РАТА-новости
Шарджа с 1 сентября
 
Греция 06.09
 
Мостурфлот с 9 сентября
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак Иерусалим
Ванд Китай
 
 
German Wines с 4 августа
 
 
Grecotel с 9 сентября
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Сентябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
ГлавнаяРАТА-новости от 28.07.2009Сергей Ильичев: «Спад регулярных перевозок – коррекция после аномального роста 2008 года»

Сергей Ильичев: «Спад регулярных перевозок – коррекция после аномального роста 2008 года»


Год назад, 19 августа 2008 года прекратил перевозить пассажиров альянс авиакомпаний AiRUnion. По мнению президента Транспортной клиринговой палаты (ТКП) Сергея Ильичева (фото), это стало последней каплей перед началом кризиса на российском рынке авиаперевозок.

- Сергей Викторович, как отразился кризис на количестве пассажиров российских компаний?

- За 2008 год российские авиакомпании перевезли 49 млн. 805 тыс. пассажиров. Из них 23 млн. 610 тыс. – за рубеж. В начале 2009 года объем перевозки резко упал – на 22-23%. Но по данным на июль падение составляет уже 10-15% от уровня прошлого года. За весь 2009 год, по нашей оценке, объем перевозки составит 88-89% от уровня 2008. В первые месяцы 2010 года будет продолжаться стагнация, а к лету пассажиропоток вновь начнет расти. Я считаю, что нынешнее сокращение – в какой-то степени коррекция после аномального роста объемов перевозки в первой половине 2008 года - на 20-25%. Прирост продаж авиабилетов на наших бланках тогда составил 40%. Было понятно еще до начала кризиса, что после такого роста падение неизбежно. Конечно, серьезно пострадали не только авиакомпании, но и агентства по продаже билетов. В первую очередь, те, кто специализировался на корпорантах - у некоторых из них объем упал на 40%. Не случайно именно осенью прекратили существование сразу два крупных агентства - «Соби» и «ТрэвелСити». Сейчас отрасль работает на уровне 2007 года.

Напомню, что прошлый год был очень сложным для отрасли. Цены на авиакеросин взлетели до невероятных значений. 19 августа остановился альянс AiRUnion, вольно или невольно это стало своего рода сигналом к началу кризиса авиаперевозок. Затем прекратили работу «Интеравиа», «Дальавиа». Все эти случаи показали, что пассажиры никак не защищены от неисполнения перевозчиком своих обязательств. Когда остановился AiRUnion, у него было продано билетов на 1 млрд. 300 млн. рублей. Пассажиры пошли сдавать билеты, но возвращать им деньги агентства могли только из выручки других авиакомпаний, чего мы позволить не могли. Если сегодня снова произойдет подобный сбой, у пассажиров будут те же проблемы. В Минтрансе сейчас обсуждаются меры, которые позволили бы избегать таких ситуаций. Мы изучили европейский, американский опыт – после 11 сентября у них начался кризис рынка авиаперевозки, часть авиакомпаний обанкротилась. Оказалось, кстати, что не только в России, но и в мире никто не подготовлен к банкротствам авиакомпаний. Пока решение проблемы не найдено, но в Минтрансе всерьез озабочены этой темой.

- Сокращение рынка перевозок на 10-11%, о котором Вы говорите, выглядит не так уж страшно. На чартерном рынке специалисты говорят о падении на 25-30%.

- Проблема в том, что даже при небольшом снижении потока авиакомпании не смогут набрать «жирок» летом, как они это обычно делали. Кроме того, эксплуатационные расходы перевозчиков остаются высокими. Керосин подешевел, но все равно дорог. После истории с AiRUnion банки серьезно ужесточили условия выдачи кредитов авиакомпаниям, так как им нечего предложить им в залог: западная техника, как правило, в лизинге, а наша практически вся самортизирована. Поэтому серьезные проблемы испытывают сейчас практически все перевозчики, и большие, и маленькие.

- Осенью, когда начался кризис, Вы грозили предпринять жесткие меры, чтобы обезопасить ТКП от возможных неплатежей со стороны агентств. Вам это удалось? Сколько агентств лишены аккредитации?

- Мы отличаемся от других систем взаиморасчетов (американской ARC и BSP) тем, что сами перечисляем выручку перевозчикам, независимо - получены ли деньги от агентов. Поэтому для нас очень важна надежность агентства. Когда возникли проблемы в банковской сфере, агентства начали задерживать перечисление выручки на счета авиакомпаний. Кроме того, банки прекратили кредитовать агентов, что не позволяло последним погашать задолженности по выручке перед ТКП или авиакомпаниями. Мы действительно провели мониторинг всех наших продавцов, работающих в отечественной системе взаиморасчетов. Это делала рабочая группа, в которую входили специалисты авиакомпаний, ТКП, самих агентств. Так мы обеспечили тотальный контроль - на грани жестокости - за работой партнеров. В результате ни одно агентство не имеет задолженности перед ТКП, ни одно не задерживает выручку, здесь мы спокойны. Параллельно мы следили за работой некоторых банков, государственных и коммерческих, гарантии которых принимают авиакомпании. Рекомендовали агентам и субагентам работать только с банками, которые считаем надежными. Отключены от системы всего несколько агентств, причем они могут вернуться, если обеспечат соответствующие гарантии.

- Банкротства авиакомпаний крайне неприятны для пассажиров. Но не слишком ли много у нас слабых компаний - потенциальных банкротов? Возможно, кризис окажется полезен для рынка авиаперевозок?

- Число авиаперевозчиков и так постоянно сокращается. В 1991 году, когда распался государственный «Аэрофлот», было образовано 500 (!) авиакомпаний. Сегодня реально летают не больше 80. Думаю, в конечном итоге останутся два-три десятка крупных перевозчиков. Основная проблема наших авиакомпаний – высокие эксплуатационные расходы. В таких условиях очень трудно сохранять рентабельность.

- Несмотря на несуразно высокие цены на перевозку по России?

- Да, но авиакомпании отнюдь не жируют. Вот, например, Sky Express была создана как низкобюджетный перевозчик. Ей удалось раскрутиться, она популярна, но цены на билеты у нее не как у европейских низкобюджетников – слишком высоки расходы.

- А как обстоят дела с количеством агентств? Оно тоже сокращается?

- Нет, оно стабильно. В нашей системе аккредитовано порядка 6-7 тыс. пунктов продаж. Прямые договоры с ТКП имеют 360 агентств, у каждого из них свои субагенты. Мы сами отчасти регулируем процесс открытия новых агентств. Если, например, агентство продает мало билетов, но располагается в небольшом и отдаленном населенном пункте, мы его не закрываем, чтобы люди имели возможность на месте купить билеты. Или, наоборот, не аккредитуем агентство в городе, где конкуренция между продавцами билетов слишком высока и открытие нового «убьет» бизнес старых.

Главная проблема агентского рынка сейчас в том, что российские авиакомпании, по примеру западных, снимают комиссионное вознаграждение. Причем в первую очередь от этого страдают крупные сетевые агентства. У таких компаний обычно лишь небольшая часть точек продаж находится в собственности, остальные – субагенты. Авиакомпании вместо комиссии предлагают сетевым агентствам бонус при выполнении определенного плана по выручке. Но если план не выполнен, бонуса не будет, а субагент все равно должен получить прибыль, иначе он уйдет к другому сетевику. Другой способ заработать – брать с пассажиров сервисный сбор. Но в условиях кризиса и жесткой конкуренции за клиента делать это сложно. Сейчас крупные сетевые агентства пытаются выработать встречные предложения авиакомпаниям, но пока не получается: сетевики разобщены, не могут договориться и выступить сообща. На западе много влиятельных ассоциаций, которые отстаивают интересы агентств перед авиакомпаниями. Например, в США благодаря таким организациям агентства смогли ввести единый сервисный сбор - $50. У нас ничего подобного нет. Мы готовы предоставить агентствам и авиакомпаниям площадку для переговоров. Но в задачи ТКП не ходит защита интересов агентств, наше дело - технологии и контроль.

- В прошлом году в России началось внедрение электронных билетов. Как успехи?

- Мы планируем, что к концу 2009-2010 гг. удельный вес электронных продаж в нашей системе будет достигать 80%. Оставшиеся 20% - это небольшие авиакомпании, для которых технология электронных продаж слишком дорога. Серьезно сдерживает процесс внедрения то, что региональные аэропорты оказались абсолютно не готовы к этому. Их задача – либо оборудовать стойки регистрации электронной системой управления отправками, либо выделить место для собственных стоек авиакомпаний. Пока эта проблема решается очень медленно.

Кстати, сейчас мы реализуем проект внедрения электронных билетов для Российских железных дорог. Их уже продают наши агентства. Но здесь также есть проблема – в аэропорту система регистрации была всегда, а на поездах ее никогда не было. Поэтому пассажир, оплатив перевозку через компьютер, должен придти на вокзал и получить бумажный билет. На нескольких направлениях сейчас проводится эксперимент по установке в вагонах компьютеров, позволяющих проводнику идентифицировать пассажиров с электронным билетом.

Для справки. Система взаиморасчетов на воздушном транспорте была создана в 1993 году для упорядочивания платежей между многочисленными авиакомпаниями, образовавшимися после распада «Аэрофлота», и авиакассами. Ее появление позволило агентствам продавать перевозку всех авиакомпаний-участниц системы на едином бланке. Сегодня в ТКП около 100 авиакомпаний, треть из которых – иностранные. Помимо системы взаиморасчетов агентств и авиакомпаний, в ТКП входит Центр расписаний и тарифов, где зарегистрированы все авиакомпании, выполняющие регулярные рейсы на территории РФ. Кроме того, ТКП формирует государственную статистику гражданской авиации, начиная от объема перевозок пассажиров и заканчивая налетом часов на каждый тип лайнера. (Юлия Батырь, RATA-news)

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал грекотель 22.05
Вояджер
Польша гиф
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«Онлайн Экспресс» открывает весь мир – не надо дозваниваться до туроператора, запрашивать варианты поездок, тратить время на утомительную самостоятельную сборку. На нашей платформе можно сформировать любой тур. Причем, по подсчетам самих агентов, время поиска сокращено в 4-5 раз.
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100