РАТА-новости
Special с 16 октября
 
Шарджа с 30 августа
 
 

Благотворительный концерт «Таланты турбизнеса» – регистрация зрителей онлайн!

 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Ноябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября  Форум туриндустрии ноябрь
 
 
Главная№4571Что должен знать турбизнес о последних поправках в отраслевой закон

Что должен знать турбизнес о последних поправках в отраслевой закон


Вчера президент РФ Владимир Путин подписал закон № 231643-7 «О внесении изменений в федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"». Документ вступит в силу через 90 дней после его официальной публикации.

 

Закон содержит достаточно большой набор важных для турбизнеса изменений и дополнений. Часть их была ожидаема, поскольку заявлялась еще в ноябре 2016 года – например отмена требования о предоставлении туристу доверенности, но некоторые новации стали неожиданностью, поскольку были включены в законопроект в процессе доработки.

 

По просьбе RATA-news основные поправки разъясняет и комментирует руководитель Правовой комиссии РСТ, глава юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.

 

1. Изменился смысл термина «экстренная помощь» – действий по организации перевозки и размещения туриста, осуществляемой ассоциацией «Турпомощь». Ранее она предоставлялась в случае неисполнения туроператором обязательств по договору, а теперь условием экстренной помощи является прекращение деятельности туроператора.

 

Это серьезное изменение, сокращающее количество ситуаций, когда «Турпомощь» будет включаться в процесс вывоза пострадавших туристов и задействовать резервный фонд.

 

Вместе с тем надо отметить, что этой поправкой де-юре узаконена практика, которая по факту применялась в отношении туроператоров с 2014 года. Как известно, «Турпомощь» приступала к организации вывоза туристов только после того, как туроператор объявлял о прекращении своей деятельности. В противном случае у ассоциации не было возможности оправдать расходы резервного фонда на оплату перелетов для возвращения туристов в Россию и далее в порядке регресса обратиться в страховые компании за возмещением понесенных затрат из средств фингарантии.

 

Порядок прекращения деятельности туроператора также претерпел изменения. Теперь этот факт подтверждается не только заявлением в Ростуризм, сообщением страховщику, в «Турпомощь» и размещением соответствующей информации на сайте компании, но может произойти и по решению Ростуризма. С этой целью в закон включено дополнительное основание для исключения сведений из реестра – прекращение деятельности туроператора без его заявления. Ростуризм принимает такое решение на следующий день после того, как ведомству стало известно о прекращении деятельности туроператора «по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации турпродукта».

 

Каким образом Ростуризм сможет сделать вывод о «невозможности», если нет заявления от туроператора? Очевидно, из массовых жалоб пострадавших туристов, встревоженных турагентов, из сообщений прессы или «Турпомощи» – и после проверки этой информации. В любом случае, скорость принятия решения ведомством будет напрямую влиять на возможность эвакуации пострадавших туристов.

 

2. В статье 4.1 список оснований для дисквалификации должностного лица туроператора сокращен на два пункта. В частности, дисквалификация не последует, если туроператор по своей инициативе подает заявление о прекращении деятельности, и в случае, когда сведения о компании удалили из реестра в связи с исключением ее из членов «Турпомощи».

 

3. В статье 4.2 уточнено понятие общей цены турпродукта (ОЦТ) за предыдущий год – «величина, полученная путем суммирования общих цен туристского продукта, указанных в договорах о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, заключенных туроператором и турагентом в предыдущем календарном году». Таким образом, законом по существу подтверждается, что цена договора и цена турпродукта может быть различной, поскольку указано не суммирование цен всех договоров, а суммирование цен турпродукта в договорах. Но с этим вопросом, полагаю, еще будет множество проблем.

 

4. По тексту везде включено дополнение к термину «предыдущего» года, добавлено слово «календарного» года.

 

5. Туроператор теперь должен сообщать в реестр сведения не о структурных, а о обособленных подразделениях, осуществляющих туроператорскую деятельность.

 

6. Сведения, подаваемые туроператором в реестр, например об ОЦТ или количестве туристов, теперь могут проверяться Ростуризмом, помимо всех прочих вариантов, путем запроса страховщику о численности заключенных договоров добровольного медицинского страхования.

 

7. Основания для отказа во внесении туроператора в реестр пополнились пунктом – исключение сведений о туроператоре из реестра в связи с прекращением деятельности по причине невозможности исполнения обязательств. Иными словами, если туроператора исключили из реестра по такому негативному основанию, то повторно в реестр он не попадет.

 

Также дополнено основание отказа во внесении сведений в реестр в части сведений о туроператоре: ранее это были только «недостоверные» сведения, теперь еще и «неполные».

 

8. При изменении сведений о туроператоре Ростуризм обязан внести изменение в реестр – по сведениям об ОЦТ , количестве туристов, членстве в «Турпомощи», сфере деятельности – в течение 10 дней. В этот период проводится проверка достоверности сведений и оснований их изменения в реестре. Прочие сведения меняются в течение трех дней.

 

9. Основания для исключения сведений из реестра дополнены несколькими пунктами:

 

- во-первых, появился абзац об прекращении деятельности туроператора без направления заявления, как уже упоминалось выше. То есть Ростуризм может принять решение об исключении туроператора из реестра, придя к выводу о невозможности исполнения им обязательств по договорам;

 

- во-вторых, появилось основание – заведомо недостоверные сведения об ОЦТ, количестве туристов и фактическом размере ФПО, непредставление в установленном порядке или последующее выявление недостоверных сведений;

 

- в-третьих, появилось основание – нарушение сроков и порядка подтверждения, установленных новой статьей 11.7, которая регулирует порядок освобождения туроператора от финансового обеспечения и пополнения фонда персональной ответственности (ФПО) в случае формирования максимального ФПО в размере 7% от ОЦТ.

 

10. Новая статья 11.7, согласно которой туроператор может быть освобожден от ФПО и страхования ответственности при формировании максимального размера ФПО. Освобождение предоставляется до 1 апреля следующего года, и за один месяц до этого срока туроператор должен подтвердить соответствующие основания. Если размер ОЦТ вырос и средств в ФПО стало недостаточно, необходимо увеличить его размер либо лишиться освобождения и вернуться к страхованию и отчислениям в ФПО.

 

11. В случае если размер ОЦТ вырастает более чем на 25% по сравнению с предыдущим годом, взнос в ФПО производится поквартально из расчета 1% ОЦТ за квартал.

 

Кроме того, все туроператоры должны сообщать сведения об ОЦТ ежеквартально (!), а не ежегодно, как было ранее. Непредставление сведений может служить основанием для исключения из членов «Турпомощи».

 

12. В статью о фонде персональной ответственности внесены уточнения о выплатах туристам только в случае прекращения деятельности туроператора по причине невозможности исполнения обязательств.

 

13. Расходование средств ФПО теперь допускается не только на выплаты туристам, но и на «уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, платы за ведение банковских счетов, на которых размещаются денежные средства фондов персональной ответственности туроператоров, и административно-управленческих расходов, связанных с ведением отдельного учета средств фондов персональной ответственности туроператоров. Такими административно-управленческими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, выплата заработной платы работникам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, расходы на услуги связи». Указанные расходы допускаются в пределах полученных доходов от размещения средств фонда, но не более 1% от ежегодного взноса туроператора в ФПО. Вводится обязательный аудит для подачи отчетности ассоциации «Турпомощь».

 

14. Средства резервного фонда также могут расходоваться на «уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда, и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда».

 

15. Из статьи 10.1 исключен абзац о предоставлении туристу копии доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации турпродукта. Тем самым законодатель вернул прежнюю формулировку данной статьи.

 

16. В статью 14, посвященную безопасности туризма, внесено изменение в части формулировки о подтверждении информации об угрозе безопасности туристов. Если ранее данные обстоятельства подтверждались решениями органов власти, теперь слово «решения» дополнено словом «рекомендации».

 

17. В случае досрочного расторжения договора страхования или досрочного прекращения банковской гарантии туроператор предоставляет сведения о новом договоре в Ростуризм не позднее 45 календарных дней с момента расторжения (ранее было 30 календарных дней).

 

18. В статью 17.2 о размере финансового обеспечения внесено изменение: туроператоры, ранее осуществлявшие туроператорскую деятельность, но исключенные из реестра, должны иметь финансовое обеспечение на 50 млн рублей – наряду с новыми юридическими лицами и туроператорами, не имевшими оборота в прошедшем году. В случае, если туроператор осуществляет деятельность в сфере выездного, въездного и внутреннего туризма и сформировал максимальный фонд персональной ответственности (ФПО), он освобождается от финансового обеспечения только по «выезду» – для внутреннего и въездного туризма, по-прежнему, будут необходимы фингарантии на 500 тыс. рублей.

 

19. В статью 17.4 включено дополнение, касающееся даты наступления страхового случая. Если туроператор не подал соответствующего заявления о прекращении деятельности, то «датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра...».

 

20. В порядок обращения туристов за выплатой страхового возмещения внесена поправка – исключено спорное положение об «одновременной» подаче заявлений туристами. Таким образом, для пропорционального расчета выплаты достаточно в принципе более одного заявления от туристов.

 

Страховщик после поступления первого заявления от туриста в течение трех дней обязан уведомить Ростуризм.

 

21. В статье 17.6 внесено дополнение в формулировку объекта страхования ответственности туроператора. Если ранее формулировка заканчивалась словами «по причине прекращения своей деятельности», то теперь фраза звучит: «в связи с прекращением по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации турпродукта». Таким образом, обычного прекращения деятельности будет недостаточно, необходимы так же признаки «невозможности» исполнения обязательств.

 

22. Часть вторая статьи 17.7 «Учет и отчетность» утратила силу. Она указывала на порядок расчета туроператором нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 23.08 Пунта
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100