РАТА-новости
Польша спа гиф
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
Мостурфлот 04.07
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
 
 
Grecotel май
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№4694Гора родила мышь: принята стратегия развития санаторно-курортного комплекса

Гора родила мышь: принята стратегия развития санаторно-курортного комплекса


Правительство утвердило стратегию развития санаторно-курортного комплекса России. Ее цель – сохранение и развитие этой сферы, а также повышение доступности санаторно-курортного лечения и увеличение количества тех, кто его получает. В течение полугода правительство ждет от органов исполнительной власти разработки проекта мероприятий по реализации стратегии. Органам власти субъектов РФ рекомендовано принять и утвердить региональные программы по развитию санаторно-курортного комплекса.

 

Стратегия разработана Минздравом в соответствии с поручениями президента России по итогам заседания президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов 26 августа 2016 года. Предполагалось, что документ будет утвержден еще до конца 2017 года, однако ему, учитывая специфику отрасли, потребовалось довольно много межведомственных согласований.

 

Лечебно-оздоровительные местности и курорты РФ располагают практически всеми известными в мире видами лечебных минеральных вод, грязей и других природных ресурсов, которые могут обеспечить сохранение и дальнейшее развитие санаторно-курортного комплекса. Однако, как сказано в пояснительной записке к стратегии, состояние его материально-технической базы серьезно сдерживает развитие отрасли и не обеспечивает его конкурентоспособность на международном рынке. В 123 государственных санаторно-курортных организациях, в том числе 27 федерального уровня, износ зданий достигает 80%. Больше всего таких объектов в Башкортостане, Удмуртии, Чечне, Кабардино-Балкарии, Красноярском крае, Воронежской, Московской и Тульской областях. Крайне высокий уровень износа отмечен также в санаториях Крым: в федеральных – 76,4%, местного подчинения – 78,9%, частных – 76,2%.

 

Более 80% износа медицинского оборудования наблюдается в 166 санаторно-курортных организациях. Менее 60% санаториев соответствуют требованиям законодательства РФ по нормам санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Централизованным водоснабжением обеспечены практически все санаторно-курортные организации, а вот очистные сооружения есть лишь у 90%.

 

Стратегия не случайно разрабатывалась в Минздраве: российские санатории, согласно государственной концепции, развиваются в русле именно лечения, оказания медицинской помощи – в отличие от распространенной сейчас в мире тенденции перехода санаториев в категорию спа и веллнес.

 

При этом, согласно действующему в стране закону, частным инвесторам, вложившим средства в развитие государственных санаториев, запрещается менять вид их деятельности. Тем не менее, по словам президента Национальной курортной ассоциации Александра Разумова, интерес к санаторно-курортной сфере у частных инвесторов не падает. По данным государственного реестра курортного фонда РФ, 44% санаторно-курортных организаций отнесены к государственной форме собственности, 3% – к муниципальной, а более половины всего фонда (53%) – частные. Так что эта сфера вполне привлекательна для бизнеса, заключает г-н Разумов. Высок у отрасли и экспортный потенциал.

 

Однако поможет ли новая стратегия добиться прорыва в санаторно-курортном развитии, сказать трудно. Целевые показатели, обозначенные в приложении к ней, вызывают серьезное сомнение, если не сказать недоумение.

 

Так, стратегия предусматривает увеличение численности лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях за период 2018-2024 годов с 6774 тыс. человек до 6965 тыс. в расчете на год, то есть всего на 191 тыс. человек, или на 2,7%, за шесть лет. «Зачем для этого принимать новую стратегию, непонятно. И без нее по данным, содержащимся в тексте самого же документа, этот показатель вырос с 6049 тыс. человек в 2010 году до 7136 тыс. в 2016 году, то есть, на 1087 тыс. человек, или на 18%, и тоже за шесть лет. Достигнув, кстати, как видим, в 2016 году уровня выше, чем предполагается в итоге осуществления стратегии в 2024 году», – сказал RATA-news президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

 

Среди других целевых показателей наблюдаются только два. Один, – «доля санаторно-курортных организаций, включенных в госреестр курортного фонда РФ в общем количестве санаторно-курортных организаций на территории РФ». «Причем, полностью сформировать этот реестр, судя по всему, не суждено. Поскольку, доведя его «героическими усилиями» с 70% в 2018 году до 90% в 2020-м, дальше авторы стратегии планируют поддерживать его на таком уровне до 2024 года», – заметил г-н Шпилько.

 

По словам коммерческого директора компании «Профкурорт» Марины Розановой, в общем-то «ни о чем» и третий целевой показатель: доля медицинских работников, участвующих в оказании санаторно-курортного лечения, повысивших квалификацию в системе непрерывного медицинского образования, должна к 2024 году возрасти с 10% в 2019 году до 35% в 2024 году.

 

«Пункт не совсем понятный, потому что гораздо важнее возвращение в сферу медицинского образования специальности «курортолог», исчезнувшей из учебных планов. Сейчас в наших санаториях можно найти врача любой специальности, но профильного, то есть курортолога, нет. Между тем курортология – это наука, в ее развитии Россия добилась серьезных результатов и ее надо преподавать и изучать. А сейчас эти знания передаются от старших поколений, почти как мифы или предания», – пояснила она RATA-news.

 

«Может возникнуть вопрос, а где в стратегии такие показатели, как число мест в санаторно-курортных организациях, объем реализации санаторно-курортных услуг населению, доходы санаторно-курортного комплекса. Про налоги или инвестиции в основной капитал я уже молчу, как и про численность занятых в этой сфере. А зачем усложнять? Стратегия должна быть выполнимой. А чтобы не «выполнить» такую «стратегию», надо сильно постараться», – резюмировал Сергей Шпилько.

 

Светлана Ставцева, RATA-news


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал грекотель 22.05
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100