РАТА-новости
Круизный дом с 18 июня
 
Библио глобус 28.04
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
ПАК ГЛ 2019
 
 
Royal Air Maroc - с 13 июня
 
 
Грекотель Танцы 14.06
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июнь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
ГлавнаяРАТА-новости от 05.04.2004«Плюсы» и «минусы» выездного турпотока

«Плюсы» и «минусы» выездного турпотока


В этом мире все относительно, но, пожалуй, особенно, - российская туристическая статистика. Ее несовершенство стало уже притчей во языцех, однако другой пока нет, а совсем без цифр при анализе турпотоков не обойтись. Данные Федеральной пограничной службы России по выезду россиян за границу на отдых традиционно расходятся с национальной статистикой принимающих стран и, как правило, не совпадают с ощущениями российских операторов по этим направлениям.

Например, по данным Министерства экономики Болгарии, эта страна в прошлом году приняла 121332 российских туриста, а по сведениям ФПС – 73133. Италия зарегистрировала около 395 тыс. прибытий наших туристов, что на 9,5% больше, чем в 2002 г., а ФПС дает цифру 118981, что означает снижение по сравнению с 2002 г. примерно на 20%. Чешская сторона утверждает, что в этой стране в прошлом году отдохнули 123500 россиян, а наши пограничники зафиксировали на направлении всего 51420 выездов с целью туризма. Кипрская туристическая организация считает, что в 2003 г. остров посетили около 140 тыс. россиян, а ФПС России - 107290. Представительство по туризму Хорватии в своей статистике указывает 56651 туристов из России, а в таблице ФПС фигурирует цифра 33493.

Перечень подобных примеров можно продолжать, и далеко не всегда подобные расхождения поддаются объяснению. Тем не менее, как показал опрос представителей турбизнеса, общие тенденции выезда в 2003 году публикуемая сегодня таблица все-таки показывает. Из 146 стран, куда россияне выезжали с целью туризма, мы выбрали те, где турпотоки обозначены 5-7-значными цифрами.


Численность российских граждан,
выехавших за границу в 2003 г. с целью туризма
по данным ФПС России

(тыс. человек)

Страна

2003

2002

1

Турция

1038593

690098

2

Украина

841692

478560

3

Китай

687521

617130

4

Польша

422003

635451

5

Египет

368405

239712

6

Финляндия

327246

406236

7

Германия

278094

208977

8

Испания

168360

227870

9

ОАЭ

145796

172558

10

Италия

118981

149710

11

Франция

112149

87363

12

Кипр

107290

139251

13

Греция

91404

89713

14

Болгария

73133

55485

15

Тунис

60130

22298

16

Таиланд

54803

40341

17

Великобритания

51551

38996

18

Чехия

51420

46484

19

Швейцария

44608

65684

20

Литва

35586

128887

21

Хорватия

33493

44310

22

Эстония

32981

6584

23

Австрия

28811

24170

24

Израиль

26559

46469

25

Латвия

18963

25895

26

Япония

17558

17170

27

Норвегия

17064

13967

20

Южная Корея

16463

16723

29

Нидерланды

16348

16070

30

Мальта

14492

30541

31

Швеция

14017

9623

32

Югославия

12880

18288

33

США

12860

12875

34

Венгрия

12772

10792

35

Индия

12535

4231

Всего выехало туристов

5678447

5044


Не все цифры в этой таблице нуждаются в дополнительных комментариях. Например, уже немало слов, в том числе и в RATA-news, было сказано и причинах снижения спроса в Испанию, Израиль и на Кипр. Вполне понятна 200-процентная «прибавка» Индии, точнее курорта Гоа, и более чем на 160% увеличение спроса на Тунис, который прошлой весной принял на себя туристический «удар» россиян, не пожелавших ехать в ОАЭ, Турцию и Египет из-за военных действий в Ираке. В общем, мы обратились за комментариями к операторам по тем направлениям, цифры по которым нас удивили.

ОАЭ. С одной стороны, военные действия в Ираке в начале 2003 года практически сорвали апрельские школьные каникулы и сильно подпортили майские праздники. Как напомнила директор по туризму авиакомпании «Сибирь» Светлана Антошкина, прошлой весной заявки на Эмираты снимались целыми самолетами, что вполне могло дать показанное ФПС снижение турпотока на 18%. С другой стороны, зимний спрос в конце прошлого года должен был с лихвой перекрыть весенние потери на этом направлении. Во всяком случае, так получилось у компании «АРТ-тур». По словам генерального директора фирмы Дмитрия Арутюнова, в минувший зимний сезон оператор увеличил свои продажи примерно в 2,5 раза по сравнению с зимой 2002/03 года, а в общем по итогам 2003 года спрос на Эмираты среди клиентов «АРТ-тура» повысился на 20-25%. Как считает г-н Арутюнов, этому во многом способствовало появление на российском рынке авиакомпании Emirates, благодаря чему качество перевозки на направлении стало соответствовать уровню турпродукта. Кроме того, поддержать спрос на ОАЭ помогла активная реклама туристических возможностей этой страны, в первую очередь, Дубая.

Италия. Почти 20-процентное падение спроса на Италию, показанное ФПС России, удивило не всех операторов по этому направлению. Например, генеральный директор компании «Мондо турс» Андрис Калниньш сказал, что количество клиентов фирмы, купивших в прошлом году туры в Италию действительно слегка уменьшилось. Связано это с ростом курса евро и соответствующим подорожанием путевок. Однако по этой же причине увеличился оборот средств и прибыль компании от продажи Италии. Как объяснил г-н Калниньш, повышение стоимости туров «размыло» низкий ценовой сегмент итальянского рынка. От поездок в эту страну отказались те клиенты, которые обычно брали простые апартаменты, гостиницы уровня 2-3*, номера без кондиционеров и т.д. Меньше стали покупать недорогой пляжный отдых в Римини – эти туристы, видимо, поехали в Турцию и Египет, где пляжи лучше. «В прошлом году наши клиенты все больше и больше спрашивали гостиницы 4* на морских курортах Италии. Если в 2002 году 80% покупали отели 3* и лишь 20% - 4*, то в 2003-м это соотношение стало соответственно 55% и 45%», - сказал Андрис Калниньш.

Вместе с тем, генеральный директор компании «ПАК групп» Илья Иткин не согласен с фактом падения спроса на Италию. По его словам, в «ПАКе» объем продаж в прошлом году вырос на 20%, причем касается это и групповых, и индивидуальных туров. Г-н Иткин убежден, что на итальянском сегменте рынка чувствительность к цене не такая высокая, как на дешевых пляжных направлениях. Он подтвердил факт роста стоимости путевок в Италию, однако не считает, что это заметно отразилось на уровне продаж.

Прибалтика. На этом направлении, если судить по данным ФПС России, сложилась особенно любопытная ситуация. Латвия показала значительное падение спроса (36%), Литва – просто катастрофическое снижение (больше 250%). А Эстония установила «мировой рекорд» по темпам роста числа туристов из России, прибавив в прошлом году сразу 400%.

Надо сказать, что операторы спада турпотоков на Латвию и Литву не почувствовали, но цифры в таблице смогли объяснить. По мнению генерального директора компании «Интерцентр Альфа» Натальи Федоровой, такие показатели связаны вовсе не с падением турпотока. Якобы уменьшение числа туристов – на самом деле результат ужесточения визового режима с целью пресечения торговли визами. В частности, с прошлого года для получения туристической визы требуется приглашение латвийского партнера, что создало трудности в работе определенной категории «турфирм». Что касается реального турпотока, то он в прошлом году продемонстрировал явный рост. Возрождается былая популярность Юрмалы, имеющей 40 км курортного побережья. Повышению спроса способствует появление новых гостиниц, проведение фестивалей КВН, «Новая волна» и т.д.

С Литвой похожая ситуация. По мнению Натальи Федоровой, значительная часть «потерянных» этой страной российских туристов – также результат борьбы с торговлей визами. Как известно в прошлом году разразился скандал, касающийся методов работы консульства Литвы в России, были сделаны «оргвыводы» в отношении прежнего состава консульской службы, в результате чего и снизились столь резко «туристические» показатели выдачи виз. Кроме того, туристические визы в Литву раньше оформляли многочисленные перегонщики автомобилей, но после введения Россией новых таможенных пошлин на подержанные машины, этот вид бизнеса практически перестал существовать.

Вместе с тем, операторы не отрицают, что турпоток из России в Литву формируется нелегко, хотя, как выразилась директор по туризму компании «Балтик-сервис» Елена Гагарина, «мы с этим направлением нянчимся». По словам г-жи Гагариной, у россиян существует предубеждение против Литвы, считается, что там плохо развита туристическая инфраструктура, хотя это не совсем так. С другой стороны, конечно, 6-километровое побережье Паланги несопоставимо с 40 км пляжей Юрмалы, из-за чего литовцы фактически приостановили продвижение своего турпродукта на российском рынке. Кроме того, по мнению Елены Гагариной, более активному формированию турпотока в Литву мешает нынешняя визовая политика этой страны: для индивидуальной поездки визу сроком до 10 дней проще получить, если заявитель обращается непосредственно в посольство, а не через турфирму, поэтому увеличивается число частных поездок в эту страну.

А феномен Эстонии операторов совсем не удивил. По словам Натальи Федоровой, эта страна стала для россиян самой близкой Европой – всего ночь в поезде, причем есть весьма доступные сидячие составы. Эстонцы проводят тщательный маркетинг в отношении российского рынка и активно продвигают свой турпродукт: участвуют в выставках, издают много полиграфической продукции хорошего качества на русском языке, проводят яркие акции. Например, перед прошлыми новогодними праздниками на всех станциях метро Москвы и Санкт-Петербурга появилась реклама «Зимняя сказка в Таллинне». В результате, как рассказала Наталья Федорова, фирме «Интерцентр Альфа» впервые удалось самостоятельно загрузить целый чартерный поезд на Новый год в Эстонию – 10 вагонов, 360 человек. «Еще год назад мы даже представить себе не могли, что такое возможно», - говорит г-жа Федорова. Примечательно, что все 360 пассажиров чартерного поезда ехали в одну таллиннскую гостиницу, которая подготовила новогоднюю программу специально для российсикх туристов.

По мнению Елены Гагариной, Эстония – страна, очень продвинутая в отношении интернета, чуть ли не каждая деревенская вилла имеет свой сайт. Кроме того, серьезное внимание эстонцы уделяют развитию инфраструктуры: многие бывшие санатории перестраиваются в спа-отели, причем не только на известном курорте Пярну, но и по всей стране, в том числе и в Таллинне. Большое значение имеет и самый простой из всех прибалтийских стран визовый режим: визу можно оформить за один день, что абсолютно вписывается в российский менталитет. Благодаря этому, как рассказала Елена Гагарина, нередко туристы, собиравшиеся «завтра» уехать в Латвию или Литву, столкнувшись с необходимостью несколько дней дожидаться визы, в результате отправляются в Эстонию.

Что касается отношения прибалтов к русским, то об этом россияне в турфирмах давно не спрашивают: все знают, что к русским туристам везде относятся хорошо.

Продолжение следует.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал промо
Visit Japan - тренинг
 
 
Говорят профессионалы
 
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100