Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Почему мы охотно опубликовали опровержение «РЖД Тур»

11:52, 3 июля 2013

Опубликовав текст опровержения, которое компания «РЖД Тур» прислала в ответ на публикацию материала «Как «РЖД Тур» проваливает развитие железнодорожного туризма», мы выполнили требование ст. 44 федерального закона № 2124-1 от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации». Опровержение набрано тем же шрифтом и помещено первой новостью, как и опровергаемый материал. Правда, эти два требования касаются только печатных изданий, но мы уж постарались.

Вообще-то, в соответствии с тем же законом, для публикации опровержения у нас было 10 дней с момента поступления соответствующего требования. Письмо из «РЖД Тур» зарегистрировано в исполнительной дирекции РСТ 27 июня с.г., то есть с опровержением можно было потянуть до конца этой недели. А еще тем же законом предусмотрено, что в течение одного месяца со дня получения требования об опровержении редакция может в письменной форме уведомить заинтересованное лицо об отказе в публикации с указанием оснований.

Но мы решили не отказывать и не ждать. Мы охотно опубликовали опровержение и обязательно расскажем, почему. Но прежде считаем необходимым дать свои пояснения по поводу поступивших претензий. Комментируем по пунктам, цитируя письмо генерального «РЖД Тур» Сергея Ильягуева.

«1) Приписаны слова генеральному директору ООО «РЖД Тур» Ильягуеву С.П. о том, что «компания выполняет поручение президента в полном объеме, насколько это соответствует ее интересам». Данная фраза не озвучивалась генеральным директором ООО «РЖД Тур» Ильягуевым С.П.».

Слова эти г-н Ильягуев в беседе с корреспондентом RATA-news после пресс-конференции 20 июня произнес, но диктофонную запись мы не вели, так что доказательств у нас нет, признаем. Поэтому цитату убрали.

«2) Автор статьи в оскорбительных высказываниях излагает следующее: «Только на первый взгляд кажется, что «РЖД Тур» занимается развитием железнодорожного туризма. На самом деле в 2005 году силами «РЖД» создали нечто вроде паразита, который, радостно потирая руки, стал загонять туроператоров в железные рамки «взаимовыгодного» сотрудничества. Потому как вагоны больше брать негде». Данное утверждение не соответствует действительности».

«Паразита», хотя он и не впрямую, а «нечто вроде», мы убрали. Слово, конечно, обидное. А вот про вагоны не уберем, читайте пояснения к следующему пункту.

«3) Автором статьи утверждается, что «Турбизнес единодушен в своей оценке «РЖД Тур»: монополист без малейших признаков социальной ответственности. Собственно, и туроператоры, на прошлой неделе подписавшие меморандум, неоднократно выражали недовольство по поводу дорогих и некачественных чартерных поездов. Но не подписать документ не могли - вагоны-то где брать?». Данное утверждение не соответствует действительности, ООО «РЖД Тур» не является монополистом в силу закона».

Ну «монополист» - слово не обидное, а в наше время даже престижное. Но мы все же исправили на «фактически монополист», чтобы не так прямолинейно. Хотя, по сути, «РЖД Тур» для туроператоров, как «родственница» монополиста, именно таковым и является, поскольку, как мы и писали, поступающие в МЖА и ФПК заявки на перевозку стекаются именно в эту компанию. И этот факт, кстати, г-н Ильягуев не опровергает. Тут будет уместно напомнить: в меморандуме о сотрудничестве, подписанном 20 июня ФПК и пятью туроператорами по Финляндии, оговаривается, что одна из этих компаний - «центральный оператор», и речь идет, конечно же, об «РЖД Тур». То есть туроператорам опять же настоятельно предложено оформлять чартерные поезда через это «одно окно».

Справедливости ради отметим, что, судя по вчерашним сообщениям в прессе, заказчики поездов на Финляндию получили выгодные цены. Очень радостный факт. Хорошо бы потом не оказалось, что «РЖД Тур» «мягко стелил».

«4) Автор статьи цитирует господина Зенкина С.Н.: «У «РЖД Тур» «не сложится» ни с Универсиадой, ни с Олимпиадой, ни с Чемпионатом мира по футболу». Данное утверждение не соответствует действительности, потому как ООО «РЖД Тур» не заключало каких-либо контрактов и не вело переговоров относительно организации перевозок в рамках Олимпиады или Чемпионата мира по футболу».

По этому пункту из нашего текста убирать нечего, поскольку в публикации не было ни слова о том, что ООО «РЖД Тур» заключало какие-либо контракты и вело какие-либо переговоры по поводу крупных спортивных мероприятий. Мы привели мнение конкретного человека о вероятных перспективах работы компании, он так считает - и имеет на это полное право. Тем более что с Универсиадой в Казани, похоже, действительно «не сложилось».

«5) Автор статьи утверждает, что «туроператор» «РЖД Тур» не разрабатывает собственные туры по России и за рубеж». Данное утверждение не соответствует действительности, ООО «РЖД Тур» разработаны и представлены на рынке такие турпродукты как тур в Новгород, во Францию, Трансиб, туры выходного дня. С указанными турпродуктами можно ознакомиться на сайте ООО “РЖД Тур”».

А вот это тема интересная. Прежде всего, мы вовсе не утверждали, что «РЖД Тур» не разрабатывает собственные туры. Мы говорили, что компании никто не мешает это делать и добросовестно конкурировать с другими участниками рынка, но ей незачем напрягаться по этому поводу. Она и не напрягается. Да, раздел «Туристические маршруты» на сайте есть, это правда. Загляните туда – и попробуйте определить, сможет ли нормально существовать с таким ассортиментом и частотой туров реальный туроператор, если не будет торговать вагонами.

Открываем подраздел «Поезда выходного дня». Один-единственный тур. И дата одна – 28-29 сентября. Больше в России выходных дней, видимо, нет.

В подразделе «Тематические поезда» предложений в четыре раза больше, то есть четыре. Два в июле, один в августе и один в ноябре. Нечасто.

Поживее в подразделе «VIP программы», и дат побольше, и описание программ есть и даже схема люкс-вагонов. Но все туры под запрос, цена их от 83 611 руб. – с человека, если судить по дальнейшим пояснениям: «Стоимость путешествия зависит от количества человек в группе…». Наверняка очень востребованный продукт.

Пара свадебных туров – в Муром и во Францию. По запросу, естественно.

Информация в разделе «Ретропоезда»: «Маршруты не найдены».

«Круизы в Европу и Азию» - на регулярных поездах. Два тура в Париж, один из них описан: три полных дня в столице Франции плюс фактически четыре дня в пути туда и обратно. Стоимость: от 1314 евро на человека, и это в составе группы от 20 туристов. А если в группе 10 туристов, то с каждого - от 1918 евро. Конечно, продукт имеет право на существование, вопрос в востребованности и реальных продажах. На рынке полно туров в Париж на 7 ночей по цене от 500-600 евро. И лететь – около 3,5 часов.

Интересное замечание к другому «туру» – «Панорама Парижа»: «Для туристов в составе сборных групп (формируется туроператором)». Видимо, «РЖД Тур» рассчитывает на готовые группы. Нет ни описания, ни цен - «информация подготавливается». Но можете вы представить себе настоящего туроператора, который наберет группу в Париж, даже если на поезде, а билеты и уж тем более экскурсии зачем-то пойдет заказывать в «РЖД Тур»?

Москва – Ницца – Москва: никакой не тур, просто предложение воспользоваться регулярным поездом плюс описание прелестей юга Франции.

Ну и «круиз» в Азию - почему-то отдых во Вьетнаме. Неужели на поезде? Кликнули на «цены» – открылась система подбора тура с авиаперелетом. Явно не железнодорожный туризм. И явно не продукт "РЖД Тур".

Но и этот ассортимент в большинстве случаев - не более чем заявление. Нам ничего не стоило проверить на деле истинность «туроператорства» «РЖД Тур». 27 июня (четверг) мы позвонили в компанию и поинтересовались возможностью купить тур на четверых на «Поезд воинской славы России», который едет 9-11 июля по маршруту Москва – Полтава – Москва. Менеджер по имени Алексей сообщил, что группа пока не сформирована и он не готов сказать, состоится тур или нет. Но предложил заполнить форму заявки на сайте и пообещал, что вечером в понедельник 1 июля он сообщит нам о судьбе поезда. Мы заполнили. Тут же на сайте появилось: «Ваша заявка принята, номер TR270613-331. Представитель ООО «РЖД Тур» свяжется с Вами после обработки запроса…» (скриншот есть). Потом мы получили электронное письмо: номер заявки, данные заявителей – двое взрослых, двое детей, купе. Все красиво.

Ни в понедельник (1 июля), ни во вторник (2 июля) никаких известий от «РЖД Тур» мы не получили. Вчера косвенным путем выяснили, что никуда этот «поезд воинской славы» 9 июля не пойдет. Сорвалась наша семейная поездка. Отправятся ли в путь другие заявленные на сайте тематические поезда - догадаться несложно.

«6) Автор статьи в оскорбительной форме делает субъективный вывод о нежизнеспособности ООО «РЖД Тур»: «Однако большинство турфирм решительно сокращают или вовсе сворачивают свое сотрудничество с «РЖД Тур». Они устали искать пульс на этом протезе».

Заметьте, про нежизнеспособность - это не мы, это г-н Ильягуев написал. Мы такое даже не подразумевали. Ну хорошо, обидный «протез» убрали. А чего оскорбительного в словах «сокращают или вовсе сворачивают»? Тем более что это факт, и некоторые операторы из числа «отказников» в нашей публикации упомянуты. Мы могли бы назвать и других, но не имеем от них полномочий. К тому же полагаем, что руководство «РЖД Тур» знает это не хуже, если не лучше нас.

А теперь все-таки о том, почему мы так охотно опубликовали опровержение «РЖД Тур». Потому что на самом деле в нем не опровергнуто ни одного приведенного в публикации факта. Сергея Ильягуева не устроили отдельные слова, мы это легко устранили. И что изменилось в сути нашего материала? Ничего. Потому что мы написали правду.

Правда, что заявки туроператоров, направленные в ФПК, вдруг оказываются в компании «РЖД Тур».

Правда, что «РЖД Тур» накручивает стоимость проезда для туристов, ущемляя права клиентов турфирм, которые покупают железнодорожную перевозку в составе турпакета.

Правда, что в 2012 году было сформировано восемь поездов в рамках проекта «Пять пятниц», а за шесть месяцев 2013-го реализована только одна заявка из 25 - по причине ценовой политики «РЖД Тур».

Правда, что в этом году туроператоры планировали расширять программы туристических поездов, но не стали это делать, поскольку «РЖД Тур» подняла расценки на 30-40%.

Правда, что «РЖД Тур» выставляет туроператорам счета, в которых к стоимости проезда прибавляет более 70% в качестве вознаграждения себе любимой. Кстати, эти счета есть в распоряжении редакции.

Правда, что никто из операторов, планировавших чартерные поезда на Универсиаду в Казань, в итоге не стал с этим связываться, поскольку билеты на них дороже, чем на регулярный поезд.

Ну и теперь выяснилось, что «РЖД Тур» собственный турпродукт если и создает, то «для галочки».

Соответственно – правда, что от «РЖД Тур» нет никакого толку для развития железнодорожного туризма. Только вред.

Да и не опровержения мы ждали от «РЖД Тур». А конструктивного пересмотра отношений с турбизнесом. И если в этом смысле что-то все-таки изменится, мы будем очень рады и честно об этом напишем.

Ирина Тюрина, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно