Учиться никогда не поздно. Особенно в туризме
Ни для кого не секрет, что руководители турфирм предпочитают не брать на работу молодых специалистов, закончивших туристические вузы. При этом отрасли явно не хватает квалифицированных менеджеров. Мы беседуем с директором Центра подготовки кадров «Туриндустрия» кандидатом географических наук Кириллом Кружалиным.
Кирилл, как сейчас обстоит дело с подготовкой кадров в туристской отрасли?
- Сегодня более сотни высших учебных заведений России готовят кадры для турбизнеса. При этом ощущается катастрофическая нехватка учебной литературы. В основном, преподавание базируется на переводных учебных пособиях, которые, естественно, не учитывают специфику российского рынка. Руководители турфирм единодушно отмечают крайне низкий уровень практической подготовки выпускников. Фактически при приеме на работу к будущему менеджеру турфирмы предъявляется лишь одно требование – умение общаться с людьми. А в дальнейшем новоиспеченного «специалиста» приходится «натаскивать», начиная с нуля. Статистика свидетельствует, что в настоящее время порядка 70-80% сотрудников турфирм, вплоть до менеджеров высшего звена и руководителей, вообще не имеют специального профессионального образования в отрасли, что в определенной степени сказывается на качестве предоставляемых услуг и влияет на развитие российского туристического рынка в целом.
- Положения о туроператорской и турагентской деятельности предъявляет вполне конкретные требования к профессиональной квалификации работников турфирм. Не приведет ли это в условиях дефицита качественного образования к развитию рынка фиктивного образования, по существу – торговле дипломами, свидетельствами и сертификатами?
- Это более чем вероятно. Не случайно Российский союз туриндустрии обратился к министру образования с письмом о необходимости наведения порядка в системе подготовки туристских кадров. И сам предпринял конкретные шаги по созданию центра повышения квалификации и переподготовки кадров туриндустрии совместно с Международным гуманитарным общественным фондом «Знание».
- Что же предлагает этот центр?
- Мы внедряем так называемую накопительную систему второго высшего образования по туристским специальностям. После первого этапа слушатель может с разрывом во времени продолжить обучение, и по окончании абитуриенту выдается сертификат, свидетельство о профессиональной подготовке или диплом государственного образца о дополнительном высшем образовании - в зависимости от продолжительности образовательных программ.
Деятельность центра первоначально будет строиться на базе краткосрочных программ повышения квалификации по вечерней очно-заочной форме обучения. Первый курс, стартующий в этом месяце, посвящен психологии продаж турпродукта. За ним последуют курсы «Реклама и PR в туризме», «Бухгалтерский учет и оптимизация налогообложения в туризме», «Маркетинг турпродукта по направлениям и специализациям», «Страноведение», «Технологии розничных продаж» и т.д. Предусмотрена возможность организации программ обучения по заявкам турфирм, операторов и операторских пулов, комбинируя их с выездными турами и workshop. Мы уже рассматриваем ряд заявок крупных туроператоров, которые желают повысить профессиональный уровень своих сотрудников, а также менеджеров агентской сети.
- Как известно, основную роль в качестве образования играет преподавательский состав.
- К чтению лекций мы привлекаем как квалифицированных преподавателей – профессоров, докторов, кандидатов наук, так и профессионалов-практиков с опытом работы в России и за рубежом.
- Сколько слушателей будет в каждой группе?
- Мы хотим уйти от столь распространенной в последнее время практики собирание актовых залов и аренды кинотеатров. Качественный образовательный процесс может быть обеспечен лишь при непосредственной, практически индивидуальной работе слушателя и преподавателя. А это означает, что в группе не должно быть больше 15-20 человек.
-