Алеан Роза вилладж
 
МИТТ 01.11
 
Росстур 28.11
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак 02.12
 
 
Солвекс с 03.10 50%
 
 
Веди Чехия -1
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Декабрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru 
 
 
Главная№2713Египет: весь груз финансовой и юридической ответственности взвален на плечи туроператоров

Египет: весь груз финансовой и юридической ответственности взвален на плечи туроператоров


По данным на поздний вечер 30 января, не более 3% российских туристов, отдыхающих на курортах Египта, выразили желание покинуть страну до окончания тура. Это выяснилось в результате опроса, проведенного сотрудниками принимающих компаний по просьбе авиакомпании «Трансаэро». Интересно, что по собственной инициативе никто из туристов не заявлял о готовности прервать отдых.

 

МИД уполномочен заявить. С прошедшей пятницы события, связанные с политической обстановкой в Египте, для туристического рынка России развивались стремительно. 28 января около 23.00 МИД порекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Египет с туристическими целями. До этого момента, напомним, действовала рекомендация не посещать Каир и другие административные центры, где проходят антиправительственные выступления. Это заявление МИД существенно изменило не только взаимоотношения между туроператорами и их клиентами, но и отношение самих туристов к поездкам в Египет. В течение всей прошедшей недели отказы от туров были единичными, причем люди безропотно воспринимали информацию о штрафах, которые доходили до 80% стоимости путевки. В субботу количество аннуляций стало стремительно возрастать, а в прессе появились комментарии Минспорттуризма и Ростуризма, из которых прямо следовало, что туроператоры должны возвращать «отказникам» полную стоимость туров.

 

Ростуризм рекомендует. Государственные органы управления туризма в этой сложной ситуации заняли весьма активную позицию. Ростуризм отправил в Хургаду и Шарм-эль-Шейх «гонцов», чтобы выясняли обстановку на месте. И в субботу, и в воскресенье проходили совещания межведомственного оперативного штаба. Представители Минспорттуризма, Ростуризма, МИД, авиакомпании и туроператоры пытались решить, что же делать с египетским направлением. Отправлять – не отправлять? Вывозить – не вывозить? С одной стороны, на курортах спокойно, что, в том числе, подтвердили и «гонцы» Ростуризма. С другой – никто не знает, как будут разворачиваться события. Запретить поездки в Египет не может ни МИД, ни Минспорттуризма, ни Ростуризм. Зато может Роспотребнадзор, отвечающий за «благополучие человека», но это ведомство в выходные дни молчало.

 

В результате все-таки решили, что экстренной эвакуации не будет. В субботу на сайте Ростуризма появился приказ, в котором туроператорам и турагентам рекомендуется «с 29 января 2011 года приостановить отправку российских туристов в Египет на период существования угрозы безопасности (до нормализации обстановки)». Подчеркнем – рекомендуется. По регламенту Ростуризма, это максимальные полномочия ведомства в сложившейся ситуации.

 

Скелет в кустах. А чтобы туроператоры понимали, чем им грозит несоблюдение «субботних» рекомендаций, Минспорттуризма и Ростуризм, в воскресенье, 30 января, обнародовали совместное заявление. В котором, помимо всего прочего, говорится буквально следующее: «В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан приостановить, отозвать, либо снять услугу с производства, если такая услуга причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя. Таким образом, оказание услуг по организации путешествий российских туристов в Египет в условиях действия угрозы безопасности, по мнению Минспорттуризма России и Ростуризма, является грубым нарушением законодательства Российской Федерации и влечет за собой применение к виновным лицам мер юридической ответственности».

 

Вывод для нашей туристической действительности самый что ни на есть банальный: во всем виноваты туроператоры. Причем виноваты они будут даже в том случае, если «под политическую раздачу» в Египте попадет турист, который купил тур, например, месяц назад и улетел, несмотря ни на какие предупреждения. Остановить его никто не может – путевка оплачена, билеты на руках, аэропорты на курортах работают в штатном режиме, самолеты летают.

 

Кстати о самолетах. Ростуризм, напомним, рекомендует туроператорам воздержаться от продажи туров в Египет. А как насчет авиарейсов? Когда на заседании в межведомственном оперативном штабе обсуждался этот вопрос, представитель Росавиации, как рассказывают очевидцы, заявил, что ведомство не может заставить перевозчиков остановить полеты в Египет. И в тот же день представитель Росавиации Сергей Извольский в эфире «Эхо Москвы» рассказал, что все рейсы из России в Египет и обратно выполняются без каких-либо задержек, отмен и сбоев. В частности, в субботу были осуществлены вылеты из 11 российских городов, в основном, в Шарм и Хургаду.

 

Таким образом, решение, как вы догадываетесь – за туроператорами. Если туристы не полетят, заказчики чартерных рейсов будут постепенно сокращать программы. И в большинстве случаев, к сожалению, по своей инициативе, а не по взаимной договоренности с авиакомпаниями. С соответствующими финансовыми издержками. И при этом еще им придется возвращать туристам стоимость несостоявшихся туров.

 

А что туристы? Судя, по общению с людьми, которые находятся на египетских курортах, оттуда обстановка видится гораздо более спокойней, чем из России. Но даже на том фоне, который создан средствами массовой информации, в прошедшие выходные туристы в Египет улетали. Конечно, значительно меньше, чем планировалось, рейсы были загружены процентов на 50-70, но все-таки летели. Хотя некоторые принимали решение отказаться от поездки уже в аэропорту. Повод был беспрецедентный: в «Шереметьево» по громкой связи передавали рекомендации МИД воздержаться от поездок в Египет. Вполне вероятно, что сегодня этот опыт позаимствуют и другие московские аэропорты.

 

Интересно, что желающих покинуть египетские курорты раньше времени до вчерашнего дня не было. Наоборот, судя по обращениям в пресс-службу Российского союза туриндустрии, многих туристов волновало, не будут ли их «насильственно» вывозить из Египта. Они напоминали про Тунис, откуда россияне уезжать не хотели. Да и те, кто сообщили, что готовы прервать отдых, появились только в результате опроса, проведенного сотрудниками принимающих компаний.

 

Вчера авиакомпания «Трансаэро» попросила своих партнеров по Египту – «Тез Тур», «Корал Трэвел», «Интурист» и «Натали Турс» - выявить желающих покинуть курорты до окончания туров, чтобы скорректировать количество своих рейсов. Опрос показал, что таких туристов немного. Например, у «Натали» из 1,5 тыс. человек сказали, что уедут, лишь 45. Сотрудники «Корала» из 6 тыс. человек к 23.00 вчерашнего дня опросили 3200, из которых 70 выразили желание уехать, но с оговоркой: только давайте не завтра.

 

Конечно, турпоток на Египет в любом случае рухнет. Тем более что некоторые туроператоры в прошедшие выходные туры туда уже не продавали. Поэтому, если ситуация не изменится, довольно скоро вопрос с возвращением стоимости туров отпадет сам собой. Но сейчас и для турфирм, и для туристов это тема номер один.

 

О важности формулировок. Итак, Минспорттуризма и Ростуризм в своем совместном заявлении напоминают турбизнесу, «что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ухудшение условий путешествия и другое) (статьи 10, 14 Закона о туристской деятельности, статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в судебном порядке.
При расторжении такого договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».

 

Заметим, что в статье 14 отраслевого закона, где говорится о вправе туриста и туроператора требовать расторжения договора, нет формулировки «в том числе в судебном порядке», как упоминается в заявлении. А есть просто – «в судебном порядке». Цитируем: «В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения».

 

Замечание очень важное, поскольку в сложившейся ситуации это позволит туроператорам на законном основании отсрочить возмещение стоимости туров. Вряд ли кто-то из участников рынка сможет безболезненно выплатить всем отказникам одновременно.

 

Наследие цунами. «Сейчас главная проблема заключается в получении туроператорами средств, переведенных гостиницам и перевозчикам. Что касается гостиниц, то большей части опрошенных компаний удалось договориться о полной или частичной компенсации неоказанных услуг отложенными же услугами, и лишь немногим – о хотя бы частичном возврате денежных средств. Но пока ни одной фирме, по имеющимся данным, не удалось договориться о полной компенсации непредоставленных отелями услуг в денежной форме.

Не менее сложная ситуация с авиакомпаниями. Трети операторов удалось договориться с перевозчиками о возмещении неоказанных услуг, еще трети – не удалось. Остальным удалось, но не в полном объеме. При этом немногие получат за несостоявшиеся рейсы именно деньги: большинство авиакомпаний склоняются к взаимозачетам при дальнейшем сотрудничестве либо к частичному возврату средств. Поэтому если органы государственной власти действительно заинтересованы в решении проблем потребителей, то сейчас как никогда необходимо их содействие в этом вопросе».

 

Два предыдущих абзаца – цитата из публикации RATA-news от 21 января 2005 года. Напомним, что именно цунами в Юго-Восточной Азии стало поводом для появления в законе «Об основах туристской деятельности» требования о 100-процентном возврате туристам стоимости туров в случае возникновения угрозы безопасности их жизни и здоровья. Тогда, шесть лет назад, вопрос финансовых разбирательств с гостиницами и авиакомпаниями, которым переводятся деньги туристов, был взвален на плечи туроператоров без какой-либо государственной поддержки. Сегодня история повторяется.

