Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Покушение на закон о курортах

08:07, 28 ноября 2002

Как нам стало известно, в Правительстве Российской Федерации появился некий документ, озаглавленный «Обоснование необходимости прекращения действия (признания утратившим силу) федерального закона № 26-ФЗ от 23.02.95 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Какая общественная или государственная структура является автором текста, пока остается неизвестным. Причин для прекращения действия закона в документе названо несколько, но мы остановимся на одной из них.

Цитируем: «С учетом того, что правовой режим особо охраняемых природных территорий направлен на их особую охрану и защиту, предлагается к особо охраняемым природным территориям относить только территории с уникальными природными ресурсами». В общем, если коротко, суть предложений сводится к тому, что те территории, на которых находятся сейчас все российские санатории, выводятся из зоны особой охраны и становятся обыкновенной землей. Которую, соответственно, можно разделить на участки, вырубить деревья, застроить и продать. А стоить такой «кусок» может немерено, особенно если по нему будет струиться «частный» ручеек целебной минеральной воды.

Только признание за курортом права считаться особо охраняемой территорией позволит ему избежать этой напасти. Но, чтобы обосновать это право, надо еще доказать, что местность, на которой курорт расположен, действительно обладает уникальными природными ресурсами. По этому поводу в вышеуказанном документе многозначительно говорится, что «Основанием для отнесения соответствующих территорий к территориям с уникальными природными ресурсами является наличие природных лечебных ресурсов, обладающих лечебными свойствами…»

Однако критерии «уникальности» природных ресурсов какой-либо территории никем и никак не определены. Принято считать, что раз природный ресурс обладает лечебными свойствами, то он уже уникален. А вообще специалисты санкура полагают, что, скорее всего, такие критерии и не могут быть определены. Например, на Сахалине есть место, где из-под земли бьет источник с мышьяковистой водой. Этот клочок земли, по-видимому, можно считать уникальным, потому что он единственный на нашей планете, и выход драгоценной воды совсем невелик. А вот Кавказские Минеральные Воды, получается, к уникальным ресурсам не отнесешь, поскольку источников там много и воды этой минеральной - залейся. Абсурд.

Так вот, те территории, в уникальности которых администрация курорта не сможет убедить правительство (или кого оно скажет), «представляется целесообразным относить к землям рекреационного назначения», которые, разумеется, уже не имеют права на особую защиту.

По сведениям из достоверных источников, готовится отмена не только закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», но и ряда других отраслевых законов, которыми регулируется режим особой охраны земельных угодий. В противовес им предполагается принять один закон, который будет комплексно регулировать режим их охраны. Суть идеи, видимо, в том, что отменить действующий закон сравнительно легко. А разработка и принятие нового потребует немало времени. А образовавшийся правовой вакуум может быть легко использован для приватизации санаторных и других охраняемых земель и изменения их целевого назначения.

В отношение же санкура особенность ситуации заключается в том, что отмену закона предполагается предпринять после фактического прекращения финансирования здравниц по линии соцстраха. Нетрудно представить, в каком положении окажутся санатории, в том числе и некоторые ведомственные, если, с одной стороны, не успеют наладить розничную продажу путевок или подыскать новых корпоративных клиентов, а с другой - окажутся еще и без особого режима охраны своих земель.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно