязательно. На самом деле, у наших круизов и тех, которые предлагают международные операторы, разный клиент. Не хуже-лучше или богаче-беднее, он просто другой. К тому же, у нас и у западных операторов разный подход к организации круизов. Мега-лайнер – это своего рода плавучая гостиница, в которой есть все, чтобы человек не чувствовал никакой потребности сходить на землю. Некоторые западные круизные туристы все время проводят на борту лайнера. У нас же другая круизная философия. Наши суда – средней величины, берут на борт до тысячи человек, так что море – вот оно, рядом. А человек, который путешествует на 15-палубном лайнере, воспринимает море совсем по-другому. Западные круизные компании сводят время стоянок к минимуму, мы – наоборот, удлиняем, потому что познавательная часть круиза для нас так же важна, как морская. Мы предлагаем не просто отдых, а романтику морского путешествия в кругу друзей и любимых артистов, что создает особую атмосферу на борту. Это – просто другой продукт. Не случайно многие из наших клиентов, съездив в иностранный круиз, потом возвращаются к нам.

- Тем не менее бытует мнение, что «российские» круизы выбирает менее продвинутая публика, которая боится оказаться вне привычной среды, без языка и не слишком требовательная к сервису.

– Это не так. Что касается сервиса, то все наши суда сертифицированы, полностью соответствуют международным стандартам, на них спокойно отдыхают немцы, французы. Морской экипаж представлен иностранцами, его набирает владелец теплохода, а мы участвуем в формировании русскоговорящего экипажа, непосредственно контактирующего с туристами: гидов и администраторов, горничных и официантов. Приглашаем известных в нашей стране артистов. Круизы «Метрополиса» пользуются стабильным спросом, потому что мы можем делать то, что никогда не станет делать иностранный оператор: скажем, поселим в двухместный номер людей примерно одного социального уровня и возраста, составим интересную именно для российского зрителя программу, выбираем порты и города, максимально интересные нашим туристам и т.д. Мы хорошо знаем своего клиента и знаем, что ему надо. Так же немецкий круизный оператор будет учитывать особенности своей национальной аудитории, английский – своей, ведь у всех – свое чувство юмора, свои интересы и реалии жизни. Самое неприятное – оказаться на отдыхе не в своей тарелке. Наши круизы – для «своих». И думаю, мы неплохо справляемся с этой задачей – если судить хотя бы по тому, что у нас «возвратные» туристы составляют почти 80%.

Версия для печати