Интурмаркет 2020 02.10

Депутаты предложили уравнять в правах слова «туристский» и «туристический»

Депутат Госдумы РФ Сергей Кривоносов («Единая Россия») проявил законодательную инициативу: подготовил поправки в закон «Об основах туристской деятельности». Но если вы думаете, что парламентарий решил внести свою лепту в регулирование отрасли, то ошибаетесь. Г-н Кривоносов счел необходимым унифицировать понятия «туристский» и «туристический» и вынес эту идею на заседание Госдумы 22 сентября. Депутаты предложение обсудили, о чем есть соответствующий протокол. И включили законопроект в план работы осенней сессии.

Поводом для законотворческой деятельности Сергея Кривоносова стало то, что в статье 1 отраслевого закона используется только прилагательное «туристский». Вместе с тем, как говорится в пояснительной записке, на основе лингвистического анализа, проведенного институтом русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук, был сделан вывод о том, что понятия «туристский» и «туристический» являются равнозначными. Специалисты полагают, что широкое употребление, особенно в последнее время, словосочетания «туристская деятельность» отчасти связано с присутствием этого прилагательного в названии федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Однако, считают эксперты, вряд ли в этом случае обоснованно употребление именно слова «туристский», так как субъектами упомянутой деятельности выступают не столько туристы, сколько организации, действующие в сфере туризма (туроператоры, турагенты и т.п.). Законопроектом устанавливается возможность использования и применения понятия «туристический» в нормативных актах наряду с понятием «туристский».

Вообще-то слова «туристский» и «туристический» несколько различаются по смыслу. Специалисты по русскому языку указывают, что прилагательное «туристский» образовано от существительного «турист», этим словом обозначаются конкретные предметы, имеющие отношение к туристу: туристский рюкзак, туристские ботинки, туристский котелок, туристский спальник. А «туристический» – производное от «туризм» и применяется для обозначения понятий, связанных с этим видом деятельности: туристическое агентство, туристическая фирма, туристическая поездка, туристический ваучер, туристический маршрут.

То есть, по большому счету, «туристский» должно быть написано на ценниках в магазине, где продаются товары для путешествий. Но это труднопроизносимое слово, независимо от смысла, почему-то почти всегда употребляют не только законотворцы и чиновники, но и большинство преподавателей профильных вузов, авторы статей, диссертаций, статистических сборников и прочих умных книг о туризме.

Конечно, это различие не всегда существенно. И, конечно, все всегда говорят, как хотят. В любом случае, понятно, о чем речь. Но в отраслевом законе, который посвящен именно деятельности в сфере туризма, все-таки грамотней было бы использовать слово «туристический». А там сплошь и рядом – туристская деятельность, туристская индустрия, туристские ресурсы, объекты туристского показа, туристский продукт, туристская информационная система.

Чтобы особо не задумываться, Сергей Кривоносов предложил универсальный выход: законопроектом устанавливается возможность использования и применения в нормативных актах понятия «туристический» наряду с понятием «туристский». Если Госдума поправку примет, в законе это будет выглядеть так:

- туристская (туристическая) деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

- туристские (туристические) ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского (туристического) показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов…;

- туристская (туристическая) индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения,... операторов туристских (туристических) информационных систем…;

- туристский (туристический) продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену… по договору о реализации туристского (туристического) продукта;

- продвижение туристского (туристического) продукта – комплекс мер, направленных на реализацию туристского (туристического) продукта (реклама, участие в выставках,… организация туристских (туристических) информационных центров…).

И так далее. Закон станет толще, а значит солиднее.

А депутат Кривоносов – абсолютно в тренде.

 

Ирина Тюрина, RATA-news

Версия для печати