РАТА-новости
Анекс 01.08
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
PAC с 7 сентября
 
 
 
Туртранс 13.07
 
Грекотель 31.07
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Сентябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru  TripAggregator A&A с 10 мая
 
 
Главная№3651Крымский сезон принес не только разочарование

Крымский сезон принес не только разочарование


Все предыдущие годы Крым принимал около 6 млн. туристов в год, граждане России при этом составляли чуть более трети. После присоединения полуострова к России министр курортов республики Елена Юрченко заявила о планах принять летом 2014 года столько же туристов, что и раньше. Однако к июлю в Крыму отдохнуло примерно 1,3 млн. человек, к концу августа – около 3 млн. Несмотря на скромный результат, сейчас очевидно, что первоначальный прогноз не был заоблачным. Благодаря «рекламе» на самом высоком уровне, популярность Крыма в начале лета была столь высока, что этот сезон мог бы стать по-настоящему рекордным. Но при отсутствии прямого железнодорожного сообщения, на которое в прошлые годы приходилось до 70% российского потока в Крым, туристы были вынуждены выбирать между перелетом и собственным автомобилем. Перелет, однако, уперся в недостаточное количество рейсов и дороговизну билетов, а автомобили – в Керченскую паромную переправу, где людям приходилось ждать по 12-40 часов на жаре.

 

Многие не выдерживали, разворачивались и бросали якорь в Анапе и Геленджике. Оба эти курорта были летом переполнены, а крымские отели и здравницы оставались полупустыми. По данным поисковой системы «Яндекс», в апреле число запросов по Крыму вдвое превышало прошлогодний показатель. «Это совпадает с нашими оценками. В мае спрос оставался на таком же высоком уровне, а уже в июне, после того как идея дешевого перелета начала буксовать, интерес стал заметно снижаться. Многие просто отказались от поездки в Крым», – пояснил RATA-news генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.

 

Действительно, по данным ВЦИОМ, лишь 3% из 10% россиян, планировавших летом отдохнуть в Крыму, смогли там побывать. Но даже в таких обстоятельствах на полуостров приехало на 400 тыс. наших туристов больше, чем год назад: 1,96 млн. человек вместо 1,53 млн. «Учитывая совершенно новые, чрезвычайные обстоятельства этого сезона, его итоги можно признать вполне успешными. Популярность Крыма не упала, а возросла», – резюмирует Сергей Ромашкин.

 

Тем не менее, нынешний сезон оказался для турбизнеса самым тяжелым за все время продаж этого направления. По словам Екатерины Капустиной, исполнительного директора московского офиса компании «Ласпи», монооператора по Крыму, турфирмы потеряли в этом году в среднем по 40-50% своих прежних объемов: «Мы много лет специализировались на отдыхе в Крыму, у нас хорошие цены и условия от партнеров, престижные объекты размещения, но без нормальной перевозки все это не работало. Не помогли и скидки, потому что приобрести авиабилеты по нормальной цене было невозможно. Кто-то пытался возить людей на автобусах, но все это не решало проблему. Обидно, ведь спрос был хороший».

 

Г-жа Капустина предположила, что от всех проблем выиграла, скорее всего, только Анапа: «У нее и так не было проблем с загрузкой, а в этом году курорт просто трещал по швам. Не было ни одного свободного места. Некоторые отели, пренебрегая договорами с операторами, продавали места напрямую клиентам. Было множество случаев овербукинга, незаселений в забронированные номера».

 

Коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах также говорит о 50-процентном падении объемов по Крыму: «Спрос подскочил на мощной информационной волне, но с такой перевозкой людям мало что можно было предложить». Главную особенность нынешнего крымского сезона она видит в том, что на полуостров организованно и самостоятельно поехал «новый» турист – те, кто давно или в последнее время туда не ездил. И в этом – огромный потенциал Крыма, который при решении транспортной проблемы может даже превысить ожидания, полагает Оксана Булах.

 

Генеральный директор компании «Звездный путь» Елена Бурцева уверена, что со временем Крым вполне может стать альтернативой Болгарии, однако для этого потребуются серьезные инвестиции в инфраструктуру. Об этом же думает ведущий менеджер по продажам санкт-петербургской компании «Аничков мост» Оксана Мароммати: «Если бы авиабилеты этим летом предлагались не дороже 8 тыс. рублей, туристов было бы вдвое больше. Но и решения транспортной проблемы мало, так как сами курорты в Крыму пока неконкурентоспособны по сравнению не только с зарубежными, но и с соседними, краснодарскими. Слабая гостиничная база, слабый сервис».

 

В Крыму это понимают. По данным Министерства туризма и курортов республики, последние 15 лет поток отдыхающих на полуостров не растет, организованный туризм – стагнирует. Причем за это время он сократился почти вдвое – с 2,1 млн. человек до 1,2 млн. В 1990 году продолжительность курортного сезона достигала 10 месяцев, сейчас – не дотягивает и до трех. Износ туристско-рекреационного комплекса составляет 70%. Пропускная способность транспортного коридора сократилась с 1990 года с 8 млн. человек до 3 млн. Дорогой турпродукт постепенно вымывается, его доля снизилась с 40-50% до 15-25%. А сегмент дешевого пляжного отдыха вырос до 60%: крымский турист тратит на отдых примерно 15 тыс. рублей, а «краснодарский» – 48,2 тыс. рублей. Усугубляется «географический» перекос: основная нагрузка приходится на южную часть полуострова – Южный берег Крыма с центром в Ялте и Юго-Западный (Евпатория – Саки), где концентрируется до 97% всех крымских здравниц. Сейчас обсуждаются планы развития курортной сферы Крыма, но когда процесс будет начат и насколько он будет быстрым, пока сказать трудно.

