Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Глава Switzerland Tourism: «Россияне все чаще снимают апартаменты и шале – жаль, что мы пока не ведем статистику таких ночевок»

04:54, 5 декабря 2018

Швейцарию можно считать родоначальницей современного туризма как индустрии. Именно здесь во второй половине XIX в. сформировалась культура путешествий в ее нынешнем понимании. Тогда в страну массово поехали состоятельные путешественники из Англии, России и США, для удовлетворения их запросов начали строиться роскошные гостиницы и другая необходимая инфраструктура, в том числе железные и автомобильные дороги.

Спустя 150 лет туризм остается для страны одной из важнейших отраслей. Федеральный офис по статистике (Federal Statistical Office, FSO) зафиксировал в 2017 г. 37,4 млн ночевок, что равняется рекордным показателям 1990 и 2008 гг. Чистый же доход от туризма (не включая сопутствующих трат на транспорт, шопинг и т. д.) в 2010 г. перевалил за 15 млрд франков и балансирует на уровне 16-18 млрд, что делает туристическую отрасль одним из самых значимых источников пополнения казны.

С ростом числа туристов статуса места отдыха для богатых и требовательных Швейцария не утратила. «Мы по-прежнему остаемся премиум-направлением», – сказал в интервью «Ведомостям» Мартин Нидеггер, генеральный директор Switzerland Tourism – организации, которая занимается развитием внутреннего и внешнего туризма Швейцарии. Хотя тут же подчеркивает, что воспринимать ее исключительно как вариант 5-звездочного туризма не стоит: предложения есть в разных сегментах.

 

- По данным UNWTO, в 2012–2016 гг. количество туристов, приезжающих в Швейцарию, не росло, а доход туристической отрасли сократился. Как вы оцениваете состояние туриндустрии Швейцарии – она в кризисе?

- У нас был кризис. В 2008 году туристическая отрасль вышла на пик, было зарегистрировано самое большое количество ночевок, 37,3 млн. Но затем высокий курс франка привел к падению на некоторых очень важных рынках, например, в Германии. Это компенсировалось другими рынками, так как на азиатском или российском рынках укрепление франка отразилось не так сильно. Но с российским случилась другая проблема – после событий события 2014 года число приехавших в Швейцарию россиян резко упало. Мы сильно зависим от въездного туризма, от европейских рынков, поэтому все это вместе привело к кризису. Но уже с 2017 г. пошел рост количества ночевок – на 5,2% к 2016 году, мы превзошли показатели 2008 г. И сейчас мы на пути наверх.

 

- Какие основные цели и задачи стоят перед вами как новым генеральным директором?

- Задача № 1 – вернуть европейский рынок. Я имею в виду европейский в широком смысле, включая Россию. Мы потеряли 40% этого рынка, это очень много. Это важно не только потому, что это большой рынок. Европейцы путешествуют не так, как гости из Азии или с Ближнего Востока, которые ограничиваются максимум 10 точками. Европейцы, в том числе россияне, ездят по всей Швейцарии.

 

- Каков ваш бюджет?

- Мы наполовину частная, наполовину государственная организация, подчиняемся министерству экономики. Наш годовой бюджет – около 60 млн франков, половина из которых от правительства, еще половину мы зарабатываем, например, за счет работы с партнерами. У нас 250 сотрудников, половина из них работает в головном офисе, половина – непосредственно на рынках. И работа на рынках самая важная, это основа бизнеса.

 

- Швейцария сейчас не входит ни в десятку самых посещаемых стран мира, ни даже в десятку в Европе. Какие задачи по посещаемости вы себе ставите?

- Швейцария – очень маленькая страна в сравнении даже не с такой гигантской, как Россия, а со многими европейскими. Поэтому мы, конечно, не можем глобально расти за счет количества туристов – просто потому, что ограничены небольшой территорией. Вот почему рост для нас в первую очередь измеряется качеством: это рост доходов от туризма и удовлетворенность туристов. Мы не заинтересованы в том, чтобы люди приехали один раз и больше никогда не вернулись. То, насколько люди остались довольны визитом, сколько гостей возвращается снова и приезжает постоянно, нам важнее количества.

 

- Швейцария стала известна как направление летнего отдыха, затем – как горнолыжного. Что сейчас доминирует?

- Это зависит от рынка. Есть рынки, на которых вообще нет спроса на горнолыжный отдых как таковой – не только в Швейцарии, а в принципе, потому что у них нет культуры зимнего отдыха. Например, в Индии. Индусы приезжают главным образом весной, для них высокий сезон – апрель, май, июнь, потом они снова пропадают до следующей весны. Китайские туристы, после того как Пекин выиграл право на проведение Олимпийских игр-2022, стали больше интересоваться зимним отдыхом и зимними видами спорта, но исторически они больше предпочитают летний отдых, поэтому пока больше приезжают летом. Россияне больше приезжают зимой, но ненамного, соотношение зимы и лета составляет примерно 55%, так что на вашем рынке скорее можно видеть равномерный интерес.

- Франция продвигает себя через торговые марки и направления: летний отдых на Лазурном берегу, искусство в Париже, горные лыжи в Куршевеле. У вас тоже есть места – сами по себе торговые марки, как, например, Женевское озеро. Вы планируете продвигать их как самостоятельные бренды?

- И да, и нет. Конечно, мы хотим продвигать отдельные направления как бренды, но бренд «Швейцария» гораздо сильнее, чем любой другой бренд на ее территории. Бренд «Швейцария» для нас важнее, чем для Франции бренд «Франция», потому что у них действительно есть другие очень сильные бренды. А у нас Парижа нет. Конечно, у нас есть свои точки, которые вполне самостоятельные бренды, – Женева, знаменитые горные места, но все они объединены главным зонтичным брендом «Швейцария». И внутри страны все это положение принимают и уважают, никто не стремится стать более сильным, важным и узнаваемым, чем «Швейцария». На локальном уровне все скорее будут подчеркивать свою принадлежность «Швейцарии», чем настаивать на своей особенности или отдельности.

 

- Расскажите, кто сейчас ваши гости? Вас устраивает баланс?

- Мы больше не делим гостей на зимних или летних, также не ориентируемся на продолжительность визита, сейчас мы разделяем всех гостей на так называемые сегменты. Например, «любители природы» – они не занимаются сайклингом, но любят пешие прогулки, при выборе гостиницы выбирают ту, что с живописным видом и террасой. Они могут приехать на два дня или на неделю. Другая группа – энтузиасты отдыха на природе, те, кому важен спорт: они могут бегать, ездить на велосипеде, заниматься сайклингом. Они уже не столько наслаждаются природой как красивым видом, сколько используют ее для спорта. Или туристы, которые хотят за одну поездку увидеть разные аспекты Швейцарии, много ездят и проводят на одном месте не больше одного дня. Но мы не смотрим на возраст – это больше не важно. Демографический подход к маркетингу устарел, это old school. Сейчас нужно отталкиваться от интереса, от запроса. Если у группы людей одинаковый интерес, не важно, на каком языке они говорят, откуда они, сколько им лет, сколько у них денег.

Если оценивать отели и объекты размещения Швейцарии, указанные в открытом доступе на booking.com, то можно заметить, что 5- и 4-звездочных почти столько же, сколько 3-звездочных, а хостелов и совсем простых очень мало. То есть Швейцария остается ориентированной на состоятельных путешественников?

- Я бы привел другие цифры. В Швейцарии 5500 отелей, и не более 100 из них – 5-звездочные, а около 300 – 4-звездочные. Согласен, что это немало, но и не подавляющее большинство. Другое дело, что именно эти отели наиболее известны и именно они создают восприятие страны как направления и привлекают туристов. Они, как маяки, просто наиболее видимы – согласитесь, мало кто будет писать статью о 2- или 3-звездочном отеле.

Но если отвечать на ваш вопрос о Швейцарии как направлении для дорогого отдыха – да, без всяких сомнений, Швейцария – это премиальный туризм. Даже наши 3-звездочные отели в среднем стоят дороже, так же как аренда жилья и другие услуги. Но все, что вы получаете, будет стоить своих денег, потому что качество, которое вы получите, также будет выше, чем в среднем в сопоставимых направлениях.

Но не надо думать: «Я не поеду в Швейцарию, потому что у меня нет денег на 5-звездочный отель». Можно снять хостел, можно снять апартаменты, есть много отелей «2–3 звезды». Вариантов масса. Большинство приезжающих выбирают апартаменты, это отличный вариант.

- В Швейцарии не так много крупных гостиничных сетей, большинство отелей – единственные у хозяина или часть семейного бизнеса на несколько отелей.

- Вы правы. У нас есть несколько крупных сетей, но только в самых больших городах, за их пределами – либо единственные отели у хозяев, либо совсем небольшие сети на несколько отелей. Исторически сложилось, что все хозяева общаются с гостями близко и напрямую. Часто многие отели, расположенные недалеко друг от друга, объединяются, чтобы помогать, например, с обучением или подготовкой персонала, маркетингом. Но культуры сетевых отелей в Швейцарии нет. Швейцария – это бутиковое направление, поэтому частные отели одного хозяина больше отражают наши ценности.

У нас действует стандартная классификация. Но полагаю, и она становится все менее и менее важной, сейчас гораздо большее значение имеют отзывы. Когда вы выбираете между 3- и 4-звездочным отелем, вы ориентируетесь не на число звезд, вы идете на TripAdvisor и смотрите отзывы. Я думаю, что нынешняя звездная классификация постепенно уйдет, останутся только онлайн-рейтинги.

 

- Кто ваши основные гости?

- Самый главный рынок – внутренний: его доля – 45%. На втором месте – Германия, это самый важный зарубежный рынок. Следом – США, Великобритания, Китай, Франция. Да, гости из близлежащих регионов приезжают поездом или на автомобиле, но гости из США, Великобритании, Китая, России, Японии – все прибывают самолетами. Даже туристы из Северной Германии и часть из более дальних мест Европы – тоже.

 

- А кто тратит больше денег?

- По ежедневным тратам на 1-м месте – страны Персидского залива с 460 франками в день, россияне в среднем тратят по 250 франков и в настоящее время, увы, не входят в десятку самых расточительных туристов.

 

- Россиян больше нет среди тех, кто чаще всего приезжает в Швейцарию?

- В 2013 году россияне провели в Швейцарии 578 тыс. ночей, это максимальный показатель за все годы, тогда Россия была на 10-м месте по количеству ночевок среди иностранных туристов. Затем начиная с 2014 года был резкий спад. Но в прошлом году снова пошел рост – до 352 тыс. ночевок за год, это +8,8% к 2016 году. Люди привыкли к новому курсу, учатся адаптироваться к новой реальности. Также надо учитывать, что россияне все чаще снимают апартаменты и шале, а мы пока, к сожалению, статистику таких ночевок не ведем.

 

- Что делаете, чтобы вернуть россиян?

- Падение числа российских туристов не было проблемой именно швейцарского туризма, оно не связано с падением интереса к Швейцарии как таковой – во всех остальных странах было то же самое. Единственная страна, туризм которой выиграл от событий 2014 года – это сама Россия, где внутренний туризм сильно вырос. И это хорошо. Но я уверен, что интерес к поездкам за рубеж у россиян сохранился. Поэтому не могу сказать, что нужно делать что-то особенное именно для российского рынка: россияне по-прежнему хотят путешествовать, хотят получить новый опыт, у нас есть что им предложить, поэтому восстановление турпотока из России – скорее естественный процесс.

 

- А что насчет виз? Упрощение визового режима обычно один из главных стимулов для роста турпотока.

- Не могу сказать, что получить швейцарскую визу сложнее, чем какую-то другую. Конечно, я, как руководитель организации, которая занимается развитием туризма, хотел бы, чтобы виз не было. Но это большой политический вопрос, мы не можем на него влиять, поэтому приходится принимать тот факт, что они есть. Мне тоже нужна виза, чтобы приехать в Россию. Поэтому вопрос сейчас не в отмене виз, а в том, чтобы получать их было быстро и легко. И я уверяю, что все официальные службы прикладывают все усилия, чтобы получение шло так быстро и легко, как это возможно.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно