Калуга

Проблемы с подготовкой кадров для индустрии туризма начинаются еще в школе

В 2011 году набор в вузы, которые выпускают кадры для туриндустрии, будет проходить по новым образовательным стандартам, определяющим не конкретные специальности, а направления подготовки – «Туризм», «Гостиничное дело» и «Сервис». Таким образом, вузы лишаться возможности принимать студентов на непрофильные специальности, а значит, высшее образование станет более «заточенным» на туризм. Однако первые результаты появятся не раньше, чем через четыре года, когда сегодняшние абитуриенты получат дипломы. Да и это сразу проблемы не решит. Так что вопрос нехватки квалифицированных кадров для туротрасли будет разрешен нескоро.

Накануне вступительных экзаменов в российские вузы RATA-news попросила подробнее рассказать о нововведении в системе образования директора Центра подготовки кадров «Туриндустрия», заместителя заведующего кафедрой рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Кирилла Кружалина (фото).

Около 80% ныне действующих сотрудников турфирм не имеют профильного образования, а выпускники вузов, по мнению работодателей, недостаточно подготовлены, их надо либо доучивать, либо переучивать. Но, с другой стороны, и работодатель не всегда имеет четкое представление о системе подготовки кадров для отрасли, полагает Кирилл Кружалин. Даже точно подсчитать, сколько вузов в стране этим занимается, невозможно. Среди них очень мало именно туристических учебных заведений. До сих пор только три специальности и одно направление подготовки можно было с полным основанием отнести к туризму. Это «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм» и направление «Туризм» (бакалавриат и магистратура).

«С этого года набор в вузы будет осуществляться по вступающим в силу государственным образовательным стандартам третьего поколения, которые определяют не специальности, а направления подготовки (бакалавриат и магистратура) «Туризм», «Гостиничное дело» и «Сервис». В рамках этих направлений Учебно-методическое объединение по образованию в области сервиса и туризма рекомендует, например, такие профили: «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг», «Технология и организация развлечений», «Ресторанная деятельность» и так далее», – поясняет Кирилл Кружалин. Правда оценить результат этой системы, по его мнению, можно будет только после 2015 года, когда турбизнес получит первых выпускников-бакалавров, подготовленным по новым стандартам. «Сейчас вузы будут доучивать студентов, поступивших до 2011 года, по стандартам второго поколения. Следовательно, актуальны будут и те проблемы, которые характерны для современной системы подготовки кадров», – говорит г-н Кружалин.

Еще недавно самой популярной в вузах специальностью была «Социально-культурный сервис и туризм», которую, однако, нельзя назвать такой же востребованной на предприятиях туриндустрии. «В целом справедливые упреки работодателей по поводу низкого качества подготовки кадров для сферы туризма следует отнести именно к специальности «Социально-культурный сервис и туризм», ну и, конечно, к основной массе непрофильных специальностей, где на туризм отведено 10-15% учебного времени», – продолжает эксперт.

Многочисленные замечания по этой специальности вынудили Минобразование разделить ее на две – «Социально-культурный сервис» и «Туризм». Прорыв произошел только когда были утверждены и введены в действие ГОСы второго поколения по направлению и специальности «Туризм». Однако вузы не торопились их лицензировать. «Причина в том, что специальность «Социально-культурный сервис и туризм» дешевле в реализации, не требует привлечения высококвалифицированных преподавателей и практиков туризма, имеет недостаточную научную составляющую по сравнению с «Туризмом», не обязывает вузы организовывать практику для студентов на предприятиях туриндустрии», – полагает Кирилл Кружалин. В частности, не стали открывать новую специальность, педагогические, технические, транспортные, лингвистические и другие вузы. А вот профильные вузы, в первую очередь, туристические, ведут подготовку по направлению «Туризм», однако их не очень много. Как считает г-н Кружалин, положение дел изменится с этого года, когда непрофильные вузы лишаться возможности зачислять студентов по ГОСам второго поколения, следовательно, на непрофильные специальности. Однако они должны будут доучить тех, кто поступил раньше, по старым стандартам.

Что касается системы подготовки кадров со средним профессиональным образованием, то Кирилл Кружалин обращает внимание на такие цифры. Обучение ведется в 236 образовательных учреждениях и их филиалах по специальностям «Туризм» и «Гостиничный сервис». В это число, помимо ссузов, входят 60 вузов, реализующих программы среднего профессионального образования. По мнению эксперта, это развенчивают миф о том, что средних образовательных учреждений, готовящих кадры для сферы туризма, значительно меньше, чем вузов. Такая оценка справедлива только для отдельных регионов, однако в целом по стране число ссузов составляет 82% от количества вузов. «Но и этого недостаточно, необходимо приводить их количество в соответствие с потребностями туриндустрии. А точнее – менять пропорцию в пользу ссузов, возможно, за счет снижения планов приема в вузы. Ведь правильнее оперировать не числом образовательных учреждений, а количеством обучающихся. А этим должны заниматься органы управления образованием и туризмом как на федеральном, так и на региональном уровнях», – считает г-н Кружалин.

Анализируя цифры, можно сделать еще один вывод: 61% образовательных учреждений реализуют специальность «Туризм» и лишь 47% – «Гостиничный сервис». На лицо перекос, поскольку туриндустрия испытывает кадровый голод, в основном, в специалистах гостиничного дела. «Можно сказать больше: специалистов, подготавливаемых для работы в туристических компаниях, сегодня переизбыток. Этому способствуют и профессиональные стандарты, согласно которым основные должности менеджеров турфирм комплектуются кадрами как с высшим так и со средним профессиональным образованием. Это опять вопрос к органам управления образованием и туризмом, отвечающим за обоснование цифр относительно потребностей туриндустрии и планов приема в вузы и ссузы», – отмечает Кирилл Кружалин.

Он подчеркивает, что без контактов вузов с работодателями невозможно говорить о совершенствовании качества подготовки специалистов для сферы туризма. Тем более что, по мнению г-на Кружалина, проблемы с подготовкой кадров для индустрии туризма начинаются еще в школе. Наиболее яркий пример – это изданный Минобрнауки приказ в отношении перечня вступительных испытаний в вузы. По ряду направлений, в том числе и «Туризм», перечень дисциплин был изменен. Об этом официально стало известно за месяц до сдачи ЕГЭ в школах. С большим трудом действие приказа удалось приостановить, и абитуриенты, поступающие в туристические вузы, как и в прошлом году, будут сдавать русский язык, профильную географию и иностранный язык. В приказе же министерства значилась вместо географии – история, вместо иностранного языка – обществознание или география по выбору.

«Непонятно, почему заменили дисциплины, ключевые для подготовки специалистов в сфере туризма. Тем более что основные претензии работодателей к выпускникам связаны с низким знанием именно этих предметов», – говорит Кирилл Кружалин. По его мнению, необходимо восстановить прежний перечень или расширить его. Тогда высшие учебные заведения самостоятельно будут выбирать профильную дисциплину, сохранив необходимость сдачи иностранного языка. «Конечно, вузам для поддержания конкурса проще работать с новым перечнем дисциплин ЕГЭ, однако это заметно снижает качество подготовки специалистов», – убежден г-н Кружалин.

 

Нина Егоршева, RATA-news

Версия для печати