Алеан 25.03
 
Греция
 
Марокко - 16.03
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак Франция 26.04
 
 
 
Веди Тургрупп - Родные просторы
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Май
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru 
 
 
Веди Тургрупп - Родные просторы
 
Главная№3651Крымский сезон принес не только разочарование

Крымский сезон принес не только разочарование


Все предыдущие годы Крым принимал около 6 млн. туристов в год, граждане России при этом составляли чуть более трети. После присоединения полуострова к России министр курортов республики Елена Юрченко заявила о планах принять летом 2014 года столько же туристов, что и раньше. Однако к июлю в Крыму отдохнуло примерно 1,3 млн. человек, к концу августа – около 3 млн. Несмотря на скромный результат, сейчас очевидно, что первоначальный прогноз не был заоблачным. Благодаря «рекламе» на самом высоком уровне, популярность Крыма в начале лета была столь высока, что этот сезон мог бы стать по-настоящему рекордным. Но при отсутствии прямого железнодорожного сообщения, на которое в прошлые годы приходилось до 70% российского потока в Крым, туристы были вынуждены выбирать между перелетом и собственным автомобилем. Перелет, однако, уперся в недостаточное количество рейсов и дороговизну билетов, а автомобили – в Керченскую паромную переправу, где людям приходилось ждать по 12-40 часов на жаре.

 

Многие не выдерживали, разворачивались и бросали якорь в Анапе и Геленджике. Оба эти курорта были летом переполнены, а крымские отели и здравницы оставались полупустыми. По данным поисковой системы «Яндекс», в апреле число запросов по Крыму вдвое превышало прошлогодний показатель. «Это совпадает с нашими оценками. В мае спрос оставался на таком же высоком уровне, а уже в июне, после того как идея дешевого перелета начала буксовать, интерес стал заметно снижаться. Многие просто отказались от поездки в Крым», – пояснил RATA-news генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.

 

Действительно, по данным ВЦИОМ, лишь 3% из 10% россиян, планировавших летом отдохнуть в Крыму, смогли там побывать. Но даже в таких обстоятельствах на полуостров приехало на 400 тыс. наших туристов больше, чем год назад: 1,96 млн. человек вместо 1,53 млн. «Учитывая совершенно новые, чрезвычайные обстоятельства этого сезона, его итоги можно признать вполне успешными. Популярность Крыма не упала, а возросла», – резюмирует Сергей Ромашкин.

 

Тем не менее, нынешний сезон оказался для турбизнеса самым тяжелым за все время продаж этого направления. По словам Екатерины Капустиной, исполнительного директора московского офиса компании «Ласпи», монооператора по Крыму, турфирмы потеряли в этом году в среднем по 40-50% своих прежних объемов: «Мы много лет специализировались на отдыхе в Крыму, у нас хорошие цены и условия от партнеров, престижные объекты размещения, но без нормальной перевозки все это не работало. Не помогли и скидки, потому что приобрести авиабилеты по нормальной цене было невозможно. Кто-то пытался возить людей на автобусах, но все это не решало проблему. Обидно, ведь спрос был хороший».

 

Г-жа Капустина предположила, что от всех проблем выиграла, скорее всего, только Анапа: «У нее и так не было проблем с загрузкой, а в этом году курорт просто трещал по швам. Не было ни одного свободного места. Некоторые отели, пренебрегая договорами с операторами, продавали места напрямую клиентам. Было множество случаев овербукинга, незаселений в забронированные номера».

 

Коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах также говорит о 50-процентном падении объемов по Крыму: «Спрос подскочил на мощной информационной волне, но с такой перевозкой людям мало что можно было предложить». Главную особенность нынешнего крымского сезона она видит в том, что на полуостров организованно и самостоятельно поехал «новый» турист – те, кто давно или в последнее время туда не ездил. И в этом – огромный потенциал Крыма, который при решении транспортной проблемы может даже превысить ожидания, полагает Оксана Булах.

 

Генеральный директор компании «Звездный путь» Елена Бурцева уверена, что со временем Крым вполне может стать альтернативой Болгарии, однако для этого потребуются серьезные инвестиции в инфраструктуру. Об этом же думает ведущий менеджер по продажам санкт-петербургской компании «Аничков мост» Оксана Мароммати: «Если бы авиабилеты этим летом предлагались не дороже 8 тыс. рублей, туристов было бы вдвое больше. Но и решения транспортной проблемы мало, так как сами курорты в Крыму пока неконкурентоспособны по сравнению не только с зарубежными, но и с соседними, краснодарскими. Слабая гостиничная база, слабый сервис».

 

В Крыму это понимают. По данным Министерства туризма и курортов республики, последние 15 лет поток отдыхающих на полуостров не растет, организованный туризм – стагнирует. Причем за это время он сократился почти вдвое – с 2,1 млн. человек до 1,2 млн. В 1990 году продолжительность курортного сезона достигала 10 месяцев, сейчас – не дотягивает и до трех. Износ туристско-рекреационного комплекса составляет 70%. Пропускная способность транспортного коридора сократилась с 1990 года с 8 млн. человек до 3 млн. Дорогой турпродукт постепенно вымывается, его доля снизилась с 40-50% до 15-25%. А сегмент дешевого пляжного отдыха вырос до 60%: крымский турист тратит на отдых примерно 15 тыс. рублей, а «краснодарский» – 48,2 тыс. рублей. Усугубляется «географический» перекос: основная нагрузка приходится на южную часть полуострова – Южный берег Крыма с центром в Ялте и Юго-Западный (Евпатория – Саки), где концентрируется до 97% всех крымских здравниц. Сейчас обсуждаются планы развития курортной сферы Крыма, но когда процесс будет начат и насколько он будет быстрым, пока сказать трудно.

 

Если в долгосрочной перспективе Крым видится операторам в оптимистических тонах, то его ближайшее будущее они пока оценивают очень осторожно. Никто прироста не планирует: не та экономическая ситуация, транспортные проблемы также вряд ли будут кардинально решены к следующему лету. «Алеан» оставит на следующий сезон фактические объемы нынешнего года. «Туристы должны четко знать, на чем смогут без проблем добраться до Крыма. Если все останется на нынешнем уровне, мы получим еще большее падение потока», – полагает Оксана Булах. В компании «Ласпи» также не собираются наращивать объемы. Правда и сильно сокращаться не готовы. «Мы не увольняем персонал, оставляем на будущий год все прежние объекты размещения и программы», – уточнила Екатерина Капустина. Для подстраховки оператор по Крыму сейчас активно осваивает другие направления – Краснодарский край, Подмосковье.

 

Сергей Ромашкин уверен, что пока оснований для пессимизма нет, ведь добиться успеха в этом году помешал только транспорт. «Да, поток оказался невелик. Но в ходе сезона был получен большой опыт. Все участники рынка, в том числе операторы, многому научились. Сделала выводы и Единая транспортная дирекция, к будущему сезону она, например, внедрит электронную очередь. Если бы в мае переправа работала так же, как в августе, сезон был бы удачнее», – заметил он.

 

О том, что сезон-2014 дал турбизнесу полезный урок, говорила RATA-news и генеральный директор компании «Роза ветров» Ирина Глазкова. В этом году все произошло слишком внезапно, компании оказались зажаты в тесные временные рамки, не было возможности для маневра. «На лето-2014 операторы планировали полетные программы, но когда в феврале началась эпопея с Украиной, рисковать уже никто не хотел. Вновь подняли эту тему в апреле, но тут правительство пообещало дешевую перевозку – 5 тыс. рублей против 9-10 тыс., которые получались у операторов. В июне это обещание себя дискредитировало, однако вновь обсуждать полетные программы было уже поздно», – рассказал эксперт.

 

Сейчас у операторов есть время подготовиться к будущему лету. Сергей Ромашкин также считает, что России по силам договориться с Украиной о возобновлении железнодорожного сообщения. Главное же, что Крым постоянно в информационном поле, спрос на него падать не должен. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному уже по окончании сезона, каждый второй россиянин хотел бы в ближайшем будущем съездить в Крым. Но, как полагает г-н Ромашкин, крымским курортам не стоит рассчитывать только на россиян, ситуацию вряд ли спасет наращивание лишь российского потока. Крыму необходимо вернуть украинские объемы. Украина – страна большая, многоликая, и даже в нынешние непростые времена, независимо от политики, на полуостров ехали жители из ее восточных регионов. Но если раньше украинцы в ежегодном крымском потоке составляли не менее 60%, то в этом году – примерно 10%. Тем не менее, это – старый, надежный рынок, за который Крыму стоит побороться.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал Больгария 19.05
Дельфин Крым
Кондор 6 мая-5июня
 


 
Говорят профессионалы
 
«Иногда достаточно просто выслушать людей, чтобы найти новые источники дохода или экономии»
Алена ЕНОВА
«Мозаика хостел»
руководитель
Нам было важно создать в хостеле особую атмосферу, ведь именно за ней люди едут в Петербург. В рамках хостела это сделать проще, потому что если в отеле люди живут сами по себе, то у нас они могут пообщаться с такими же туристами, завести новых друзей. Наша задача как собственников это удовольствие монетизировать.
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Наконец-то у агентств есть время и желание заниматься дорогим продуктом»
Екатерина ФЕДОРОВА
«Карлсон Туризм»
генеральный директор
Мы понимали, что определенная категория туристов не захочет менять своих привычных планов и по-прежнему намерена отдыхать за рубежом. И в тот момент, когда на рынке повисла пауза, мы выставили в продажу дорогие виллы, эксклюзивные предложения на островах. Это сработало
«Мы поддерживаем уральские туристические события, чтобы стимулировать развитие этих проектов, а значит и всего региона»
Эльмира ТУКАНОВА
Центр развития туризма Свердловской области
директор
Нас волнует, чтобы могли заработать и другие представители индустрии гостеприимства региона. Нам важно, как влияет тот или иной праздник, фестиваль на развитие туризма в муниципалитетах. Увеличиваются ли налоговые поступления в бюджет? Заполняются ли гостиницы, турбазы, санатории? Растет ли посещаемость музеев, спрос на экскурсионное обслуживание?
«Нишевым туроператорам надо серьезно перестраивать свою работу»
Артур МУРАДЯН
«Спейс Трэвел»
генеральный директор
90% объединений в российском турбизнесе распадаются из-за мелких разногласий, причем нередко на уровне менеджеров. Я вообще перестал надеяться на возможное объединение с кем-то по продукту. Жаль, конечно, но и слияние – не панацея. Важнее чувствовать ситуацию на рынке и понимать, как развиваться дальше
«Московские гостиницы преуспевают не благодаря, а вопреки»
Константин ГОРЯИНОВ
Marriott Royal Aurora
генеральный менеджер
В таком мегаполисе, как Москва, появление дополнительных трехсот-пятисот номеров в течение года, рынок, как правило, не замечает. В столице ни один отель не пострадал от якобы переизбытка предложения в сегменте класса люкс. Потенциал столицы колоссален
«В ушедшем году спрос на Шпицберген показал буквально взрывной рост»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
директор
А еще мы убрали все неудобства и страшилки, из-за которых многие россияне не решаются на арктический круиз. Главная из них – что большинство круизов проходит на иностранных языках. Мы считаем, что русские гиды на судне – это очень важно, как и более насыщенная программа, прямой чартерный перелет из Москвы. И то, что не нужна виза
«Чтобы выжить, агентствам нужно сократить расходы, сохранить коллектив и досконально изучить российские курорты»
Алексан МКРТЧЯН
«Розовый слон»
директор
Нельзя свести всё только к путешествиям по своей стране. Мир большой, люди хотят его познавать. А представители нашей отрасли еще и хотят учиться, чтобы повышать уровень сервиса здесь. Я считаю, что нужно поддерживать все виды туризма, в том числе и выездной, потому что в нем трудятся десятки тысяч россиян, а операторы и агентства платят налоги в России
«В кризис каждая компания ищет свой путь»
Дмитрий ШЕВЧЕНКО
ICS Travel Group
генеральный директор
Абсолютно точно рынок будет активно переориентироваться. Конечно, в России купальный сезон ограничен, зато есть устойчивая традиция вывозить детей к морю, люди продолжат ей следовать. Значит, надо искать бюджетный продукт с морем и теплом, рассчитанный на российского потребителя с его нынешними возможностями
«Беларусь гораздо ближе к Европе, чем кажется»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«Туртранс-Вояж»
генеральный директор
Самое важное преимущество наших экскурсионных туров – гарантированные выезды и глубина продаж. Для многих важно, что место в автобусе можно выбрать прямо на сайте во время бронирования. И хотя направление безвизовое, и даже загранпаспорт не нужен, группы набираются часто за месяц и более до выезда
Спровоцируют ли новые гостиничные правила повышение цен на услуги размещения
Геннадий ЛАМШИН
Российская гостиничная ассоциация
президент
В новой редакции не упоминается военный билет, поскольку теперь у всех военных есть паспорт. Мы хотели добавить в список заграничный паспорт, чтобы те, кто вылетает за рубеж и транзитом останавливается, например, в Москве или Петербурге, могли не возить с собой еще и российский. Но ФМС и МВД выступили против
«Въездной туризм поддержало именно то, что Москва оказалась реально недорогим городом для европейцев»
Марина ЛЕВЧЕНКО
«Тари-Тур»
гендиректор
Как только в Великобритании ввели дактилоскопию для получения туристической визы в Россию, англичане стали отказываться от поездок, не желая тратить время на посещение консульства. Британские группы из 50 человек быстро сократились до 20. Партнеры нам так и сказали – дело в "пальцах"
«Чем круче джип, тем дальше идти за трактором»
Александр ЧЕРНЮК
«Команда Ex-Pro»
директор
Туристов, как из России, так и из-за рубежа, восхищает Монголия. Это ландшафты, которые меняются каждый час, это верблюды, яки, крупная рыба, национальный колорит, очень доброжелательные местные жители. Поражает резко-континентальный климат – с утра может быть +47 градусов, а к вечеру выпасть снег
«В России 95% заявлений на визы поступают из городов, где уже есть визовые центры»
Прабудда СЕН
VFS Global
руководитель в России и странах СНГ
С нашей помощью биометрические данные сдали уже более 25 миллионов человек. Как видите, у нас колоссальный опыт. И мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы введение биометрии в России прошло максимально безболезненно – и для заявителей, и для турбизнеса. VFS Global заинтересована в этом не меньше, чем вы
«На рынке детского отдыха никакого кризиса нет»
Александр АНИСИМОВ
«Лидерлайф Турс»
коммерческий директор
Некоторые родители через месяц-два после возвращения ребенка из лагеря уже покупают путевку на следующее лето – чтобы занять место в интересующей смене. Мы даем существенные скидки на раннее бронирование и агентам, и прямым клиентам. Из-за специфики продукта предлагаем гибкие условия по оплате
«Каждый кризис дает алтайскому туризму новый шанс»
Сергей ПЛОТНИКОВ
«Алтайское туристическое бюро»
директор
Есть надежда, что кризис серьезно обновит ряды турбизнеса. Любители и непрофессионалы, спонтанно открывшие турфирмы для жены или дочери, уйдут с рынка, что уже происходит. Либо жизнь заставит их стать профессионалами. Скидочная политика тоже должна уйти в прошлое
«Спрос на путеводители – чуткий барометр погоды на туристическом рынке»
Елена ПЕТРОВА
издательство «Аякс-Пресс»
генеральный директор
То, что происходило с путеводителями по Крыму в прошлом году, стало для меня шоком. Уже в марте 2014 года, когда Крым вошел в состав России, мы отправили туда своего автора и начали срочно готовить путеводитель. Он оказался первым по российскому Крыму – и весь тираж, распланированный на полтора года, разошелся за пять месяцев!
«Только тот, кто дойдет до выхода, сможет сполна вкусить от пирога отложенного спроса»
Игорь ДРЕВИН
«Карлсон Туризм» и «Инфлот»
управляющий директор
Многие вип-туристы могут "мигрировать" между двумя-тремя основными игроками на рынке, но точно не уйдут в Booking, это не их формат. Нашим клиентам нужно высокое качество обслуживания, личные рекомендации менеджеров, знание их вкусов и предпочтений, внимание и понимание со стороны туроператора, грамотное сопровождение
«Мы убедили свои санатории в необходимости работы с турбизнесом»
Марина РОЗАНОВА
«Профкурорт»
коммерческий директор
Сейчас санатории, выиграв тендер Фонда социальной защиты, получают 1 тыс. рублей в день. На эти деньги можно только кормить людей, а о лечении, тем более усовершенствовании лечебной базы, при таком финансировании говорить трудно. Наши санатории развиваются за счет того, что сами зарабатывают
«На внутреннем рынке сезон будет хорошим, но особого ажиотажа ждать не стоит»
Алексей ВЫСОКАНОВ
«Мультитур»
генеральный директор
К выходу крупных компаний на наши направления отношусь спокойно. Хотя риск для игроков внутреннего рынка, безусловно, возрастает. Клиенты будут покупать отдых там, где дешевле, удобнее, выгоднее, то есть у более технологичных компаний. Выездные операторы накопили в этом большой опыт, будет непросто с ними конкурировать
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100