Интурмаркет 2020 02.10

Приход крупных операторов на внутренние направления – процесс необратимый

Подскочивший в последние дни курс евро и доллара наверняка добавит клиентов туроператорам по России. Они и сейчас в большинстве своем не жалуются на спрос. И все же картина на основных российских пляжных направлениях, как уже писала RATA-news, сложная и противоречивая.

Несмотря на возросшую популярность российских курортов, «старые» туроператоры по внутреннему туризму не смогут полностью вкусить радости этого звездного часа из-за массового выхода на рынок «зарубежных» игроков. Но и новичкам приходится несладко. Однако пока игроки все-таки больше присматриваются друг к другу. Сезон слишком тяжелый, чтобы резко перекраивать рынок.

«Конечно, мы чувствуем приход массовых компаний, особенно по Сочи. Появились демпинговые цены, совершенно немыслимые раньше. Подтачивается схема работы с объектами размещения, которую мы выстраивали годами», – говорит заместитель генерального директора компании «Роза ветров» Ирина Глазкова. По словам коммерческого директора «Алеана» Оксаны Булах, результаты продаж компании по Краснодарскому краю и Крыму превзошли ожидания, но они точно были бы выше, если на рынок не вышло бы столько новых игроков. Аналогичная ситуация в «Кандагаре». Напомним, в этом сезоне «Библио Глобус» запланировал отправить на пляжные курорты России 750 тыс. человек, «Интурист» – 200 тыс., Coral Travel – 150 тыс.

Главный упрек старожилов рынка – демпинг. По словам президента компании « Кандагар» Бориса Зелинского, вновь пришедшие компании взяли такие квоты, что просто вынуждены демпинговать. «Они изначально продают туры по заниженной цене, чтобы завоевать рынок. Мы в этой гонке не участвуем», – заметил директор «Мультитура» Алексей Высоканов. «Один из «новых» операторов предлагал размещение в Сочи в несколько раз ниже себестоимости, например, за 70 рублей в день и даже меньше. Они готовы терять в этом году, чтобы удержаться на рынке», – добавила Оксана Булах.

Больше всех, по словам собеседников, злоупотребляет низкими ценами «Библио Глобус». Как пояснила RATA-news гендиректор этой компании Ирина Костенко, оператор внедрил продвинутые автоматизированные системы управления доходностью, эта технология позволяет им в провальные даты давать минимальные цены. «Но в этом году мы действительно не ставим себе цель заработать на российских направлениях. Нам важно закрепиться в этом сегменте. Что, конечно, не означает, что мы собираемся работать по России в убыток», – пояснила она.

По словам Оксаны Булах, такой подход дезинформирует клиентов: «Такие туры предполагают немалые траты на месте. А по демпинговой цене едет, как правило, неплатежеспособный турист, он не готов тратить деньги на отдыхе. Так что выиграют ли от такого подхода отели – большой вопрос».

Очевидно, что демпинг мешает не только «старым» игрокам. В Coral Travel также сообщили, что их надежды не оправдались, продажи ниже ожидаемых. «Главных причин две. Мы рассчитывали, что пакетные туры будут пользоваться высоким спросом. Однако выяснилось, что людям нужно время, чтобы привыкнуть к новой услуге. Кроме того, свою роль сыграл демпинг», – пояснила RATA-news руководитель отдела по связям с общественностью оператора Марина Макаркова.

Интересно, что некоторые ветераны направления спрос на турпакеты со стороны россиян назвали, напротив, «неожиданно высоким». «Рынок оказался к ним готов даже более, чем мы предполагали», – заметила Оксана Булах. С ней согласен директор по продажам компании «Интурист» Сергей Толчин. «Российский рынок созрел для турпакетов еще три-четыре года назад. Но внедрить их мешал демпинг на зарубежных пляжных направлениях. Греция и Турция неизбежно оказывались дешевле. К тому же российские авиакомпании давали высокие цены. Сейчас нам на руку играют курс евро-доллара, государственная политика и желание россиян экономить. Особенно удачно пакеты вписались в Крым. Например, из аэропорта Симферополя до Ялты три часа пути, добираться самому дорого, так что групповой трансфер выгоден», – пояснил он.

Безусловно, те объемы перевозки на Россию, с которыми выступили ведущие операторы выездного рынка, это большой шаг в популяризации отечественных курортов. По словам PR-директора управляющей компании сети «Горячие туры» Ольги Ивановой, средний ценник проданных туров в Крым и Краснодарский край и в прошлом, и в этом году – в рамках вполне доступных 30-34 тыс. рублей. Так что приход массовых операторов на внутренний рынок можно только приветствовать. Как и ту огромную работу, которую они проделали, продвигая Россию на агентском рынке. Ведь не секрет, что подавляющая часть агентств успела за годы работы по десять раз побывать на турецких или испанских курортах, и ни разу – на отечественных. В этом году, как отметила г-жа Иванова, прошло много семинаров по России, рекламных туров, обучающих встреч: «В итоге, продажи по России в июне этого года выросли почти в 2,5 раза. Доля туров в Краснодарский край сейчас составляет 60% от всех продаж России, Крым – 17%. В прошлом году на Краснодарский край приходилось 65%, на Крым – 12%».

Директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин уверен, что растущий внутренний рынок позволяет пока работать «не сильно толкаясь локтями»: «В Крым, например, можно «запустить» еще десяток крупных операторов, и у всех будет работа. Это бездонный рынок. До сих пор не было компании, которая бы за сезон отправляла в Крым более 200 тыс. туристов». Действительно, в прошлом году Крым принял 2 млн. россиян, в этом ожидается уже 4 млн. При этом, судя по сообщениям властей полуострова, «Интурист», «Библио Глобус» и «Пегас Туристик» отправят в Крым все вместе менее 200 тыс. туристов (100 тыс., 50 тыс. и 25 тыс. соответственно). То есть новички освоят только 10% прироста потока, а значительную часть остального объема, как и прежде, – туроператоры-«старички»! Сергей Толчин также полагает, что, хотя традиционным операторам будет непросто конкурировать с «монстрами», у них есть все шансы на успех за счет растущего рынка, а также старых партнеров и контрактов.

Оксане Булах такая позиция кажется излишне оптимистичной. Во-первых, организованных туристов в разы меньше, чем самостоятельных, а именно их будут «делить» участники рынка. По ее словам, хотелось бы на этом рынке не просто работать, но еще и зарабатывать. Во-вторых, приход крупных компаний грозит пересмотром отношений с отелями: «Мы долго работали с партнерами и добились ограничения числа жестких блоков. Сейчас история поворачивается вспять: массовые туроператоры сами навязывают отелям жесткие квоты». Не говоря уже о том, что качественная гостиничная база и в Крыму, и в Краснодарском крае ограничена. «Да, рынок Краснодарского края и Крыма не резиновый, хороших отелей, которые нужны всем, не так много. За них придется побороться», – заметила Ирина Костенко.

Ирина Глазкова полагает, что российский сезон-2015 умерит амбиции крупных выездных операторов: «Это тяжелый рынок, заработать на нем трудно. Не удивительно, что некоторые «массовики» воздержались от выхода на Россию. То, что мы благополучно работаем на нем уже много лет, это результат огромных трудозатрат. Ведь до сих пор отели в России не имеют четкой классификации, их сложно описывать, не хватает квалифицированного персонала. Но главное – прибыли несопоставимы с зарубежными направлениями». В частности, в нынешней «российской кампании» не участвуют «Тез Тур» и «Натали турс»: первый, по словам гендиректора Владимира Каганера, «пока присматривается», второй, как сказал президент Владимир Воробьев, «пока не планирует».

Новички тоже отметили ряд сложностей в работе с российскими курортами. В Краснодарском крае это, прежде всего, негибкая ценовая политика некоторых отелей, в Крыму – низкий уровень сервиса, нехватка персонала, отсутствие необходимой инфраструктуры для приема туристических групп. «Очевидно, что сейчас мы требуем от Крыма то, что он еще дать не может. В июне мы обучали своих крымских сотрудников буквально «на лету»: прилетает самолет, выходят туристы и мы показываем, как нужно организовать их прием. Аналогично «на ходу» шли доработки в самих отелях. С большими объемами пока проблемы», – рассказал RATA-news Сергей Толчин. Тем не менее, по его словам, приход крупных операторов на внутренние направления – процесс необратимый: «Мы пришли всерьез и надолго. Я вижу, что компании уже заключают договоры на зимний сезон, чтобы будущим летом получить хорошие цены». Coral Travel также настроен решительно. «Людям нужно время, чтобы привыкнуть к пакетным турам в России. Но поскольку мы на этом рынке не временно, будем продолжать продвигать и развивать эту услугу», – пояснила Марина Макаркова

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати