РАТА-новости
Special с 16 октября
 
Шарджа с 30 августа
 
 

Благотворительный концерт «Таланты турбизнеса» – регистрация зрителей онлайн!

 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Ноябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября  Форум туриндустрии ноябрь
 
 
Главная№2974Как при банкротстве сохранить лицо и… деньги

Как при банкротстве сохранить лицо и… деньги


Каждый раз, когда очередной оператор объявляет о невозможности исполнения своих обязательств, это непременно происходит «неожиданно». И выливается в сотни, а то и тысячи человек, либо не вылетевших на отдых, либо, наоборот, оказавшихся заложниками отелей, плюс сотни агентств, безнадежно обрывающих телефоны туроператора в надежде получить хоть какую-то информацию.

 

Спрашивается: неужели за две или хотя бы за одну неделю до этих событий туроператор не знал о своих проблемах? Трудно судить – это безответственность, безграмотность, умысел или просчет. Возможно, руководство компании до последней секунды боролось за «плавучесть» своего корабля и надеялось выстоять в сложной ситуации. Но кому от этого легче?

 

Существует ли способ избежать подобных потрясений? Можно ли в безвыходной, казалось бы, ситуации, найти решение, которое позволит компании сохранить репутацию и со временем вернуться на рынок? Об этом читателям RATA-news рассказывает арбитражный управляющий, член СРО НП «Центральное агентство антикризисных менеджеров», директор компании «Ирма-Аудит» Мария Булатова.

 

– По моему глубокому убеждению, лечить болезнь, в любом случае, надо до того, как она перешла в острую фазу. Конечно, если речь не идет о «злом умысле» – собрать деньги с туристов и исчезнуть. Трудно заподозрить в этом компанию, успешно просуществовавшую 15-20 лет. Однако за последние два года произошел ряд банкротств именно таких туроператоров. Как человеку, более 10 лет работающему с турфирмами, мне горько видеть крах «патриархов» отрасли. Тем более в ситуациях, когда была очевидная возможность это предотвратить.

 

На мой взгляд, все недавние случаи роднит одно: неумение руководителей лопнувшей компании достойно вести себя в кризисной ситуации, отсутствие у них своего рода «кодекса чести». Не хочу никого обидеть или читать морали. В Европе и США такие нормы поведения вырабатывались десятилетиями. Мы же пока еще недалеко ушли от эпохи «первоначального накопления капитала», когда было принято бросать проблемную фирму (а заодно и ее кредиторов) и регистрировать новое юрлицо.

 

Компания «Ирма-Аудит» с 2008 года занимается антикризисным управлением. Мы выработали для себя и своих клиентов некий алгоритм действий, позволяющий значительно снизить риск полного и окончательного краха. Конечно, антикризисное управление, как и аудит, дело очень «интимное», предполагающее соблюдение со стороны аудитора или арбитражного управляющего режима строжайшей конфиденциальности. Но могу сказать, что из наших клиентов, своевременно принявших антикризисные меры, не обанкротился ни один. Да, было сокращение оборотов, перепрофилирование бизнеса, отказ от ряда нерентабельных программ. Но все это проходило в рамках антикризисной программы и способствовало увеличению «плавучести», уводя компанию от краха. Расскажу о примерном алгоритме поведения в кризисной ситуации.

 

Прежде всего – не прятать голову в песок, честно признаться себе и кредиторам в наличии финансовых проблем и рассказать о своих планах. Ничто так не подрывает доверие, как слухи, ложь и неопределенность.

 

Во-первых, это поможет наладить конструктивный диалог между должником и кредитором, и тогда, возможно, кредиторы станут для вас не могильщиками, а союзниками. К тому же, вам станет легче психологически: вместо того, чтобы обманывать себя и других, вы сможете сконцентрироваться на поисках выхода из сложившейся ситуации. Да и «удар по репутации» будет гораздо менее болезненным, чем в случае, когда должник до последнего скрывает свои проблемы, а потом «неожиданно» объявляет о несостоятельности.

 

Во-вторых, еще до подачи заявления о банкротстве (если до этого вообще дойдет) необходимо привлечь специалистов для проведения финансового анализа, чтобы оценить перспективы бизнеса и вероятность выхода из кризисной ситуации. Возможно, грамотный финансовый анализ покажет возможность и целесообразность проведения «добанкротной» санации бизнеса или же подскажет сроки и перспективы восстановления бизнеса в рамках проведения «банкротных» процедур.

 

В-третьих, подача заявления о банкротстве в арбитражный суд – не только право, но, в ряде случаев, и обязанность должника. Если руководители и собственники компании, зная о ее неспособности рассчитаться с кредиторами, не подали такое заявление, то, в соответствии с законом о банкротстве, они будут нести субсидиарную ответственность по долгам компании. То есть, если у компании не хватит средств, чтобы рассчитаться с кредиторами, сделать это должны будут ее собственники и руководитель.

 

В-четвертых, в случае, если вам нужна только временная передышка и банкротство не является самоцелью, то заявление подавайте сами и прикладывайте к нему план погашения долгов. При согласии кредиторов арбитражный суд его утвердит, и производство по делу о банкротстве приостановит на три месяца. И если в результате выполнения плана требования кредиторов будут погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

 

Если за такой короткий срок погасить обязательства перед кредиторами объективно невозможно (это должен определить финансовый анализ), но существует возможность рассчитаться с кредиторами в срок до двух лет, то можно предложить кредиторам план «внешнего управления», которое вводится на период до 18 месяцев. Внешнее управление – это процедура в деле о банкротстве, проводимая арбитражным управляющим (он в этом случае называется внешним управляющим). При этом компания продолжает свою оперативную деятельность, а также осуществляются меры по ее выводу из кризиса, восстановлению платежеспособности. Отличительная особенность процедуры в том, что на период ее проведения вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. В США даже существует понятие «уйти под защиту закона о банкротстве». Это значит, что компании обеспечивается «защита от кредиторов», а кредиторам – гарантия того, что, по завершению процедуры, они получат причитающиеся им средства, причем с процентами. Таким образом, должник и кредиторы становятся не врагами, а союзниками, заинтересованными в восстановлении платежеспособности компании.

 

И еще один важный момент. «Уход на банкротство» – это еще не конец. Процедуру можно прекратить в любой момент. Даже из конкурсного производства возможен выход на внешнее управление или же подписание мирового соглашения с кредиторами и прекращение процедуры банкротства.

 

Самое же главное заключается в том, что при такой схеме не происходит полного коллапса в деятельности фирмы. Компания, ушедшая на банкротство, вправе продолжать свою деятельность, а также получает возможность осуществлять ряд антикризисных мер, применение которых невозможно в рамках добанкротной санации. Однако делать это надо своевременно, не допуская «неожиданного для всех» обвала. Например, в числе таких мер может быть перепрофилирование деятельности, избавление от непрофильных активов или направлений деятельности, реорганизация управления и управленческого учета, снижение издержек, привлечение собственных и заемных средств для проведения восстановительных процедур или наоборот – сокращение кредитной нагрузки до уровня, который является для компании подъемным, и др.

 

Конечно, подача заявления о банкротстве или же даже «антикризисная санация», о чем становится известно рынку, это всегда удар по репутации, риск потерять часть клиентов и партнеров. Но повторю: честный диалог с кредиторами способен превратить их в союзников. Вспомните: никто не бросил камень в «Мегаполюс турс», но и сама компания никого не подвела и продолжает свою деятельность.

 

И даже если кризис зашел так далеко, что восстановить платежеспособность фирмы невозможно, своевременно предпринятые шаги позволяют, по крайней мере, выйти из ситуации с минимальными моральными и материальными потерями для компании и ее клиентов. А значит – сохранить репутацию и возможность возвращения на рынок. Не говоря уже о том, что это способ избежать возможной уголовной ответственности.


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 23.08 Пунта
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100