Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Изучаем зарубежный опыт: Великобритания

08:07, 6 октября 2006

Свое мнение по поводу законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» решил высказать наш читатель Виктор Елистратов, много лет работающий в туризме. Он считает, что при построении собственной внятной и действенной системы финансовых гарантий, служащей интересам всех участников рынка, а не группке избранных, необязательно изобретать велосипед. Можно опереться на лучшие примеры зарубежной организации финансовой ответственности, которые прошли проверку многолетней практикой. В данном случае, ссылаясь на сайт Британской ассоциации турагентств (кстати, второй по численности в мире – после американской ASTA) Виктор предлагает ознакомиться с опытом британских коллег, где фингарантии разделены на два крупных блока – авиаперевозки и туруслуги.

В части, касающейся авиаперевозок, механизм построен на основе лицензирования продаж авиатранспортных услуг с финансовой защитой потребителя ATOL (Air Travel Organizers License). Операторам, создающим турпродукт, включающий авиаперевозку, необходимо иметь такую лицензию. Регулирует этот сегмент независимая государственная корпорация, созданная парламентом в 1972 году как независимый орган регулирования авиации и организации воздушных перевозок CAA (Civil Aviation Authority). Вся лицензируемая деятельность авиаперевозчиков должна быть оформлена с гарантийными обязательствами (бондами) в пользу САА.

Туруслуги же регулируются ассоциацией турагентств. Общая стоимость финансовых гарантий от турагентов £201 млн., от туроператоров – £170 млн. Финансовые требования в ассоциации следующие. Минимальный уставный капитал компании должен быть равен £50 тыс. и общая стоимость активов – не менее £50 тыс., не включая нематериальные активы. Таким образом, финансовые требования к уставному капиталу и материальным активам компании формируют на рынке среду серьезных участников, которым есть чем ответить по своим обязательствам.

Имеются у ассоциации финансовые требования и к оборотному капиталу. Под ним понимается та часть капитала, стоимость которого переносится на услуги и возвращается в течение одного кругооборота – т.е. маржа турагента. Так вот, минимальный оборотный капитала для турагента – £15 тыс. Кстати, можно спрогнозировать объем продаж такого турагента – при норме наценки 12% это будет £125 тыс.

Для туроператоров свои требования. Они регулируются на основе доли продаж авиаперевозок в общем обороте. Если же член ассоциации занимается и турагентской, и туроператорской деятельностью, его оборотный капитал должен быть £15 тыс. или 4% от общего оборота (что больше). Финансовые требования к оборотному капиталу заботятся о том, чтобы на рынке присутствовали финансово здоровые участники, у которых заданные параметры в норме.

Что касается гарантийных обязательств на туруслуги, то они могут быть даны члену ассоциации от банка или страховой компании, если он сам не имеет финансовых возможностей компенсировать затраты клиента. Сумма гарантий определяется в зависимости от оборота компании по розничным продажам за вычетом сумм в иностранной валюте, а также за минусом 90% стоимости авиабилетов, железнодорожных билетов и автобусных билетов по Великобритании.

Размер финансовых гарантий для операторов составляет 15% от общего оборота, но не менее £20 тыс. По суммам, выплаченным в качестве возвратных депозитов на покрытие ущерба в средствах размещения и т.п., гарантии начисляются в размере 50% от выплаченных сумм.

Для турагентов размер финансовых гарантий установлен в зависимости от оборота. Если оборот равен £1 млн., то он составляет £37,5 тыс. (или 4%), если оборот от £1 млн. до £2 млн., то – £37,5 тыс. плюс 3% от суммы, превышающей £1 млн. Оборот от £2 млн. до £5 млн. – размер гарантии возрастает до £67,5 тыс. плюс 4,5% от суммы, превышающей £2 млн. Для турагентов с оборотом в более чем £5 млн. сумма покрытия рисков равна уже £202,5 тыс. плюс 2,25% от суммы, превышающей £5 млн.

Общий вывод из всего вышесказанного таков. Ответственность производителей услуг на британском рынке регулируется финансовыми обязательствами в пользу независимой ассоциации, которая отвечает по обязательствам своих членов. Финансовая ответственность по обязательствам в связи с авиаперевозками отделена от финансовой ответственности по остальной туроператорской и турагентской деятельности. Финансовое здоровье участников рынка имеет четко определенные параметры, что не позволяет «фирмам-проходимцам» вести деятельность.

Напоминаем, что RATA-news неоднократно публиковала материалы о зарубежном опыте финансовой ответственности туролператоров, в частности, в Германии, Австрии, Италии, Эстонии, Украине, Венгрии.

Все публикации по вопросу финансовых гарантий можно посмотреть здесь.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно