Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Зеленый маршрут»: библейская дорога любви

09:46, 30 июля 2014

Продолжаем рассказ нашего корреспондента о путешествии по «Зеленому маршруту природного и культурного наследия», организованном Ассоциацией туризма латвийской области Видземе при поддержке Балтийского отделения РСТ.

«Зеленый маршрут» продолжился в одном из четырех исторических краев Латвии – Видземе. Расположен он на северо-востоке страны. Напомним, сама идея этого замечательного проекта принадлежит областной Ассоциации туризма. Видземский край очень живописен, здесь нет больших шумных городов и масштабной промышленности, все, как будто нарочно, задумано для приятного отдыха без всякой суеты.

Город Алуксне стоит на берегу одноименного озера, сегодня в нем живет менее 9 тыс. человек. У «родника в лесу», а именно так с латгальского языка переводится его имя, жили и финно-угры, и латгальцы, его захватывали и крестоносцы, и Иван Грозный, он входил в состав Польско-Литовского государства, им владели шведы. Одним словом, история у города бурная, насыщенная героическими и горестными событиями. В 1702 году, в ходе Северной войны, его захватили русские войска во главе с графом Борисом Шереметевым. В плен тогда попали местный лютеранский священник Эрнст Глюк и его воспитанница (по другой версии – просто служанка) Марта Скавронская. В истории она осталась под именем императрицы и самодержицы всероссийской Екатерины I. А пастор Глюк, перешедший на русскую службу и основавший в Москве гимназию, на родине известен как первый переводчик Библии на латышский язык. В честь этого эпохального труда в Алуксне создали музей. За дверями этого небольшого домика начинается поистине Библейская дорога, так как под его зеленой крышей собрана уникальная коллекция священных книг на 35 языках мира – от первой, переведенной Глюком, до современных.


На Алуксненском озере четыре острова. Три носят причудливые имена – Шляпка, Сетка и Длинный. Самый большой – Замковый. На нем в середине XIV века крестоносцы Ливонского ордена построили мощный замок, освященный в день Благовещения Девы Марии, поэтому место это стали чаще называть Мариенбург. От старого замка, стараниями русских солдат, остались одни развалины. Вот как описывал их в 1833 году Иван Лажечникова в своем романе «Последний Новик»: «Война будто нарочно взорвала крепость, чтобы сделать еще живописнее мариенбургскую окрестность: развалин красивее не мог бы создать искуснейший архитектор». Сегодня здесь все выглядит так же романтично.


В середине XIX века тогдашний владелец имения барон Александр фон Фитингхоф выстроил по соседству с остатками старого замка свою новую резиденцию. Нежно-розовый дом в стиле тюдоровской неоготики во всех путеводителях так и называют – Новый замок Алуксне.


Он окружен прекрасным парком, который так и манит прогуляться по аккуратным дорожкам. В замке находятся музеи – городской и природы. Их обязательно нужно включить в экскурсионную программу! Это только на слух воспринимается пресновато – музей природы. На самом деле он фантастически интересен. Во-первых, огромная коллекция ракушек самых причудливых форм.


Во-вторых, многочисленные чучела живущих в регионе птиц. Сделаны они столь искусно, что трудно поверить в отсутствие у них души. В зале стоит еще устройство, воспроизводящее записанные птичьи голоса. Нажимаешь кнопочку под номером таким-то, смотришь на пронумерованную так же птичку и – полная иллюзия, что поет именно она, а не механизм. Под окулярами профессионального стереомикроскопа можно бесконечно разглядывать в подробностях всякую насекомую мелочь. Эх, Левшу бы сюда, он блоху бы подковал!

А еще там есть камни – драгоценные, полудрагоценные и просто красивые из Латвии, Америки, Мексики, Китая. Это вообще полный улет! Простите уж за дворовое словечко, но литературных образов не хватает. Хозяева, а все это богатство – частная коллекция, придумали световое шоу. При дневном свете минералы выглядят довольно однообразно, а вот в ультрафиолете переливаются всеми цветами радуги. Приезжайте, взгляните, не пожалеете.

А мы поедем в Стамериене, чтобы успеть на поезд. Но об этом чуть позже, а пока – о любви. В истории Латвии, как в истории любой другой страны, она занимает достойное этому чувству место. В Видземе придумали даже такой маршрут – «Путь любви». Одна из точек – православная церковь Святого Александра Невского.


Владелец здешнего поместья Иоганн Готлиб Эдуард фон Вольф, генерал-лейтенант Российской империи и адъютант Николая I, страстно влюбился в подругу царской дочери, Софью Потемкину. В 1838 году он обвенчался с ней, приняв ради жены православие. Свою безграничную любовь к подруге жизни фон Вольф и засвидетельствовал, выстроив столь чудесный храм. Он действующий, желающих могут обвенчать.

Да, мы же опаздываем на поезд! К станции Стамериене наша группа и состав из двух вагонов прибыли почти одновременно, пыхтя и отдуваясь.


Узкоколейная железная дорога связывает ныне два города – Алуксне и Гулбене. Построили ее в самом начале XX века. Тогда ее протяженность составляла 210 км, сегодня – только 33 км. Это последняя во всей Прибалтике работающая узкоколейка, по которой совершаются регулярные пассажирские перевозки.


В будние дни на работу и по делам народ возят обычные тепловозы. Местные называют этот вид транспорта по простецки – сельский трамвайчик. По праздникам же на трудовую вахту встают старательно отреставрированные паровозы-ветераны. Один из них вообще работает на дровах, зовется он «Мариса». Назван так в честь жены еще одного фон Вульфа. Расскажу о нем потом.

Трудно остаться равнодушным, когда едешь в вагоне, обставленном в стиле прошлого века, а за окном в задумчивом темпе несвойственном нашему стремительному веку проплывают восхитительные пейзажи сельской Латвии. Если привлечь гида, а такая услуга железной дорогой предоставляется, то он расскажет и об истории страны, и о тайнах здешних лесов. Не чудо ли узнать, что где-то между Алуксне и Гулбене затаилось волшебное царство эльфов. Национальный памятник культурного значения «Банитис», так официально называют узкоколейку, способен организовать для туристов даже… нападение разбойников. Кусочек этого шоу нам показали. Поезд неожиданно вздрогнул и остановился, тревожную тишину взорвал басовитый крик ворвавшегося в вагон бородатого головореза, потрясающего огромным пистолетом.


Были бы с нами дети, визжали бы. Но у некоторых из нас под ложечкой, поверьте, тоже слегка екнуло. Сначала мужчина грозно потребовал: «Жизнь или кошелек!», потом смягчился, достал из бывшего с ним чемодана бутылку с известным содержимым и бутерброды с рижскими шпротами, предложил выпить за дружбу. Дальше что было, в общем понятно. В более расширенном варианте «плененных» туристов высаживают из поезда, ведут в лесной лагерь разбойников, объявляют заложниками и кормят жареными колбасками и кашей. В рекламном буклете сказано так: «Детей занимают играми, одиноких дам иными видами развлечений». Если среди ваших туристов найдутся истинные фанаты железных дорог, то им предложат провести ночь в вагоне-салоне, стоящем в депо Гулбене, или помыться в общественной бане.


Гулбене – город древний, хотя вплоть до XX века это, скорее, была деревня, окруженная лесами, прудами и болотами, где во множестве жили лебеди. По-латышски – gulbis. Отсюда и название.


Жизнь здесь по-настоящему кипела лишь вокруг самого роскошного в Видземе поместья, принадлежащего барону Генриху фон Вульфу. Гулбенцы, даже если их не просить об этом, обязательно расскажут красивую историю любви барона к жене, красавице Марисе фон Эттинген. Помните – паровоз?

Вецгулбенское поместье – это еще одна точка на «Пути любви». Барон обожал свою Марису, строил для нее замки (на снимке – все, что осталось от Белого замка, но надежда на его восстановление еще не потеряна), разводил цветы, высаживал деревья в парке и совершал еще много разных «подвигов». Сейчас и парк, и пруды в нем приведены в полный порядок. Стали видны скульптурные группы, установленные влюбленным Генрихом. Если идти вдоль берегов замысловато устроенных водоемов, то на камнях, стоящих на островках, можно прочитать имя возлюбленной барона, умершей, к великому горю так и не женившегося больше никогда барона, от туберкулеза в 25-летнем возрасте.


В бывшем усадебном манеже ныне расположился отель Vecgulbenes Muiza. Гостиница хорошая, комфортная, есть небольшой спа-центр.

В городе можно осмотреть экспозицию историко-художественного музея, проехаться по самым достопримечательным местам на автопоезде, зайти на когда-то крупнейший в Латвии вокзал, построенный в 1926 году, осмотреть здешнюю выставку железнодорожной тематики и покататься на дрезине, что не так уж просто, но чрезвычайно весело, особенно с хорошей компанией.


Если останется время, впрочем, лучше отвести на это целый день, нужно съездить на хутор к ремесленникам, которые сами делают (и туристов учат) различные банные принадлежности.


Нас учили вязать веники. Почему сюда нужно ехать не на час, потому что в этих баньках можно шикарно попариться, позволив себе несколько спа-процедур с применением исключительно натуральных продуктов, в том числе, с использованием березовых веников.


Любовь Булгакова, RATA-news

Фото автора и Влада Злобина

Обсудить в telegram

вам может быть интересно