 

Если в долгосрочной перспективе Крым видится операторам в оптимистических тонах, то его ближайшее будущее они пока оценивают очень осторожно. Никто прироста не планирует: не та экономическая ситуация, транспортные проблемы также вряд ли будут кардинально решены к следующему лету. «Алеан» оставит на следующий сезон фактические объемы нынешнего года. «Туристы должны четко знать, на чем смогут без проблем добраться до Крыма. Если все останется на нынешнем уровне, мы получим еще большее падение потока», – полагает Оксана Булах. В компании «Ласпи» также не собираются наращивать объемы. Правда и сильно сокращаться не готовы. «Мы не увольняем персонал, оставляем на будущий год все прежние объекты размещения и программы», – уточнила Екатерина Капустина. Для подстраховки оператор по Крыму сейчас активно осваивает другие направления – Краснодарский край, Подмосковье.

 

Сергей Ромашкин уверен, что пока оснований для пессимизма нет, ведь добиться успеха в этом году помешал только транспорт. «Да, поток оказался невелик. Но в ходе сезона был получен большой опыт. Все участники рынка, в том числе операторы, многому научились. Сделала выводы и Единая транспортная дирекция, к будущему сезону она, например, внедрит электронную очередь. Если бы в мае переправа работала так же, как в августе, сезон был бы удачнее», – заметил он.

 

О том, что сезон-2014 дал турбизнесу полезный урок, говорила RATA-news и генеральный директор компании «Роза ветров» Ирина Глазкова. В этом году все произошло слишком внезапно, компании оказались зажаты в тесные временные рамки, не было возможности для маневра. «На лето-2014 операторы планировали полетные программы, но когда в феврале началась эпопея с Украиной, рисковать уже никто не хотел. Вновь подняли эту тему в апреле, но тут правительство пообещало дешевую перевозку – 5 тыс. рублей против 9-10 тыс., которые получались у операторов. В июне это обещание себя дискредитировало, однако вновь обсуждать полетные программы было уже поздно», – рассказал эксперт.

 

Сейчас у операторов есть время подготовиться к будущему лету. Сергей Ромашкин также считает, что России по силам договориться с Украиной о возобновлении железнодорожного сообщения. Главное же, что Крым постоянно в информационном поле, спрос на него падать не должен. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному уже по окончании сезона, каждый второй россиянин хотел бы в ближайшем будущем съездить в Крым. Но, как полагает г-н Ромашкин, крымским курортам не стоит рассчитывать только на россиян, ситуацию вряд ли спасет наращивание лишь российского потока. Крыму необходимо вернуть украинские объемы. Украина – страна большая, многоликая, и даже в нынешние непростые времена, независимо от политики, на полуостров ехали жители из ее восточных регионов. Но если раньше украинцы в ежегодном крымском потоке составляли не менее 60%, то в этом году – примерно 10%. Тем не менее, это – старый, надежный рынок, за который Крыму стоит побороться.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 3 Фукуок
Visit Japan - окинава
 
 
Говорят профессионалы
 
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
«Есть люди, которые по складу характера не подходят для отельного бизнеса, но не всегда это вовремя понимают»
Марина СКОКОВА
Hilton Moscow Leningradskaya
генеральный менеджер
Когда я пришла в «Ленинградскую», было неожиданно услышать от коллег: «Как хорошо, что у нас теперь генеральный менеджер - россиянка!». А дело, в том числе, в отсутствии барьера – не только языкового, но и ментального. Иногда ведь надо и «по душам» поговорить
«На следующий год мы заложили рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса»
Сергей РОМАШКИН
Дельфин
генеральный директор
Выездные туроператоры пришли в отели и авиакомпании с большими объемами, сформировали у себя и у них завышенные ожидания. Любой рынок, где все убеждены в росте, начинает безосновательно дорожать, риски растут для всех участников. Если реальный спрос окажется хуже ожиданий - потерь не избежать
«Глубина продажи услуг санатория "Знание" достигает двух с половиной лет»
Дмитрий БОГДАНОВ
санаторий «Знание»
генеральный директор
«Я всё о том же: нет смысла стоять пустыми, ищите и привлекайте свою аудиторию. Даже несмотря на то, что следующий год предполагается очень непростым, для тех, кто действительно захочет прибавить 25-40% к выручке, а по доходности и побольше, это абсолютно реальная задача»
«Число российских туристов на Шпицбергене за год выросло втрое»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
руководитель
Многие туристы и в зимних, и в летних турах называли его "доступной Арктикой". И действительно, это самый близкий и доступный вариант путешествия в Арктику. Мы это выражение думаем использовать как слоган. Потому что другие места арктической России – это либо дорого, либо нет сервиса, либо нужна хорошая физическая подготовка
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»
Лариса ФЁДОРОВА
Виадук Тур
директор
Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100