Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Северной столице нужен «конгрессный статус»

08:07, 6 мая 2010

Уже не первый год Петербург пытается повысить свой статус на туристическом рынке Европы. Номерной гостиничный фонд растет, и это, безусловно, является правильным шагом на этом пути. Однако в зимнее время, несмотря на обилие программ по привлечению туристов в город, большинство отелей заполнены слабо. Одним из способов повышения посещаемости города может являться развитие конгрессного туризма. Однако пока в этом направлении, говорят эксперты, делается недостаточно. Инфраструктуры для проведения форумов, семинаров и конференций в городе не хватает.

Строительство конгрессных объектов – бизнес с невысокой рентабельностью, которая малопривлекательна для российских компаний, поэтому они предпочитают вкладывать средства в недвижимость другого назначения. Кроме того, сегодня многие уже заявленные в Петербурге проекты приостановлены в связи с кризисом. На Западе компании более лояльны к конгрессным проектам, но, тем не менее, в большинстве европейских городов собственниками и совладельцами конгресс-центров являются городские и муниципальные власти, которые развивают эту сферу как дающую высокую отдачу в смежных отраслях.

Председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости Павел Созинов говорит, что только две гостиницы сети Park Inn могут предложить развитую деловую зону: несколько залов достаточной вместимости – от 60 до 600 мест. «Сосредоточенные в Ленэкспо выставочные площади морально устарели, не спасло положение и открытие несколько лет назад нового павильона. Заявленные новые площадки в районе Пулково, пока остаются только в проектах на бумаге», – сетует он.

Олег Барков, генеральный директор Knight Frank St.Petersburg, объясняет неразвитость инфраструктуры для конгрессного туризма в Петербурге тем, что здесь мало развита конгрессно-выставочная деятельность. «В нашем городе проходит достаточно мало мероприятий российского масштаба, в то время как события международного значения практически отсутствуют вовсе (за исключением Санкт-Петербургского экономического форума). С другой стороны, при проведении действительно массовых мероприятий (например, празднование 300-летия Петербурга) ощущался и ощущается дефицит средств размещения. В то время как современные проекты находятся пока в стадии проектирования», – отмечает он.

Олег Барков обращает внимание на то, что конгрессная деятельность – это специфический, не совсем доходный (в общем понимании этого слова) вид недвижимости, тесным образом связанный с тем бизнесом, который ведется на его площадях. «Строя и развивая конгресс-центр, инвестор должен четко понимать, кто будет оператором этой конгрессно-выставочной деятельности. По сравнению с другими сегментами данный вид бизнеса более сложный и, может быть, менее доходный. Поэтому большинство таких проектов, реализуемых на данный момент, носят не только коммерческий, но скорее имиджевый характер. В первую очередь, это утверждение касается проекта в Стрельне», – говорит г-н Барков.

Генеральный директор ЗАО «ЭкспоФорум» Анатолий Еркулов отмечает, что сегодня для проведения деловых мероприятий используются преимущественно конгрессные возможности отелей и вузов, а специализированных площадок в городе практически нет. «Другая проблема – отсутствие конгресс-холлов значительной вместимости. Сегодня в Петербурге невозможно провести на достойном уровне крупный форум с количеством участников 3000 и более человек. Причем, помимо вместительного и профессионально оборудованного основного зала, необходимо еще достаточное количество дополнительных помещений для секционных заседаний. Их суммарная площадь должна составлять не менее 80% площади основной аудитории. Такое требование, например, выдвигает влиятельная международная ассоциация конгресс-центров (AIPC), куда мы недавно вступили. Естественно, этому условию, в числе многих других, будет удовлетворять конгресс-центр в составе комплекса, который возводит «ЭкспоФорум» в районе аэропорта Пулково. Другие конгрессные площадки Петербурга среди членов этой ассоциации не представлены, – рассуждает г-н Еркулов. – Потребность в конгрессных объектах достоверно оценить сложно, поскольку предложение на этом рынке формирует спрос. Местные организаторы конгрессов утверждают, что они готовы проводить в нашем городе мероприятия численностью 3-5 тыс. человек, но пока полноценной площадки такого размера нет, говорить о потенциале рынка можно только в общих чертах».

Участники рынка изучают опыт других городов, пытающихся повысить свой «конгрессный статус». Например, недавно в Сочи начал работать «Гранд Отель Поляна», расположенный у подножия олимпийского курорта, где в 2014 году пройдут состязания атлетов на зимних играх. Помимо «курортного» отдыха, он развивает и пакет услуг для конгрессного или переговорного туризма. Несмотря на то, что курорт позиционирует себя как семейный, конгрессный туризм развивается активно и дает хорошую часть прибыли в общей ее структуре. Более того, люди, которые приезжают сюда на переговоры, часто возвращаются исключительно для отдыха, и наоборот – так курорт получает популярность. В двух корпусах отеля находится пять конференц-залов: «Зеленый зал» (64 кв. м, на 24 человека), «Красный зал» (также 64 кв. м, на 18 человек за круглым столом), «Банкетный зал» (150 кв. м, на 30-120 человек), «Гранатовый зал» (68 кв. м, на 20-60 человек) и «Белый зал» (100 кв. м, на 50-120 человек). Вместимость зала зависит от рассадки гостей – «театром», «классом», «П-образная» рассадка или для банкета. Арендовать залы можно как на основе почасовой оплаты, так и на полный день. Изначально менеджеры отеля разрабатывали пакеты услуг, но потом отказались от этой практики, так как к ним обращаются совершенно разноформатные группы и им выгоднее покупать отдельные услуги. Например, аренда оборудования, которое также может быть заказано как на час, так и на день, оплачивается отдельно: мультимедийный проектор обойдется в 1,5-7,5 тыс. руб., экран для него – 0,5-1,4 тыс. руб., лазерная указка в 200-1200 руб., также предлагаются мониторы, плазменные панели, копировальные аппараты и факсы, фотоаппараты и многое другое. Дополнительное оборудование может быть заказано по запросу. Можно заказать отдельное питание и кейтеринговые услуги – кофе-брейки, выездные банкеты, обеды на горе Псехако и так далее.

Что касается цены на размещение в «Гранд Отель Поляна», то они варьируются от 6,5 тыс. рублей в сутки за двухместный номер в низкий сезон до 40 тыс. рублей за виллу на 7 человек в высокий сезон.

Пока с запросами на организации конференций обращаются отечественные компании – в основном это московские и петербургские фирмы, но процент иностранцев, желающих провести свои мероприятия в «Гранд Отель Поляна» растет. На курорте уже проводили свои мероприятия такие известные компании, как «Мегафон», Сбербанк, Folkswagen, Сitroen, крупные фармацевтические компании. В скором будущем, когда номерной фонд «Гранд Отель Поляна» будет расширен за счет еще одного корпуса, а также гостиниц на горе Псехако, можно будет говорить о масштабах мероприятий, сравнимых с сочинским экономическим форумом. (kommersant.ru)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно