Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

На болгарском направлении избыток перевозки, «несовместимый с жизнью»

08:49, 29 июня 2011

Количество перевозки на болгарском направлении в летнем сезоне-2011 генеральный директор компании «Солвекс-трэвэл» Ирина Петрова охарактеризовала как «практически несовместимое с жизнью». Оценки других туроператоров не так категоричны, но переизбыток бортов на Варну и Бургас и сопутствующие этому ценовые войны – очевидны. Для рынка характерны акции «виза бесплатно», а пакетный тур в Болгарию, по словам собеседников RATA-news, можно купить и за $200.

По подсчетам директора по транспорту TT-VKO Сергея Смирнова, общее количество предлагаемых туристам кресел на лайнерах, летающих в два основных курортных аэропорта страны, составляет не менее 15 тыс. в неделю. И это только «от известных операторов», реально мест еще больше. Только по понедельникам или пятницам из Москвы на болгарское побережье Черного моря стартует не менее 10 бортов, включая Боинг-747 «Джамбо». В перевозке туристов, в том числе из регионов, участвуют «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ВИМ-Авиа», «Ямал», Red Wings, «Татарстан», NordStar Airlines, а также Bulgaria Air.

Одной из возможных причин переизбытка перевозки, по мнению участников рынка, стала непредсказуемость решений главного авиационного ведомства нашей страны. В летнем сезоне-2010 на основании решения Росавиации в Болгарию летал один назначенный перевозчик, что привело к нехватке бортов и росту цен. В этом году консолидаторы рейсов подстраховались. Учитывая возможные запреты, запросили разрешения «с запасом» – и получили их в полном объеме. «Заказчиками» бортов на этом направлении традиционно выступают авиаброкеры и сами авиакомпании, в результате чартеры на направление поставили семь российских перевозчиков. В свою очередь, подстраховались и туроператоры, выкупив значительные блоки мест на регулярных рейсах.

Другая причина – общая ситуация на рынке, пережившем «падение» Египта. Игроки хотят вернуть свои деньги любыми способами. Болгария же – одно из перспективных в этом отношении направлений. По словам г-жи Петровой, в создании переизбытка перевозки приняли участие все – крупные и мелкие компании, «билетчики». «Туроператоры справедливо прогнозировали увеличение рынка, но каждый почему-то решил, что основной рост достанется именно ему», – недоумевает она.

Доля объектов недвижимости в Болгарии, находящихся в собственности россиян, весьма высока. На отдых в течение сезона отправляются также родственники и друзья «квартирообладателей», поэтому продажа комплекта «билет плюс виза» на этом рынке весьма распространена. «Кто-то сел на билеты, кто-то на продукт, – комментирует Ирина Петрова. – Но продукта может не хватить. На сегодня выкуплено 50-60% рынка, но все брендовые отели уже проданы».

Недовольство лидера направления вполне понятно: в условиях демпинга репутация и наработки перестают играть существенную конкурентную роль. «Там, где все продают за 300, мне дадут 305. Но не больше», – говорит Ирина Петрова.

В пул ведущих игроков по Болгарии, по оценкам экспертов, помимо «Солвекса», входят «Интурист», TT-VKO, «Ланта-тур вояж», ICS. Заметны также «Нева», «Эрцог», «Трансаэро тур», «Морская звезда», работающий второй год на направлении «Русский экспресс». Свои блоки мест держат и туроператоры по детскому отдыху. «Думаю, в этом сезоне возможно некоторое перераспределение рынка, в том числе и из-за объемов, оставшихся от «Капитал тура», – предполагает директор по туризму компании «Эрцог» Светлана Ермолаева. «В этом году мы вошли в тройку лидеров по направлению, в то время как в прошлом были где-то на 5-6 позиции», – сообщает Сергей Смирнов.

Реальный рост рынка по туристической Болгарии игроки оценивают в 30-35%. При этом неплохо чувствуют себя компании, которые подстраховались и не стали закладываться на больший рост. «Мы увеличили объемы на Болгарию на 34%, и имеем сейчас примерно около 300 кресел в неделю. Сначала хотели взять больше, но потом отказались от этой идеи. И оказались правы. Периодически докупаем места, в условиях превышения предложения над спросом это просто и недорого. Болгария далеко не самое проблемное для компании направление, и оно приносит прибыль», – комментирует г-жа Ермолаева. Г-н Смирнов рассказал, что TT-VKO увеличил количество кресел по сравнению в прошлым годом примерно в три раза, и сейчас оно составляет около 1500 в неделю. «Возможно, мы превысили необходимый нам объем примерно на 10-15%», – считает он.

И «Эрцог», и TT-VKO летают на курорты Болгарии только из Москвы. «Русский экспресс» имеет 200 кресел в неделю, в том числе из Уфы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону. Рейсы из Санкт-Петербурга и Казани предлагает компания ICS, а самой широкой региональной «сеткой», по словам экспертов, располагает «Интурист». Руководитель направления Болгария «Русский экспресс» Венцислав Симеонов, считает, что «регионы грузятся очень по-разному». Если в Уфе рейсы заполняются практически полностью, то, например, в Ростове, по его словам, есть явный переизбыток бортов. Кстати этот южный город, по многим направлениям, оказывается проблемным регионом с точки зрения перевозки. «Гораздо лучше грузятся рейсы на Бургас, чем на Варну», – также сообщает г-н Симеонов.

Хорошие новости для туристов заключаются в том, что если в 2010 году стоимость билета на Варну или Бургас составляла около $280, то в 2011-м она снизилась до $220-225. Хорошие новости для туроператоров в том, что в отличие от других рынков, на Болгарии нет игрока, целенаправленно демпингующего ради объемов. К спецпредложениям, по словам г-на Смирнова, прибегают все, но происходит это ситуативно, когда оператору надо спасать горящий рейс.

Тем не менее, по мнению г-жи Петровой, непростую ситуацию на болгарском направлении, усугубляет нездоровая ситуация на рынке в целом. «Множество туристов при выборе тура ориентируется в первую очередь на цену. Например, демпинг на Греции, оттягивает туристов из Болгарии и т.д. «Боюсь, прогнозы для туроператоров в этом сезоне не самые благоприятные», – говорит она.

 

Екатерина Сирина, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно