Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Причиной авиакатастроф стали теракты

08:07, 30 августа 2004

Расшифровка записей бортовых самописцев пока не дала ответа на вопрос, из-за чего погибли самолеты. Если на борту был совершен теракт, то его "черные ящики" не зафиксируют. Один из специалистов Межгосударственного авиакомитета сказал, что информация систем регистрации параметров Ту-154 показала лишь, что в 22.56, когда самолет находился на высоте 12100 м и следовал со скоростью 850 км/час, начался скоротечный процесс разрушения, в результате чего поступление данных на накопитель прекратилось. Разрушение не было всеобщим: от основной части фюзеляжа отделилась хвостовая часть с двигателями. Причину разрушения самолетов в таком случае эксперты могут обнаружить только на земле, изучая обломки. В минувшую пятницу эта причина была найдена.

Микрочастицы взрывчатки эксперты-взрывотехники ФСБ обнаружили в обломках Ту-154, разбившегося в Ростовской области. Анализ, проведенный в полевых условиях, показал, что это взрывчатое вещество, изготовленное на основе гексогена. Сам гексоген в чистом виде практически не используется, поскольку весьма токсичен и взрывоопасен. Им начиняют в основном детонаторы, инициирующие взрыв. По предположениям экспертов, в Ту-154 был взорван пластит или эластит, то есть взрывчатые вещества промышленного изготовления, широко применяемые в Чечне, а следовательно, и самые доступные для террористов.

 Взрыв был произведен в хвостовой части лайнера, предположительно у одной из туалетных комнат. Рядом с ними расположены двигатели Ту-154, и поэтому это место считается одним из наиболее уязвимых. Из 46 человек, находившихся на борту, не удалось найти тело только одной женщины, купившей билет на фамилию С. Джебирханова. Возможно, она и была шахидкой. В северокавказском центре автоматизированного управления воздушным движением "Стрела" вчера сообщили, что с Ту-154 поступили три, а не один, как сообщалось ранее, сигнала о захвате воздушного судна. Первый – за 40 секунд до исчезновения отметки самолета с экранов локаторов. Эксперты ФСБ, пытающиеся сейчас смоделировать ситуацию, развивавшуюся на борту, считают, что первый сигнал тревоги с помощью специальной кнопки подал не пилот, а одна из стюардесс, находившаяся в салоне. Устройство, находящееся в салоне, передает только сигнал – речевое подтверждение наземные службы контроля могут получить только от пилотов. Таким образом, можно предположить, что до взрыва одна из стюардесс либо обнаружила террористку, либо шахидка сама дала о себе знать, выкрикнув какой-нибудь лозунг. Два последующих сигнала – за 20 и пять секунд до катастрофы – пилоты также не подтвердили. Видимо, их также подала стюардесса: пилоты либо не знали о том, что происходит в салоне, либо просто не успели разобраться в ситуации – времени было слишком мало.

Пронести же взрывчатку на борт труда для террористов не составляло. Вчера пресс-служба компании "Ист-Лайн", которая обслуживает аэропорт Домодедово, признала, что 100-процентной проверки багажа на предмет взрывчатых веществ в аэропорту Домодедово не проводится. Обнаружить же ее на человеке, следующем на посадку, можно только при личном досмотре, а такой досмотр проводится выборочно. Таким образом, террористка могла попасть на борт Ту-154, надев на себя даже пояс шахида. Металлоискатель мог сработать только на детонатор и батарейки, но среди других предметов ручной клади они вполне могли пройти спецконтроль.

Примерно такая же ситуация развивалась на Ту-134. Следов взрывчатки в его обломках пока, правда, не обнаружено, но эксперты считают, что это лишь дело времени. Уже установлено, что фюзеляж самолета получил повреждения, нехарактерные для аварии, связанной с техническими причинами. Например, был найден кусок обшивки, буквально вырванный наружу из корпуса в районе туалета. Возможно, шахидка взорвала себя внутри туалетной комнаты. Версия о взрыве в помещении, отделенном от салона, косвенно подтверждается экспертами, осматривавшими тела погибших – повреждения, вызванные взрывом, обнаружены только на одном теле.

