РАТА-новости
Шарджа с 1 сентября
 
Греция 06.09
 
Мостурфлот с 9 сентября
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
German Wines с 4 августа
 
 
Grecotel с 9 сентября
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Сентябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№2974Как при банкротстве сохранить лицо и… деньги

Как при банкротстве сохранить лицо и… деньги


Каждый раз, когда очередной оператор объявляет о невозможности исполнения своих обязательств, это непременно происходит «неожиданно». И выливается в сотни, а то и тысячи человек, либо не вылетевших на отдых, либо, наоборот, оказавшихся заложниками отелей, плюс сотни агентств, безнадежно обрывающих телефоны туроператора в надежде получить хоть какую-то информацию.

 

Спрашивается: неужели за две или хотя бы за одну неделю до этих событий туроператор не знал о своих проблемах? Трудно судить – это безответственность, безграмотность, умысел или просчет. Возможно, руководство компании до последней секунды боролось за «плавучесть» своего корабля и надеялось выстоять в сложной ситуации. Но кому от этого легче?

 

Существует ли способ избежать подобных потрясений? Можно ли в безвыходной, казалось бы, ситуации, найти решение, которое позволит компании сохранить репутацию и со временем вернуться на рынок? Об этом читателям RATA-news рассказывает арбитражный управляющий, член СРО НП «Центральное агентство антикризисных менеджеров», директор компании «Ирма-Аудит» Мария Булатова.

 

– По моему глубокому убеждению, лечить болезнь, в любом случае, надо до того, как она перешла в острую фазу. Конечно, если речь не идет о «злом умысле» – собрать деньги с туристов и исчезнуть. Трудно заподозрить в этом компанию, успешно просуществовавшую 15-20 лет. Однако за последние два года произошел ряд банкротств именно таких туроператоров. Как человеку, более 10 лет работающему с турфирмами, мне горько видеть крах «патриархов» отрасли. Тем более в ситуациях, когда была очевидная возможность это предотвратить.

 

На мой взгляд, все недавние случаи роднит одно: неумение руководителей лопнувшей компании достойно вести себя в кризисной ситуации, отсутствие у них своего рода «кодекса чести». Не хочу никого обидеть или читать морали. В Европе и США такие нормы поведения вырабатывались десятилетиями. Мы же пока еще недалеко ушли от эпохи «первоначального накопления капитала», когда было принято бросать проблемную фирму (а заодно и ее кредиторов) и регистрировать новое юрлицо.

 

Компания «Ирма-Аудит» с 2008 года занимается антикризисным управлением. Мы выработали для себя и своих клиентов некий алгоритм действий, позволяющий значительно снизить риск полного и окончательного краха. Конечно, антикризисное управление, как и аудит, дело очень «интимное», предполагающее соблюдение со стороны аудитора или арбитражного управляющего режима строжайшей конфиденциальности. Но могу сказать, что из наших клиентов, своевременно принявших антикризисные меры, не обанкротился ни один. Да, было сокращение оборотов, перепрофилирование бизнеса, отказ от ряда нерентабельных программ. Но все это проходило в рамках антикризисной программы и способствовало увеличению «плавучести», уводя компанию от краха. Расскажу о примерном алгоритме поведения в кризисной ситуации.

 

Прежде всего – не прятать голову в песок, честно признаться себе и кредиторам в наличии финансовых проблем и рассказать о своих планах. Ничто так не подрывает доверие, как слухи, ложь и неопределенность.

 

Во-первых, это поможет наладить конструктивный диалог между должником и кредитором, и тогда, возможно, кредиторы станут для вас не могильщиками, а союзниками. К тому же, вам станет легче психологически: вместо того, чтобы обманывать себя и других, вы сможете сконцентрироваться на поисках выхода из сложившейся ситуации. Да и «удар по репутации» будет гораздо менее болезненным, чем в случае, когда должник до последнего скрывает свои проблемы, а потом «неожиданно» объявляет о несостоятельности.

 

Во-вторых, еще до подачи заявления о банкротстве (если до этого вообще дойдет) необходимо привлечь специалистов для проведения финансового анализа, чтобы оценить перспективы бизнеса и вероятность выхода из кризисной ситуации. Возможно, грамотный финансовый анализ покажет возможность и целесообразность проведения «добанкротной» санации бизнеса или же подскажет сроки и перспективы восстановления бизнеса в рамках проведения «банкротных» процедур.

 

В-третьих, подача заявления о банкротстве в арбитражный суд – не только право, но, в ряде случаев, и обязанность должника. Если руководители и собственники компании, зная о ее неспособности рассчитаться с кредиторами, не подали такое заявление, то, в соответствии с законом о банкротстве, они будут нести субсидиарную ответственность по долгам компании. То есть, если у компании не хватит средств, чтобы рассчитаться с кредиторами, сделать это должны будут ее собственники и руководитель.

 

В-четвертых, в случае, если вам нужна только временная передышка и банкротство не является самоцелью, то заявление подавайте сами и прикладывайте к нему план погашения долгов. При согласии кредиторов арбитражный суд его утвердит, и производство по делу о банкротстве приостановит на три месяца. И если в результате выполнения плана требования кредиторов будут погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

 

Если за такой короткий срок погасить обязательства перед кредиторами объективно невозможно (это должен определить финансовый анализ), но существует возможность рассчитаться с кредиторами в срок до двух лет, то можно предложить кредиторам план «внешнего управления», которое вводится на период до 18 месяцев. Внешнее управление – это процедура в деле о банкротстве, проводимая арбитражным управляющим (он в этом случае называется внешним управляющим). При этом компания продолжает свою оперативную деятельность, а также осуществляются меры по ее выводу из кризиса, восстановлению платежеспособности. Отличительная особенность процедуры в том, что на период ее проведения вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. В США даже существует понятие «уйти под защиту закона о банкротстве». Это значит, что компании обеспечивается «защита от кредиторов», а кредиторам – гарантия того, что, по завершению процедуры, они получат причитающиеся им средства, причем с процентами. Таким образом, должник и кредиторы становятся не врагами, а союзниками, заинтересованными в восстановлении платежеспособности компании.

 

И еще один важный момент. «Уход на банкротство» – это еще не конец. Процедуру можно прекратить в любой момент. Даже из конкурсного производства возможен выход на внешнее управление или же подписание мирового соглашения с кредиторами и прекращение процедуры банкротства.

 

Самое же главное заключается в том, что при такой схеме не происходит полного коллапса в деятельности фирмы. Компания, ушедшая на банкротство, вправе продолжать свою деятельность, а также получает возможность осуществлять ряд антикризисных мер, применение которых невозможно в рамках добанкротной санации. Однако делать это надо своевременно, не допуская «неожиданного для всех» обвала. Например, в числе таких мер может быть перепрофилирование деятельности, избавление от непрофильных активов или направлений деятельности, реорганизация управления и управленческого учета, снижение издержек, привлечение собственных и заемных средств для проведения восстановительных процедур или наоборот – сокращение кредитной нагрузки до уровня, который является для компании подъемным, и др.

 

Конечно, подача заявления о банкротстве или же даже «антикризисная санация», о чем становится известно рынку, это всегда удар по репутации, риск потерять часть клиентов и партнеров. Но повторю: честный диалог с кредиторами способен превратить их в союзников. Вспомните: никто не бросил камень в «Мегаполюс турс», но и сама компания никого не подвела и продолжает свою деятельность.

 

И даже если кризис зашел так далеко, что восстановить платежеспособность фирмы невозможно, своевременно предпринятые шаги позволяют, по крайней мере, выйти из ситуации с минимальными моральными и материальными потерями для компании и ее клиентов. А значит – сохранить репутацию и возможность возвращения на рынок. Не говоря уже о том, что это способ избежать возможной уголовной ответственности.


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал риксос 21.05
Вояджер
Польша гиф
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«Онлайн Экспресс» открывает весь мир – не надо дозваниваться до туроператора, запрашивать варианты поездок, тратить время на утомительную самостоятельную сборку. На нашей платформе можно сформировать любой тур. Причем, по подсчетам самих агентов, время поиска сокращено в 4-5 раз.
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100