РАТА-новости
Библио глобус 28.04
 
Шарджа с 30 августа
 
Круизный Дом - с 13 октября
 
 
Открывайте Коломбо с Gulf Air! Экономический класс от 28 969 RUB. Количество мест ограниченно! Больше информации: gulfair@discovertheworld.ru, +7 (495) 795-24-03
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Октябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№2511Визовый кодекс ЕС: правда и комментарии

Визовый кодекс ЕС: правда и комментарии


Визовый кодекс Евросоюза, вступивший в силу 5 апреля 2010 г., при всей своей безобидности наделал много шума. В основном – из-за отсутствия информации. Журналисты черпали сведения о нововведениях друг у друга, расписывая невероятный объем новой анкеты, рассказывая, что виза подорожала почти в два раза, а все заявители (в кодексе применяется термин «ходатайствующие лица») для подачи документов («ходатайства») должны теперь лично являться в посольства, где, конечно, выстроятся огромные очереди и т.д.

 

А надо было всего лишь прочитать Визовый кодекс. Сведущему человеку сразу стало бы понятно: за редким исключением, все нововведения этого документа – лишь законодательное закрепление того, что и прежде применялось на практике многими консульствами. Вместе с тем, полезной для турбизнеса информации в кодексе много. И есть статьи, заслуживающие отдельных комментариев с точки зрения их исполнения в России. RATA-news предлагает читателям вместе пройтись по наиболее важным для турбизнеса моментам Визового кодекса.

 

Анкета. Действительно увеличилась в объеме, но за счет поясняющего текста. Вопросов стало на 10 меньше.

 

Визовый сбор. Для граждан России визовый сбор остался прежним – 35 евро. В документе особо оговаривается, что нормы Визового кодекса применяются к гражданам России с учетом соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз, подписанного 25 мая 2006 г. и вступившего в силу 1 июня 2007 г.

 

А вот пункт 7 статьи 16 Визового кодекса дает повод для размышлений: «Визовый сбор взимается в евро, в валюте третьей страны либо в валюте, обычно используемой в третьей стране, где подается ходатайство… Когда визовый сбор взимается в валюте, отличной от евро, его размер, взимаемый в этой валюте, определяется и регулярно адаптируется согласно ориентировочным обменным курсам евро, устанавливаемым Европейским центральным банком. Взимаемая сумма может округляться, а консульства в рамках Шенгенского сотрудничества на местах обеспечивают, чтобы взимаемые ими суммы были одинаковыми».

 

Стоимость визы по текущему курсу евро консульства, в большинстве своем, пересчитывают. А вот существует ли между ними «Шенгенское сотрудничество» на предмет согласования взимаемых сумм – большой вопрос. Визовые сборы у всех разные – видимо, каждый считает по какому-то своему курсу. И нередко стоимость визы так или иначе превышает обозначенную в Визовом кодексе цену 35 евро – даже без учета услуг визового центра.

 

Сбор за оказание услуг. Дальше идет статья 17, в которой, в частности, говорится, что сбор за оказание услуг не должен превышать половины размера визового сбора, установленного в параграфе 1 статьи 16, независимо от возможных сокращений или освобождений от уплаты визового сбора…». В параграфе 1 статьи 16 обозначен визовый сбор 60 евро, то есть услуги визовых центров не должны стоить дороже 30 евро. И большинство эту норму соблюдают. Но есть исключения. Например, визовый центр Голландии и Бельгии берет с каждого заявителя 1500 руб. – 40 евро.

 

Многократная виза. Приятная новость – пункт (8) преамбулы: «При выполнении определенных условий следует выдавать визы для многократного въезда с целью облегчить административную нагрузку на консульства государств-членов и позволить беспрепятственно перемещаться лицам, которые совершают частные или регулярные поездки. Ходатайствующие лица, известные консульству своей честностью и надежностью, насколько возможно, должны пользоваться упрощенной процедурой». Впрочем, мы хорошо знаем, что эта норма и прежде применялась многими консульствами по решению МИД соответствующих стран – Испании, Франции, Эстонии, недавно аналогичное решение приняла Греция.

 

Еще одна приятная новость на ту же тему. В статье 9 кодекса говорится: «Обладатели визы для многократного въезда могут подавать ходатайство до истечения визы, действительной на срок от шести месяцев». Прежде все было сложнее. Если, например, срок действия многократной визы заканчивался за несколько дней до следующей запланированной поездки, заявитель должен был явиться в консульство, чтобы аннулировать эту визу, и только потом мог подавать документы на новую.

 

Личная явка в консульство. В пункте (9) преамбулы, в статьях 10 и 13 основного документа действительно говорится, что в консульство «ходатайствующее лицо обязано являться лично». Но речь идет о сдаче биометрических данных – отпечатков десяти пальцев. Во-первых, для России это пока не актуально. Биометрические данные наши граждане начнут сдавать, когда будут введены в эксплуатацию визовые информационные системы (ВИС) всех членов Евросоюза. ВИС планируется внедрять по последовательно регионам. Пока достоверно известно, что первыми тремя регионами, где будут внедряться системы, станут Северная Африка, Ближний Восток и район Персидского залива. Консульства в Москве предполагают начать прием биометрических данных не ранее 2013 года.

 

Но и после этого являться в консульство надо будет только при первом ходатайстве. Внесенные в ВИС биометрические данные будут храниться не менее пятидесяти девяти месяцев (около 5 лет) и копироваться при подаче последующих ходатайств.

 

Неисчерпывающий перечень документов. О наборе документов, необходимых для оформления визы, говорится в статье 14 и в приложении II Визового кодекса. В списке чего только нет. В частности, для туристов – и приглашение принимающей стороны, и документ на размещение, и подтверждение маршрута поездки, и бронь билетов, и доказательство финансовой состоятельности, включая выписки из банковских счетов, и документ о наличии недвижимости. И называется все это - «Неисчерпывающий перечень подтвердительных документов». То есть, если консульство сочтет необходимым, может придумать еще что-нибудь. Это к вопросу об «упрощении обращения за визой», которое декларируется Визовым кодексом.

 

Решение по ходатайству. Иными словами – срок рассмотрения заявления на визу. Согласно статье 23 Визового кодекса, решение по ходатайству принимается в течение 15 календарных дней со дня его подачи. В особых случаях, в частности, когда необходимо более обстоятельное изучение ходатайства, или в случаях представительства, когда проводится консультация с органами представляемого государства-члена, этот срок может продлеваться максимум до 30 календарных дней. В порядке исключения, когда в особых случаях необходимы дополнительные документы, срок может продлеваться максимум до 60 календарных дней.

 

Однако напомним, что нормы Визового кодекса применяются к гражданам России с учетом действующего соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз. А в этом соглашении срок рассмотрения заявлений на визу определен в 10 календарных дней с момента приема документов. Этот период времени может быть продлен до 30 дней, если необходимо подробное изучение документов.

 

Визы для детей, вписанных в паспорт. Статья 29 Визового кодекса сообщает, что «индивидуальные визы, которые выдаются лицам, вписанным в документ на поездку ходатайствующего лица, проставляются в этот документ». То есть, если раньше ребенка можно было вписать в визу родителя, то теперь для него оформляется отдельная виза, которая вклеивается в паспорт матери или отца. Значит, в паспорте для этого должно быть достаточно чистых страниц. Менеджерам турфирм необходимо обращать на это внимание при приеме документов от туристов.

 

Впрочем, это новшество тоже относительное. Консульство Италии в Москве всегда оформляло отдельные визы на каждого ребенка, вписанного в паспорт, мотивируя это предупреждением нелегального вывоза детей.

 

Обоснование отказа в визе. Статья 32 Визового кодекса обязала консульства объяснять причину отказа в визе. Пункт очень важный, поскольку большинство консульств вообще не считают нужным общаться с заявителем по этому поводу, хотя отказы нередко ставят по недоразумению или недопониманию. Примеров можно привести множество.

 

После долгих мытарств заявитель добивается объяснения причины отказа. Как выяснилось, по телефону, указанному в справке с места работы, сотруднику консульства сообщили, что человека в офисе нет, поскольку он в отпуске. Визовый офицер решил, что справка поддельная: как человек может быть в отпуске, если он только подал заявление на визу?

 

Вот еще вариант. Девушка собирается за границу учить язык. В анкете пишет сумму, которую намерена взять с собой. Ей отказывают в визе, заподозрив в недостоверности представленной информации: зарплата, указанная в справке с места работы, меньше, чем девушка планирует потратить на поездку.

 

Теперь ходатайствующие лица смогут обжаловать решение консульства. Жалоба должна подаваться в соответствии с национальным законодательством страны, отказавшей в визе, информацию о порядке обжалования заявителю должны предоставить в консульстве.

 

Однако, согласно статье 58 Визового кодекса, эта норма вступит в силу только через год - с 5 апреля 2011 г. Очевидно, странам необходимостью внести поправки в соответствующие законы.

 

Визовые центры. В Визовом кодексе эти организации называются «внешними поставщиками услуг». В статье 43 говорится, что государства «прилагают усилия по установлению… сотрудничества с внешним поставщиком услуг, без ущерба правилам, подлежащим применению к публичным сделкам, и правилам конкуренции».

 

О правилах конкуренции в нашем случае говорить смешно. Мало того, что практически все визовые центры в России открывает одна компания – индийская Visa Facilitation Services. Да еще и партнеров она выбирают без какого-либо, даже формального тендера.

 

Между прочим, пункт (15) преамбулы Визового кодекса особо подчеркивает, что, в случае принятия государством решения о сотрудничестве с внешним поставщиком услуг, «оно должно сохранять возможность для всех ходатайствующих лиц подавать ходатайство непосредственно в свои дипломатические или консульские представительства». Формально к консульствам в этом смысле не придерешься: по телефону можно записаться на определенный день и сдать документы напрямую. Однако день этот наступит, в лучшем случае, через три недели, а вероятнее всего – через два-три месяца. В посольстве Дании, например, сейчас идет запись на июль. А на сайте посольства Голландии при клике на раздел «Назначение встречи в посольстве в Москве» вообще открывается страница… на голландском языке. То есть заявителей всеми правдами и неправдами заталкивают в визовые центры, не давая выбора и заставляя платить дополнительные деньги.

 

Сотрудничество с коммерческими посредниками. Вот таким несколько обидным определением в кодексе обозначены, в частности, туристические компании, с которыми на условиях аккредитации могут сотрудничать консульства. Интересная деталь: в статье 45 говорится, что «каждое консульство обеспечивает информирование общественности о перечне аккредитованных коммерческих посредников, с которыми он осуществляет сотрудничество». Это хорошо. А то очень не любят консульства не то что списки аккредитованных компаний раскрывать – даже количество их называть.

 

Мы прилагаем к этой публикации выборочные места из Визового кодекса ЕС и настоятельно рекомендуем менеджерам турфирм и сотрудникам визовых отделов с ними ознакомиться. Чтобы знать, на какие страны не распространяется Визовый кодекс; каков унифицированный порядок и общие правила подачи ходатайства; сколько чистых страниц минимум должно быть в паспорте; чтобы получить «неисчерпывающий» перечень документов для туристических, деловых и образовательных поездок; чтобы понимать, как консульства должны контролировать работу аккредитованных туроператоров и т.д. (Ирина Тюрина, RATA-news)

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал промо
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

 
Мне сказали, что очень важно работа менеджером по регистрации в бесплатном доступе. . Формула успеха. На рынке форекс качественное брокерское обслуживание. .
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100