 

Понятно, что российские туристические власти не могут напрямую повлиять на египетские отели, которые вряд ли бросятся возвращать деньги туроператорам. Но почему нельзя поставить вопрос участия перевозчиков в «операции возмещения» перед авиационными властями России? Почему весь груз ответственности – и финансовой, и юридической – должны нести туроператоры? Почему органы власти заявляют о необходимости возврата средств, упоминая при этом только туроператоров - без каких-либо оговорок?

 

Никто из туроператоров не замедлил подтвердить, что у туристов, вынужденных отменить или прервать отдых в Тунисе, не будет никаких проблем с возмещением стоимости туров. Не те суммы, о которых стоило судиться-рядиться. Но Египет – не Тунис. Речь идет не о двух-трех сотнях туристов, а о десятках тысяч. И совсем о других деньгах.

 

Позиция РСТ. Российский союз туриндустрии рекомендует туристам, которые решили отказаться от поездки в Египет, сохранить право на получение туруслуг по заключенному с турфирмой договору. Иными словами - не расторгать договор, а поискать компромисс: либо изменить срок поездки, либо направление. РСТ просит туристов учитывать, что Египет - самое массовое зимнее направление на российском рынке, туров туда продано очень много, вернуть их стоимость единомоментно просто невозможно, поскольку деньги туроператоры перевели своим египетским партнерам и авиакомпаниям.

 

РСТ просит туристов с пониманием отнестись к тому, что в случае, если клиент настаивает на немедленном возвращении средств, туроператоры будут действовать согласно статье 14 закона «Об основах туристской деятельности», в которой оговорено право обеих сторон расторгнуть договор о реализации турпродукта через суд. Поэтому лучше найти решение в досудебном порядке. Ведь туроператоры, как и туристы, в том, что сегодня происходит в Египте, не виноваты.

Ирина Тюрина, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал Горные лыжи 19.10
Дельфин 02.12
Visit Japan тренинг
 


 
Говорят профессионалы
 
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
«Число российских туристов на Шпицбергене за год выросло втрое»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
руководитель
Многие туристы и в зимних, и в летних турах называли его "доступной Арктикой". И действительно, это самый близкий и доступный вариант путешествия в Арктику. Мы это выражение думаем использовать как слоган. Потому что другие места арктической России – это либо дорого, либо нет сервиса, либо нужна хорошая физическая подготовка
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»
Лариса ФЁДОРОВА
Виадук Тур
директор
Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей
«Наши студенты во многом дадут фору выпускникам профильных вузов»
Алексей БАРЫШЕВ
московский экономико-технологический колледж № 22
директор
Cтуденты проходят практику уже со второго курса. И она не ограничивается одной-двумя неделями и написанием курсовой работы – ребята трудятся месяцами. Многие еще и каждое лето по собственной инициативе работают в отелях и ресторанах, набираются опыта. За лучшими из них работодатели выстраиваются в очередь
«Предпочитаю иметь дело с турбизнесом, а не с прямыми клиентами»
Илья ЩУЧКИН
гостиница «Французский квартал»
генеральный директор
«Иногда достаточно просто выслушать людей, чтобы найти новые источники дохода или экономии»
Алена ЕНОВА
«Мозаика хостел»
руководитель
Нам было важно создать в хостеле особую атмосферу, ведь именно за ней люди едут в Петербург. В рамках хостела это сделать проще, потому что если в отеле люди живут сами по себе, то у нас они могут пообщаться с такими же туристами, завести новых друзей. Наша задача как собственников это удовольствие монетизировать.
«Наконец-то у агентств есть время и желание заниматься дорогим продуктом»
Екатерина ФЕДОРОВА
«Карлсон Туризм»
генеральный директор
Мы понимали, что определенная категория туристов не захочет менять своих привычных планов и по-прежнему намерена отдыхать за рубежом. И в тот момент, когда на рынке повисла пауза, мы выставили в продажу дорогие виллы, эксклюзивные предложения на островах. Это сработало
«Мы поддерживаем уральские туристические события, чтобы стимулировать развитие этих проектов, а значит и всего региона»
Эльмира ТУКАНОВА
Центр развития туризма Свердловской области
директор
Нас волнует, чтобы могли заработать и другие представители индустрии гостеприимства региона. Нам важно, как влияет тот или иной праздник, фестиваль на развитие туризма в муниципалитетах. Увеличиваются ли налоговые поступления в бюджет? Заполняются ли гостиницы, турбазы, санатории? Растет ли посещаемость музеев, спрос на экскурсионное обслуживание?
«Нишевым туроператорам надо серьезно перестраивать свою работу»
Артур МУРАДЯН
«Спейс Трэвел»
генеральный директор
90% объединений в российском турбизнесе распадаются из-за мелких разногласий, причем нередко на уровне менеджеров. Я вообще перестал надеяться на возможное объединение с кем-то по продукту. Жаль, конечно, но и слияние – не панацея. Важнее чувствовать ситуацию на рынке и понимать, как развиваться дальше
«Московские гостиницы преуспевают не благодаря, а вопреки»
Константин ГОРЯИНОВ
Marriott Royal Aurora
генеральный менеджер
В таком мегаполисе, как Москва, появление дополнительных трехсот-пятисот номеров в течение года, рынок, как правило, не замечает. В столице ни один отель не пострадал от якобы переизбытка предложения в сегменте класса люкс. Потенциал столицы колоссален
«В ушедшем году спрос на Шпицберген показал буквально взрывной рост»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
директор
А еще мы убрали все неудобства и страшилки, из-за которых многие россияне не решаются на арктический круиз. Главная из них – что большинство круизов проходит на иностранных языках. Мы считаем, что русские гиды на судне – это очень важно, как и более насыщенная программа, прямой чартерный перелет из Москвы. И то, что не нужна виза
«Чтобы выжить, агентствам нужно сократить расходы, сохранить коллектив и досконально изучить российские курорты»
Алексан МКРТЧЯН
«Розовый слон»
директор
Нельзя свести всё только к путешествиям по своей стране. Мир большой, люди хотят его познавать. А представители нашей отрасли еще и хотят учиться, чтобы повышать уровень сервиса здесь. Я считаю, что нужно поддерживать все виды туризма, в том числе и выездной, потому что в нем трудятся десятки тысяч россиян, а операторы и агентства платят налоги в России
«В кризис каждая компания ищет свой путь»
Дмитрий ШЕВЧЕНКО
ICS Travel Group
генеральный директор
Абсолютно точно рынок будет активно переориентироваться. Конечно, в России купальный сезон ограничен, зато есть устойчивая традиция вывозить детей к морю, люди продолжат ей следовать. Значит, надо искать бюджетный продукт с морем и теплом, рассчитанный на российского потребителя с его нынешними возможностями
«Беларусь гораздо ближе к Европе, чем кажется»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«Туртранс-Вояж»
генеральный директор
Самое важное преимущество наших экскурсионных туров – гарантированные выезды и глубина продаж. Для многих важно, что место в автобусе можно выбрать прямо на сайте во время бронирования. И хотя направление безвизовое, и даже загранпаспорт не нужен, группы набираются часто за месяц и более до выезда
Спровоцируют ли новые гостиничные правила повышение цен на услуги размещения
Геннадий ЛАМШИН
Российская гостиничная ассоциация
президент
В новой редакции не упоминается военный билет, поскольку теперь у всех военных есть паспорт. Мы хотели добавить в список заграничный паспорт, чтобы те, кто вылетает за рубеж и транзитом останавливается, например, в Москве или Петербурге, могли не возить с собой еще и российский. Но ФМС и МВД выступили против
«Въездной туризм поддержало именно то, что Москва оказалась реально недорогим городом для европейцев»
Марина ЛЕВЧЕНКО
«Тари-Тур»
гендиректор
Как только в Великобритании ввели дактилоскопию для получения туристической визы в Россию, англичане стали отказываться от поездок, не желая тратить время на посещение консульства. Британские группы из 50 человек быстро сократились до 20. Партнеры нам так и сказали – дело в "пальцах"
«Чем круче джип, тем дальше идти за трактором»
Александр ЧЕРНЮК
«Команда Ex-Pro»
директор
Туристов, как из России, так и из-за рубежа, восхищает Монголия. Это ландшафты, которые меняются каждый час, это верблюды, яки, крупная рыба, национальный колорит, очень доброжелательные местные жители. Поражает резко-континентальный климат – с утра может быть +47 градусов, а к вечеру выпасть снег
«В России 95% заявлений на визы поступают из городов, где уже есть визовые центры»
Прабудда СЕН
VFS Global
руководитель в России и странах СНГ
С нашей помощью биометрические данные сдали уже более 25 миллионов человек. Как видите, у нас колоссальный опыт. И мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы введение биометрии в России прошло максимально безболезненно – и для заявителей, и для турбизнеса. VFS Global заинтересована в этом не меньше, чем вы
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100