Интурмаркет 2020 02.10

Судоходные компании несут убытки из-за обмеления Волги

Судоходные компании несут все больше убытков из-за обострения ситуации с обмелением Волги. Суда простаивают, сокращаются перевозки, растут экономические потери. Одно из самых проблемных мест на реке – участок Городец – Нижний Новгород. С конца мая там возникают огромные очереди из пассажирских и грузовых судов – порой до 70 кораблей ждут, чтобы их пропустили.

Отрасль несет миллиардные убытки после решения властей отказаться от заполнения Чебоксарского водохранилища до проектной отметки. В свое время оно было принято, чтобы не затапливать почти 1 тыс. кв. км земли, пишет «Коммерсантъ». Однако это привело к тому, что создание Единой глубоководной системы страны осталось незавершенным. Система должна была объединить бассейны Невы, Волги и Дона в сеть с гарантированными глубинами для судоходства 4 м для прохода по внутренним водным путям к Белому, Балтийскому, Каспийскому, Азовскому и Черному морям. В частности, так появился участок с малыми глубинами длиной в 54 км от Городца до Нижнего Новгорода.

Чтобы повысить уровень воды в период навигации, правительство предложило построить низконапорную плотину за 43,5 млрд рублей на границе Сормовского района Нижнего Новгорода и Балахнинского района Нижегородской области. Это привело бы к образованию водохранилища, и площадь затопления была бы почти в 100 раз меньше чем при заполнении Чебоксарского водохранилища. Этот гидроузел помог бы регулировать уровень воды сезонно. Однако против выступили нижегородские экологи и общественные активисты. Они опасаются, что ухудшится качество питьевой воды и санитарно-эпидемиологическая ситуация – в зону подтопления попадут кладбища и скотомогильники, места промышленных отходов, коллекторы очистных сооружений.

Против выступила и администрация Балахны. Она не согласовала документацию по планировке территорий, на которых должен строиться гидроузел. Балахна расположена в пойме, и больше половины ее площади уже и так находится в подтопленном состоянии.

Разногласия уже влияют на сроки постройки гидроузла. По оценке аналитического центра при правительстве, есть вероятность сдвига проекта на 2025 год. Более того, на совещании в правительстве министр транспорта Евгений Дитрих предлагал вообще заморозить проект, если область не готова его поддержать. В таком случае 43,5 млрд рублей. Минтранс перекинет на другие проекты, например, на терминал в Обской губе.

Если это произойдет, судоходные компании продолжат нести убытки, максимально сокращая перевозки через проблемный участок. Кроме того, решение компаний о строительстве нового флота принималось с расчетом на создание гидроузла. Если проблему не решить, эти планы будут сорваны.

Правда, нынешнее обмеление Волги экологи считают рукотворным. Якобы ждали большого паводка, спустили водохранилища больше обычного, но прогноз Росгидромета оказался ошибочным. В марте запасы воды в Волжско-Камском бассейне составляли 110% от нормы, через месяц, в апреле – 71%.

В майские праздники из-за обмеления Волги в районе Казани недосчитался туристов Татарстан: по данным республиканского Госкомитета по туризму, было отменено более 20 рейсов теплоходов. А туристы, которые все же прибыли в Татарстан, не смогли попасть на теплоходе в Великий Болгар, остров-град Свияжск, а также Тетюши.

На самом деле в фазе маловодности Волжско-Камский каскад находится с 2005 года, и продлится она, по прогнозам экспертов, до 2029 года. Основная причина – маловодье притоков Волги. К началу июля этого года уровень воды в Оке, Ветлуге, Суре, Керженце, Линде приблизился к минимальному за историю наблюдений, а кое-где опустился и ниже.

В частности, сложная гидрологическая обстановка сейчас на реке Оке. Она сложилась в конце июня – середине июля и привела, в частности, к тому, что двухпалубный теплоход «Сергей Образцов», совершающий круизы из Москвы по реке Москве и Оке, во второй половине июля пришлось вывести из эксплуатации.

Еще 26 июня судно, выполнявшее круиз Москва – Муром – Москва, село на мель на реке Оке в районе Акишинского переката (Рязанская область), в 12 км от Касимова. Как позже сообщили в компании «Мостурфлот», произошло это «из-за резкого непрогнозируемого снижения уровня воды». Простой теплохода составил сутки, но из-за недостаточных глубин продолжить рейс по маршруту вниз по Оке судно не смогло и вечером 28 июня отправилось обратно в Москву.

Следующий за ним круиз с 1 по 7 июля был отменен, но затем теплоход вновь вышел в работу. Заявленные в расписании круизы Москва – Рязань – Коломна – Москва с 8 по 11 июля и Москва – Константиново – Москва с 12 по 14 июля состоялись.

Но вот рейс из Москвы до Мурома с 15 по 21 июля был выполнен не так, как планировалось. Дойти до Касимова и Мурома судно из-за нехватки воды в Оке не смогло: туристов доставляли туда автобусами из Рязани. После этого руководство «Мостурфлота» приняло решение вывести судно из работы.

Согласно опубликованному ранее расписанию до конца навигации «Образцов» должен был совершить еще 13 рейсов – до Коломны, Константиново, Рязани и Мурома, а завершить работу 29 сентября. Сколько из них состоится пока неизвестно, но до 19 августа все рейсы отменены.

Версия для печати