– Результаты осмотра и вскрытия 41 тела не укладываются в версию о взрыве на борту Ту-134,– рассказал заведующий бюро судебно-медицинской экспертизы Тульской области Олег Виноградов.– Все пострадавшие имеют типичные механические травмы, полученные в результате падения самолета и от обломков фюзеляжа. Расчлененных тел не было. Следов взрыва или пожара не обнаружено. Конечно, нельзя исключать момент химического отравления. Сейчас все полученные на вскрытии образцы исследуются в лаборатории, отдельно изучается состояние членов экипажа. Но по внешним признакам говорить о каких-либо воздействиях отравляющими веществами не приходится.

Необследованным пока остается только труп пассажирки Аманты Нагаевой. Только вчера днем в районе катастрофы были найдены вначале женская нога, а затем голова и часть грудной клетки, предположительно принадлежащие Нагаевой (их отправили на исследование в Москву). Очевидно, что такие повреждения она могла получить только в результате взрыва. Именно так выглядели, например, останки террористки, взорвавшей себя у "Националя" в декабре прошлого года.

Об Аманте Нагаевой, как и о С. Джебирхановой, до сих пор известно немного.

 – Мы занимаемся Нагаевой уже два дня,– рассказали в РУВД Введенского района.– Она действительно родилась у нас, в поселке Киров-Юрт, в 1974 году. Ее мать и сейчас там живет. Семья у них небогатая, и несколько лет назад Аманта уехала в Грозный, где живет один из ее братьев. Второй брат живет в Шелковском районе.

 Как выяснили милиционеры, девушка зарабатывала на жизнь, торгуя на одном из грозненских рынков. За товарами ездила, как и другие чеченцы, в дагестанский Хасавюрт. Из всей истории жизни Аманты милиционерам показались подозрительными два обстоятельства. Во-первых, ее поездки из Грозного в Махачкалу: торговцы обычно так далеко не ездят, потому что им просто нечем заплатить за дорогу. Во-вторых, сыщикам показалось странным то обстоятельство, что общегражданский паспорт ей выдали не в Чечне, а в Заветинском РОВД Ростовской области.

 – Ничего странного здесь нет,– сказали, однако, в Заветинском РОВД.– В нашем районе проживает более полутора тысяч беженцев из Чечни. Мы получили запрос по поводу Нагаевой, но ничем помочь следствию не смогли. Чем она тут у нас занималась, не знаем. Просто отправили в Ростов справку о том, что она получила у нас паспорт и убыла в свою благословенную Чечню.

 В МВД Чечни пока не располагают сведениями о том, что Аманта Нагаева или ее родственники были связаны с боевиками, хотя и не исключают того, что девушка могла попасть под влияние ваххабитов. Дело в том, что в поселке Киров-Юрт еще в 1995 году появилась база полевого командира Хаттаба, в которой он готовил боевиков и диверсантов. Новобранцев ему поставлял Шамиль Басаев, контролировавший район. В ходе второй чеченской кампании ваххабитское подполье Введенского района считалось одним из самых мощных – именно в нем планировались крупнейшие теракты последних лет: взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, захват "Норд-Оста" и взрыв правительственного комплекса в Грозном. Вполне возможно, что именно земляки убедили Аманту стать шахидкой, хотя лично ей мстить русским было не за что: из ее семьи на войне никто не погиб.

 Об организации "Бригады Исламбули", которая вчера взяла ответственность за теракты в самолетах, в МВД Чечни, а тем более в РОВД Введенского района ничего не знают, хотя и признают, что арабов среди боевиков немало. Лидер "Бригад Исламбули" – Мохаммед Исламбули, который, по сообщениям арабских СМИ, три года назад перебрался в Чечню, где стал полевым командиром, милиционерам также неизвестен и в розыскных списках не значится.

 – Эти (из "Бригад Исламбули") вряд ли могли организовать такое в России,– сказал высокопоставленный сотрудник МВД Чечни, попросивший не называть его имени,– и арабы, которые воюют у нас, тоже. Но профинансировать акции они могли. А организаторов следует искать в окружении Масхадова и Басаева. (Коммерсантъ)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно