Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Интурмаркет» и MITT обречены на бескомпромиссную борьбу

08:07, 3 апреля 2006

Передел российского выставочного рынка в сфере туризма продолжается, и масштаб борьбы перерос региональный уровень. После прецедентов в Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах, нынешней весной две туристические выставки состоялись в Москве.

19-22 марта в «Крокусе Экспо» прошел «Интурмаркет», инициированный турбизнесом и активно поддержанный федеральной властью. 22 марта в «Экспоцентре» на Красной Пресне открылся MITT-2006, и на первый взгляд показалось, что никакого «Интурмаркета» и не существует. Но только на первый взгляд. Противостояние двух выставок, конечно, сказалось на действиях организаторов обоих форумов, и даже сейчас, после их окончания, нельзя сказать однозначно, кто победил в этой борьбе.

В первую очередь все традиционно смотрят на число участников, и здесь MITT, конечно, перевешивает. В «Интурмаркете» приняли участие 790 компаний из 50 стран - MITT представил более 2700 экспонентов из 110 стран. Только довольно странно сравнивать форум, проводимый впервые, с существующим 13 лет раскрученным брендом, входящим в пятерку крупнейших выставок мира. Все-таки, справедливости ради, давайте признаем, что показатели «Интурмаркета» как нового проекта впечатляют. Ведь год назад очень многие, в том числе и из турбизнеса, воспринимали эту идею как чистую авантюру и предрекали выставке грандиозный провал. А получился – успех, хотя, конечно, не обошлось без проблем, но об этом позже.

Да, организаторы «Интурмаркета» привлекли административный ресурс, это правда. И правильно сделали. В условиях существования столь мощного конкурента им ничего другого не оставалось. Цель оправдывает средства: многие из регионов, которые в процессе подготовки выставки роптали, потом не пожалели, что приняли в ней участие. И, кстати, почему-то все забывают, что и MITT развивался с активным участие все того же административного ресурса. Именно поддержка властей позволяла много лет проводить пафосные пресс-конференции в «Президент-отеле» и приглашать на открытие больших начальников. В отсутствие критикуемого ресурса удержать высокую планку статусного мероприятия очень трудно. Поэтому и пресс-конференция прошла уже не «Президент-отеле», и председатель Госдумы Борис Грызлов открывал уже не MITT, как было в 2004 году, а «Интурмаркет». Соответственно на «Интурмаркет» переехало заседание Совета по туризму стран-участниц СНГ, подписание межправительственных соглашений в сфере туризма, обучающие семинары Всемирной туристской организации и прочие значимые международные мероприятия.

Не случайно организаторы MITT, проявив профессиональное чутье, сразу почувствовали в новичке опасность и приняли меры, чтобы удержать свои позиции. Судя по всему, ITE LLC Moscow заключили договор с PR-агентством, потому что практически весь прошедший год название выставки регулярно мелькало в прессе, равно как и имя руководителя компании Александра Шталенкова, который то и дело комментировал различные события на туристическом рынке, в том числе и не имеющие отношения к выставочному бизнесу.

Были и другие конкурентные шаги. Нет худа без добра: впервые за 13 лет организаторы MITT вняли мольбам посетителей и открыли – пусть небольшой, пусть на втором этаже - но все же гардероб. И даже камеру хранения, где можно было оставить собранные каталоги и прочую печатную продукцию. Конечно, это не избавило павильоны от взмыленных «пылесосов» в шубах и с чемоданами на колесах – от этого, видимо, можно избавиться только вместе с «Экспоцентром», но сам факт появления такой заботы знаменателен. В павильонах «Крокуса», кстати, гардеробы предусмотрены изначально, и оставить там одежду могли все желающие.

Особое внимание в этом году MITT уделил организации питания участников выставки. В павильоне № 5 работало бизнес-кафе, в котором, при необходимости, можно было провести деловую встречу. Тоже факт знаменательный, хотя, как ни крути, с точки зрения общепита «Экспоцентру» до «Крокуса» далеко. На «Интурмаркете» очереди в кафе и закусочных были замечены только в течение одного часа в день, когда народ массово отправлялся обедать. 

Еще все участники MITT могли бесплатно воспользоваться услугами интернет-кафе. Перепало от конкурентной борьбы и журналистам: в том же павильоне № 5 был оборудован пресс-офис, в котором можно было получить информационные материалы выставки, включая фотоотчеты на CD.

Ценовую войну, видимо, выиграл «Интурмаркет», изначально предложив экспонентам необорудованную площадь по 190 евро без НДС. MITT долго держал свои 350 евро, а в августе стал активно продвигать 170 евро за 1 кв. м – во всяком случае, для участников раздела «Внутренний туризм».

С «транспортной войной» все намного сложнее. «Черный» понедельник 20 марта нанес серьезный удар по зарождающемуся имиджу «Интурмаркета»: в тот день из-за обильного снегопада многочасовые пробки на подъезде к выставочному центру вызвали раздражение по отношению к проекту в целом. Еще более усугубило проблему открытие новенькой станции метро «Деловой центр» прямо возле «Экспоцентра» - несомненное удобство после многолетних мучений в таких же пробках на подъезде к MITT. Правда, тем, кто ездит на машинах, легче от этого не стало. Более того, «Экспоцентр» в очередной раз потряс воображение желающих запарковаться непосредственно на территории выставки, потребовав за соответствующий пропуск, по разным данным, от 190 евро до 8 тыс. рублей. В этой ситуации 300 рублей за парковку возле забора на набережной – просто победа коммунизма. Поэтому особое счастье экспонентов и посетителей «Интурмаркета» - огромная бесплатная и практически беспроблемная парковка.

Тем не менее, организаторам выставки в «Крокусе» придется серьезно поломать голову, чтобы попытаться хотя бы минимизировать транспортную проблему. И если недочеты в работе бесплатных автобусов-шаттлов устранить, по большому счету, нетрудно, то справиться с пробками на МКАД – задача, мягко говоря, не из легких.

Сравнение выставочных площадок, несомненно, в пользу «Интурмаркета», об этом уже сказано немало. Гигантская площадь и «евроинтерьер» павильонов, высокие потолки, светло, просторно и не душно, никакой толчеи в проходах. Полный порядок с туалетами – вплоть до, простите, туалетной бумаги. Про общепит мы уже говорили. Кстати, в «Крокусе» кофе в автоматах стоит 20 рублей – цена, невиданная для «Экспоцентра».

Вообще надо сказать, что главный просчет MITT, вызвавший, в конце концов, такой раскол на рынке, – отношение к партнерам-экспонентам. В последние годы складывалось впечатление, что выставка проводится, в первую очередь, для организаторов. И не только потому, что стоимость услуг явно завышена. Эту проблему, допустим, решить трудно, поскольку на уступки не идет «Экспоцентр» - так, во всяком случае, объясняют в ITE. Но, например, пару лет назад MITT вдруг без объяснения причин перетасовал экспонентов, сдвинув с насиженных мест многих российских туроператоров и отдав самый популярный 2-й павильон иностранным участникам. Наших это обидело и, более того, создало неразбериху на выставке, сбило с толку турагентов, которые не находили своих партнеров на привычных местах. Именно тот демарш переполнило чашу терпения россиян, у которых накопилось немало претензий к организаторам.

Например, пресловутые «пылесосы» с тележками, сметающие со стендов все без разбору, и праздные посетители, выпрашивающие сувениры. Бороться с ними нелегко, но можно – было бы желание. Тем не менее, хотя выставка позиционируется как профессиональная, с первого же дня работы возле всех входов идет неприкрытая и бойкая торговля бесплатными пригласительными билетами. И каждый год организаторы обещают искоренить это безобразие.

А извечная «музыкальная» проблема? Много лет экспоненты жалуются, что на MITT невозможно работать из-за музыки, барабанов, пения, громких презентаций на стендах и прочих шумовых эффектов. Много лет организаторы выставки не обращают на эти претензии никакого внимания. «Интурмаркет» решил проблему просто: сразу запретил громкие звуки и использование какой-либо звукоусилительной аппаратуры на стендах. Пришлось даже обидеть кубанский казачий хор, который планировал прибыть на выставку в составе 80 человек и выступать непосредственно в экспозиционном зале. Нашли компромисс: сошлись на 20 певцах и часовом концерте в холле павильона. К тем стендам, которые периодически все же «забывались» барабанным боем или бубнами, подходила симпатичная девушка и, вежливо улыбаясь, просила «подумать о ближних». За ее спиной, на всякий случай, столь же лучезарно улыбались два дюжих охранника. Действовало безотказно. В результате на выставке была комфортная рабочая обстановка, и все разговаривали, не повышая голоса.

Еще один пример отношения к партнерам - программа Hosted Buyers, вызвавшая большой резонанс в регионах. Более 150 представителей турфирм из 59 городов были приглашены в Москву за счет организаторов «Интурмаркета» в качестве «почетных покупателей». Понятно, что MITT, при ее-то посещаемости, так напрягаться вроде бы ни к чему. Но если взглянуть на программу с точки зрения «европеизации» выставочного движения в России, то это несомненный шаг вперед.

По посещаемости MITT, конечно, впереди. И те компании, которым было важно раздать как можно больше каталогов, сравнивают форумы не в пользу «Интурмаркета». Другие отдают себе отчет в том, что сегодня крупная выставка - чисто имиджевое мероприятие, а не способ донесения конкретной деловой информации: турагентства все чаще предпочитают печатным каталогам туроператорские сайты, а ценовые приложения и вовсе перестали брать. И в этом случае спокойная атмосфера «Интурмаркета» вполне может стать притягательнее, чем суета MITT.

Несколько слов о политике. «Интурмаркет» позиционируется, в первую очередь, как выставка туристических возможностей России. И российский турпродукт был представлен ярко, просторно, с выдумкой и любовью, как и положено стране-организатору. Пресловутый административный ресурс поборол инертность многих регионов в отношении туризма, в результате в выставке приняли участие Приморский край, Владимирская, Ленинградская, Московская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Тюменская, Хабаровская и Ярославская области, стенды Краснодарского края, Кавказских Минеральных Вод, коллективная экспозиция «Сибирский федеральный округ», Чукотский автономный округ. Всего - 71 регион, и не двумя бесплатными метрами на коллективном стенде, а полноценными экспозициями.

MITT, надо сказать, к теме России относится небрежно. Мало кто знает, что в прошлом году, взяв под экспозиционную площадь дополнительный павильон - № 5, организаторы решили сдвинуть туда именно компании, занимающиеся внутренним туризмом, в частности, весь пул «Время отдыхать в России». Турфирмы тогда обратились с письмом в Российский союз туриндустрии и всерьез обсуждали коллективный отказ от участия в выставке. Конфликт удалось уладить, и пул вернули в павильон 1. Но российская экспозиция все равно не занимает на MITT достойного места – хотя бы территориально. В 2005 году она была разбросана по трем павильонам, а также размещена под тентом, в так называемой «плащ-палатке». В 2006-м – вроде бы сосредоточена в павильоне 1, но частично на втором этаже - опять же, целостности нет.

Иностранные участники, в подавляющем большинстве, в этом году приехали на MITT. «Интурмаркету» получить зарубежных клиентов будет особенно сложно: на международном туристическом рынке MITT – бесспорный бренд, и о появлении альтернативы во многих странах пока просто не знают.

Большинство известных российских компаний участвовали в обеих выставках – противостояние двух проектов поставило турбизнес «на деньги». Следующий год вряд ли станет решающим в этой борьбе, но все же покажет, в чью пользу склоняется чаша весов. Организаторы «Интурмаркета» уже сообщают о 56-процентном ребукинге и приводят конкретные примеры: «Мондо Турс» на ITM-2007 забронировали 24 кв. м (в 2006 не участвовали), «Макси тур» - 50 кв. м (не участвовали), «Русский Экспресс» - 40 кв. м (2006 – 24 кв. м), Evelina travel – 100 кв. м (2006 – 54 кв. м), «Водоходъ» - 48 кв. м (2006 – 12 кв. м), «Мостравел» - 153 кв. м (2006 – 85 кв. м), AiRUnion – 120 кв. м (2006 – 56 кв. м) и т.д. MITT тоже наверняка может назвать немало имен, забронировавших площади на следующий год.

Как будет развиваться ситуация дальше? Рано или поздно в пользу «Интурмаркета», помимо всего прочего, сработает именно «Крокус»: выставке MITT в рамках «Экспоцентра» уже некуда расти. Она почти и не растет в последние годы: 2001-й – 2200 участников, 2002-й – 2300, 2003-й - 2500, 2004-й - 2700, 2005-й - 2500, 2006-й – 2700. «Интурмаркет» же использовал пока только четверть существующих площадей «Крокуса». Понимая это, компания ITE LLC Moscow сделала ответный ход, объявив собственный осенний проект в том же «Экспоцентре» - Select Travel Expo. Теперь у нас будет две международные выставки весной и две – осенью («Отдых» в этом году переезжает в «Крокус»). Надолго ли – покажет время. Но борьба, судя по всему, будет бескомпромиссной.

Ирина Тюрина, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно