Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Организация перевозки – зубная боль турбизнеса

08:07, 30 мая 2003

Вчера вступило в силу постановление Верховного суда по иску жителя Перми Александра Блинова к МПС. Суд постановил, что пункт 8 «Правил перевозки пассажиров» ущемляет права граждан. Согласно этому пункту, физические лица имели возможность предварительно заказать и купить билеты на поезд только за 45 суток, а юридические и группы от 10 человек - за 60 суток.

Как сообщает Газета.ру, летом прошлого года Александр Блинов пришел на вокзал специально к открытию касс в день начала продажи билетов, однако билетов на поезда на Украину уже не было. Блинов написал жалобу в Транспортную прокуратуру и в Пермский региональный правозащитный центр (ПРПЦ). Прокуратура выяснила, что билеты были заранее практически полностью выкуплены одной из профсоюзных организаций и некой турфирмой. Александр Блинов подал в суд.

Дело рассматривал Верховный суд России. Как рассказала юрист ПРПЦ Оксана Борисенко, которая отстаивала интересы Блинова в суде, пункт 8 «Правил перевозки пассажиров» противоречил статье 426 Гражданского кодекса, где описаны правила сделок. 19 мая Верховный суд признал пункт 8 недействительным. Теперь и простые пассажиры, и организации должны покупать билеты в одни сроки, то есть не ранее чем за 45 суток до отправления поезда.

В пресс-службе МПС сообщили, что постановление суда пока в силу не вступило, так как его еще не получили в Департаменте пассажирских перевозок, и заверили, что апелляцию министерство подавать не намерено, так что новые правила продажи билетов начнут действовать в самое ближайшее время.

Но от этого вряд ли что-то изменится. Дело в том, что «60-суточной» привилегией и до вчерашнего дня пользовалось лишь небольшое число различных организаций, видимо, имеющих особые отношения с МПС. Среди них – буквально единицы турфирм, сумевших добиться заключения договора на бронирование билетов исключительно для обслуживания детских групп. Все остальные компании так же, как и рядовые граждане, «вылавливают» билеты за 45 суток, для чего ночуют на вокзалах в канун начала продаж и при этом далеко не всегда успевают забронировать количество мест, необходимое для обеспечения перевозки клиентов под собственный турпродукт.

Более того, можно смело говорить о том, что турфирмы в смысле отношений с железной дорогой находятся гораздо в худшем положении, чем рядовые граждане. Во-первых, для организаций на вокзале работает всего одна касса. Во-вторых, фирме чаще всего необходим групповой билет, иначе предлагаемые программы просто теряют смысл. Если взрослых, отправляющихся в экскурсионный тур, в крайнем случае, можно «раскидать» по составу и по прибытию собрать в одном месте, то детская группа, по понятным причинам, категорически должна ехать компактно, в одном вагоне. При этом групповая квота от общего количества мест в составе составляет всего 15%, и если ты в день начала продаж не оказался у кассы первым – грош тебе цена. В-третьих, турфирмам билеты обходятся гораздо дороже, чем обычным пассажирам. Бронируя билет, например, в Санкт-Петербург на 6 июня, они оплачивают бронь – 180 руб. в одну сторону, а также заявочный сбор - 64 руб. в одну сторону, туда и обратно получается 480 руб. И если затем фирма выкупает не все зарезервированные места, стоимость брони им не возвращается. А резервировать они, конечно, стараются хотя бы с минимальным запасом, поскольку за 45 суток до выезда не знают, сколько туристов купят у них путевки. Не знают они этого зачастую и за 12 дней до выезда, когда наступает срок выкупа билетов, так как для путешествия по России виза не нужна, и решение о поездке можно принять за один день.

В общем, говоря о железнодорожных перевозках, представители турбизнеса непременно морщатся, как от зубной боли, и делают таинственные лица. Для обеспечения билетами своих клиентов каждая компания вынуждена разрабатывать «ноу-хау», иначе фирму можно закрывать. Кроме того, на протяжении всего сезона фирмы не снимают дежурства на вокзалах, караулят освободившуюся бронь, вылавливают информацию о дополнительных поездах, чтобы и здесь быть первыми. Некоторые операторы-автобусники, которые на поездах везут группы до границы, договариваются с МПС и цепляют к составам дополнительные вагоны.

В общем, старания вышеупомянутого Александра Блинова и группы его юридической поддержки благородны, но, как говорится, «слону дробина». Пока МПС монополист, нет никакой гарантии, что житель Перми сможет без особых хлопот навещать своих родственников на Украине.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно