Калуга

Каким туристы видят Золотое кольцо России

В апреле туроператор «Магазин путешествий» в рамках партнерства с Союзом городов Золотого кольца России провел опрос «Каким вы видите Золотое кольцо России». Участие в нем приняли 680 человек. Большинство (72,8%) отправились туда ради знакомства с историей и культурой. Около трети (30,5%) из них считают этот легендарный маршрут той классикой, которую обязательно нужно знать всем. Немногим больше четверти (29,5%) поехали просто потому, что ни разу там не были. Равное примерно число туристов (16,2% и 17,9% соответственно) искали «русский дух» и интересовались конкретно монастырями и храмами. Музеи Золотого кольца привлекли внимание 91 человека (13,5%). Четыре человека выбрали вариант «Другое», пояснив, что хотели показать ребенку древние города, ощутить простор и силу, попробовать гастрономические изыски, сфотографировать архитектуру и пейзажи.

На вопросы отвечали, главным образом, часто путешествующие люди – больше половины из них (429 человек или 63,9%) отправляются в поездки три раза в год и чаще. Один-два раза в год – 232 человека (34,5%). Большинство (89,9%) уже путешествовали по Золотому кольцу.

Участники опроса правильно определили почти все города, входящие в маршрут «Золотое кольцо России». При этом Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и Переславль-Залесский глубже врезались в память народную (за них проголосовало больше 600 человек), чем Иваново и Углич, про которые вспоминали реже (304 и 386 соответственно).

Зато интуитивно туристы назвали такие классические древние города, как Муром (182 человека), Плёс (152), Мышкин (143) и Коломна (127). Свою долю голосов получила даже Москва – 129.

Калуга и Серпухов, о включении которых в Золотое кольцо речь шла неоднократно, не воспринимаются туристами в качестве участников маршрута, за них проголосовали всего 23 и 30 человек соответственно.


Туроператор поинтересовался у туристов, что лучше – Золотое кольцо целиком или же небольшие маршруты на выходные дни? Как видно из диаграммы, люди сделали однозначный выбор в пользу коротких туров. «Поездки на 1-2 дня мне нравятся больше», – сказали 316 человек (46,9%). Предпочитаю туры на 3-4 дня – 139 человек (20,6%). «Лучше одна поездка – один город», – таково мнение 155 человек (23%). И только 44 человека (6,5%) изъявили желание посмотреть за отпуск весь маршрут целиком.

Интересный результат удалось получить, проанализировав ответы на вопрос «Маршруты по Золотому кольцу лучше всего подходят для туристов какого возраста?». Совершенно неверным оказалось мнение, что Золотое кольцо – это только для пенсионеров, людям среднего возраста там нечего смотреть и не за чем ехать. За возрастную универсальность проголосовало абсолютное большинство опрошенных – 480 человек или 71,3%. Это говорит о том, что Золотое кольцо – оно для всех, каждый найдет что-то свое.


Благодатную почву для размышлений представляют варианты ответов на вопрос «Каких объектов и программ, по вашему мнению, не хватает на маршрутах по Золотому кольцу?». Большинство участников опроса проголосовали за пункт «экскурсии по нетуристическим местам». Понятно, что туристы любят открывать что-то новое и знакомиться с новыми объектами, но чтобы настолько большой отрыв был от других вариантов – это настоящее открытие.



Полностью автобусную экскурсию с организованной группой предпочитают 379 человек (56,5%), а комбинированную программу из железной дороги и автобуса выбрали 237 человек (35,3%).

Туроператор «Магазин путешествий» предоставил своим респондентам возможность в свободной форме описать пожелания или замечания к городам Золотого кольца, рассказать о том, что хотелось бы улучшить в первую очередь. В ответ получил огромное количество ценной информации как для развития всего Золотого кольца России, так и для совершенствования туроператорских маршрутов. Самые многочисленные замечания из того, что волнует неравнодушных туристов, такие:

- туалеты и санитарные остановки (их упомянули около 20 человек);

- дороги (этот ответ также примерно у 20 человек);

- внешний вид зданий, необходимость их реставрации (около 15 упоминаний).

Также среди популярных вариантов – восстановление разрушенного, гостиничный сервис, улучшение условий в гостиницах, комфортность и доступность, культура поведения, улучшение финансирования городов, транспортная ситуация.

Были у туристов и конкретные предложения:

- выделить для экскурсионных автобусов отдельную полосу, потому что 70% времени съедают пробки;

- нужно развивать и благоустраивать не только центральные районы городов;

- изменить режим работы музеев. Сейчас они очень часто функционируют до 17 часов с перерывом на обед;

- меню в кафе нужно разнообразить. Отсутствуют вегетарианские блюда, а если попросишь, то ничего, кроме картошки не предлагают;

- навести порядок – отремонтировать фасады зданий, уделить внимание зелёным насаждениям, больше цветников, парковых композиций, отремонтировать дороги. Проводить уборку и полив улиц летом;

- нужна ясная, очень понятная навигация по достопримечательностям (указатели, щиты и т.д.), так как навигаторами не всегда есть возможность пользоваться;

- нужен ремонт, часто достопримечательности буквально разваливаются на глазах. Это очень грустно и недальновидно – свое прошлое надо знать и любить. Что смогут увидеть будущие поколения, если мы ничего не сохраним! Старинным городам, монастырям, храмам, памятникам – ремонт!;

- улучшить положение местного населения, от которого зависит атмосфера, которую носом чует турист. Чтобы люди были счастливы и горды за свой город;

- плохо обстоит дело с санитарией, нет удобных туалетов на протяжении поездок. Надо строить современные, удобные и культурные заведения. Стыдно перед иностранцами;

- организация вечерних мероприятий, хотя бы в выходные дни;

- процветания и развития не только городам Золотого кольца, а всем древним русским городам, составляющим славу и гордость страны. Горько и обидно видеть, как разрушаются бесценные памятники культуры, сокровища русского искусства, это же будет утеряно навсегда, и следующие поколения никогда не увидят этой красоты;

- хотелось бы, чтобы сохранялась историческая застройка, не заменять ее новоделом. В Мышкине, кажется, переборщили;

- города Золотого кольца должны блестеть чистотой;

- восстановить культурно-исторические места Золотого кольца, такие, например, как дача Ф.И.Шаляпина, дом-музей К.Коровина и другие;

- убрать рекламные щиты, они не должны загораживать то, ради чего люди приехали;

- использовать на маршрутах электрички, в первую очередь «Ласточки».

Были и вот такие варианты: «Нет пожеланий, все хорошо!», «Мне все очень нравится, но за много лет путешествий побывала на всех экскурсиях. Жду новых маршрутов», «Пожеланий, замечаний нет. Главное, чтобы экскурсовод попался хороший, любящий свое дело».

Версия для печати