Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Турбизнес в регионах: философское отношение к кризису

08:07, 28 января 2009

Опрос руководителей турфирм в разных городах России показал, что в кризисной ситуации регионы держатся стойко. Конечно, снижение спроса ощущают почти все, и всем нелегко. Но унынию большинство не поддаются и, тем более, никто не паникует. Наиболее уверены в себе старожилы турбизнеса. Туроператоры держатся лучше, чем турагентства. Многие относятся к кризису как к «санитару рынка» и стараются использовать затишье с пользой для дела. О том, как чувствуют себя региональные турфирмы, что предпринимают для поддержки бизнеса, мы расспросили коллег из 14 городов. Вот что они рассказали (в алфавитном порядке по фамилиям).

Алия Алимова, компания «Анталия», Тверь: «Спрос ниже процентов на 30, но кто планировал в своем бюджете поездки, те едут. Мы уже 15 лет на рынке, и нас сейчас выручают постоянные клиенты – едут в Австралию, выбирают другие дальние направления, так что мы держимся. Продаем дешевые и горящие туры в Египет. Сотрудников не увольняли, но часть отправили в административный отпуск. Зарплату не уменьшаем. Рекламу урезали практически в два раза. Турагентства у нас закрываются, думаю, кризис смоет много относительно новых турфирм, но в Твери их явный избыток: 180 компаний на 450 тыс. населения. Ждем лета: обычно мы каждые 10 дней отправляем автобусы на юг. Этот продукт у нас хорошо шел, билеты по 7 тысяч, 26 часов в пути, но зато от порога до порога. А закрываться точно не будем – другого уже ничего делать не умеем».

Наталья Алтухова, «Роза ветров Кубань», Краснодар: «Январь был неплохим, даже выше прошлого года. Но на февраль туристов нет, и это нас беспокоит. Зато пошел спрос на образовательные туры в Англию и на Мальту на май, июнь – язык, академические двухгодичные программы. По России сейчас продается Домбай, поездки по Краснодарскому краю – программы выходного дня. Клиенты идут либо наши постоянные, либо по рекомендации. Рекламу вообще не даем, работаем напрямую с клиентами, с корпоратами, делаем рассылку по предприятиям, обзваниваем, предлагаем. Мы одного менеджера перевели на полставки, но взяли нового очень опытного сотрудника. Знаете, что я вам скажу? Сейчас вот приехала в торговый центр – парковаться негде, все вокруг с пакетами. Смотрю, джинсы висят от 4 тыс. до 8 тыс. рублей, а народ покупает. Так что, у меня настроение оптимистичное, все равно отдыхать поедут. Поэтому всем от нас привет, и передайте: затишье временное!

Елена Андреева, компания «Мирабель тур», Владивосток: «Новый год у нас прошел непросто, снялся новогодний чартер на Бали, объемы продаж сильно упали. Фирмы «выкарабкались» только на Санье (Хайнань), при этом даже клиенты, заказывающие дорогие отели, выбирали максимально дешевую дорогу - через автопереходы в Китай, далее внутренними рейсом на Хайнань. Сейчас Китай встал мертво, из-за китайского Нового года никто туда не едет. По внутреннему рынку идут продажи туров стоимостью до 1000 руб., например, однодневные поездки на горнолыжную базу, это 2 часа на автобусе от Владивостока. Каждые выходные отправляем 40-50 человек, этим и живем. У нас в городе многие предприятия отправляют сотрудников в отпуск без сохранения содержания на неопределенный срок, тут еще эти проблемы с ввозом иномарок. В турфирмах три дня может не быть ни одного звонка. Некоторые агентства закрываются, некоторые держатся из последних сил. Мы никуда не денемся. Нам в феврале будет 10 лет, офисы выкуплены, два новых автобуса приобрели».

Светлана Гавран, «Сибконтракт», Сургут: «Продажи сейчас значительно ниже, процентов на 40. Люди в ожидании. Но рейсы на Шарм-эль-Шейх, которые поставил «Пегас туристик», грузятся хорошо. И другие направления берут - Доминикана, Куба, Мексика, Индонезия, Гоа, горные лыжи в Европе, ОАЭ. По зарплате: фиксированную часть не трогали, а бонусы сократились, поскольку снизились доходы. Рекламу сократили в два раза, раньше у нас ежемесячно на это уходило 25 тыс. А снижение числа заказов дает возможность менеджерам работать более внимательно, тщательно. И клиенты довольны. Так что мы к кризису философски относимся».

Михаил Долгих, «ТиО Долгих», Пенза: «На этой неделе у нас было пять заявок, все дорогие – Бали, Куба, Ямайка, Пхукет, горнолыжка, но все равно это в 2-3 раза меньше, чем в январе прошлого года. Египет идет сравнительно неплохо, но тоже со снижением. Рекламу вообще не даем, идут постоянные клиенты или знакомые. Вы видели последний «Туризм и отдых»? 60 страничек. Мы сократили пять человек, троих вернем к лету. Зарплата? По продажам».

Елена Захидова, «Лина-тур», Ижевск: «Новый год мы отработали хорошо, выходили даже в каникулы. У нас в компании объемы продаж не уменьшились, но, конечно, народ осторожничал, снижение по рынку 30%. После каникул было затишье, а сейчас уже интересуются ценами на весну-лето, то есть отдых люди планируют. Конечно, кризис в городе чувствуется: завод «Ижсталь» работает 3 дня в неделю, «Буммаш» тоже поджался, сильное сокращение в банковской, строительной сфере. Может, позже это и отразится на спросе. Вообще, кризис всегда показатель того, как работает фирма. Ведь когда рынок растет, особо стараться не надо. А в кризис выживают профессионалы, у настоящих бизнесменов в такой ситуации проявляются лучшие деловые качества. В Ижевске большой перебор с турфирмами. Но у компаний, входящих в Удмуртское отделение РСТ панических настроений нет, и народ даже стал к нам подтягиваться. Вот две фирмы еще вступают: видят профессиональную заботу, стремятся к объединению с лидерами. Мы недавно собирали отделение, обсуждали работу в нынешних условиях. Никто из наших не сокращает сотрудников, не снижает зарплату. Немного урезали рекламу и некоторые сократили рабочий день, но это, скорее, сезонное явление. Зато у нас хороший опыт совместной рекламы. Два года по всему городу висели баннеры «РСТ – знак качества в туризме». Сейчас или обновим их, или пустим трамваи с логотипом РСТ. И постараемся использовать это время с пользой: народ, даже и не члены РСТ, требует советов, семинаров, учебы».

Ольга Кудрявцева, «Каникулы», Владивосток: «У нас по Новому году был спад процентов 30, сейчас полное затишье до 5-9 февраля из-за китайского Нового года. Люди сидят дома, считают деньги. Мало того, что кризис, еще и те, кто зарабатывал на ввозе иномарок, после повышения пошлин вообще исчезли как клиенты турфирм. И «помогаечный» бизнес у нас прикрыли. Люди по турпутевкам ехали в Китай и ввозили разрешенные 35 кг товара без таможенных пошлин – в основном, для торговцев, но что-то и для себя. Сейчас это запретили - и резко обострилась социальная ситуация в приграничных районах, что тоже сказалось на спросе. Туроператоры пока держатся, а турагентства многие прекращают деятельность. Мы пока не сокращаемся, есть резерв, выплачиваем отпускные. Вот интересно, никто из местных турфирм корпоративный Новый год не отменял, а представительства московских компаний – практически все отменили. А мы даже корпоративные поездки организуем, вот буквально сегодня вернулись из Арсеньева, ездили всем коллективном кататься на лыжах. Думаю, с голоду не умрем».

Владимир Коуров, «Акрис», Новосибирск: «Чартерные программы в городе по сравнению с ранее планируемыми сокращены примерно на 60%. Правда, планы относительно прошлого года были увеличены на 70-80%, поэтому реальное уменьшение составило 10-20%. Но и это туроператорам доставило неприятности, поскольку на сокращение авиакомпании шли тяжело. При стоимости билета порядка $1000 сгоревшие блоки в 30-100 мест – это существенно. В нескольких фирмах людей подсократили, но деятельность никто не прекратил: «пирамид» у нас не было, запасы прочности у большинства фирм есть. В агентском сегменте дела хуже, 5-6 компаний закрылись именно из-за кризиса, а не на зиму. Многие переходят на сокращенный рабочий день, урезают зарплаты. По новосибирскому рынку ходят 6-7 резюме бывших сотрудников сети «Куда.ру», они говорят, что два офиса из трех в городе закрылись. Что касается нашей компании, то мы пока ничего не сокращаем и не урезаем. Рекламу на потребителя мы и раньше не давали, а для агентов даем в прежнем объеме. Думаю, в сложившейся ситуации агентства идут к тем туроператорам, которым они доверяют, где уверены, что все вопросы будут решаться с пониманием».

Юрий Матвеев, «Астра-тур», Астрахань: «Спрос меньше на 30%. Офисы не сокращаем, сотрудников тоже. Все-таки люди путевки покупают, на разные направления. В основном, идут постоянные клиенты. Рекламу даем в прежнем объеме».

Сергей Мильграм, БП «Столица», Казань: «Выезд за рубеж на Новый год – подсел. Продажи речных круизов на следующее лето – снижение 40%, несмотря на то, что те, кто покупали до Нового года, платили по ценам прошлого сезона или получали скидку 20%. После Нового года скидка 15%, а с 1 мая – 5% для постоянных покупателей. Но так задолго народ покупать боится. Постоянные клиенты все-таки берут, но вопросы задают: а вдруг теплоход не выйдет? Если раньше в несезон мы продавали 50 путевок в месяц, то сейчас 30-35. Летом – в 10 раз больше. Но сейчас выводы делать рано, все будет ясно к майским праздникам. Рекламу мы уменьшили на 25%. Делаем адресную электронную рассылку, используем директ-мейл, работаем над сайтом, хотим сделать он-лайн продажи с оплатой пластиковой картой. В общем, ищем новые формы продвижения и реализации туров. Я сотрудникам сказал: надо работать, искать, думать, бороться за клиента. Штат не сокращали, даже приняли одного человека. Зарплаты не уменьшали, но подняли план выработки. Мы 8 лет на рынке, а опыт в туризме еще больше. Свой офис, за аренду не платим. У нас есть сведения, что агентства не массово, но закрываются, и казанские и в соседних городах. Но Казань перенасыщена турфирмами, их больше 350, это очень много».

Елена Распопова, «Калейдоскоп», Воронеж: «Спад спроса очень ощутим – вполовину. В прошлом году в это время мы не могли уйти домой до 10 вечера. А сейчас клиенты в ожидании и в сомнениях, ситуация с валютой усугубляет проблему. Рекламу сняли, работаем по личным связям, рабочий день сократили на 1 час. Основной заработок – процент от продаж, сейчас доходы резко упали. Но готовимся к лету: мы раз в неделю отправляли автобус на юг, и хорошо зарабатывали. А еще летом возим туристов и корпоративных клиентов по нашим воронежским достопримечательностям, цены невысокие, спрос был хороший. Надеюсь, на внутреннем туризме кризис не скажется».

Сергей Савостьянов, «Евразия-тур», Омск: «У нас январь обычно плохой, а сейчас объемы упали еще на 15-20%. Народ побаивается тратить деньги. Постоянные клиенты идут, новых очень мало, и если приходят, то интересуются внутренним продуктом – местными санаториями, например. Но, честно говоря, на фоне разговоров осенью и в начале зимы думали, что будет хуже. А посмотрели по обороту - в ноябре меньше, чем в прошлом году, а в декабре больше. Народ понял, что пока ничего не произошло – и поехал. Никого мы не увольняем, зарплату не сокращаем. Отправили в оплачиваемые отпуска тех, у кого они накопились. Рекламу сократили. В Омске некоторые агентства на зиму приостановили работу, так было и в прошлые годы, но сейчас больше, чем обычно. А вот собственные офисы «Куда.ру» и «МГП» вообще закрылись».

Мария Свиридова, «Роза ветров НН», Нижний Новгород: «В январе нас обычно кормят горные лыжи, и они все равно продаются. Снижение есть, но всего процентов 10. Идут сплошь постоянные клиенты и по советам знакомых. Народ откладывают решение о поездке, ждет скидок, раньше у нас про скидки вообще не спрашивали. А вообще сейчас звонков значительно меньше. Зато хорошо пошла местная экскурсионка. Прежде наши сборные группы еле набирались, а сейчас автобусы идут полные – туристы из Москвы и Питера едут на 2-3 дня смотреть Нижний Новгород и область. Похоже, людям все равно хочется куда-нибудь поехать, вот они и выбирают по карману. И еще увеличились продажи авиабилетов – видимо, в целях экономии люди сами пытаются организовать поездку. Мы никого не сокращаем, слишком долго готовятся кадры в туризме, чтобы ими так разбрасываться. Просто сели и проанализировали статьи расходов. Одна из них – реклама, сокращаем, но пока по мелочи. По статистике у нас самые тяжелые месяцы – февраль, март, апрель, это всегда голодное время. Поэтому к весне, наверное, еще подожмемся по рекламе».

Галина Соловьева, «Валерия», Сургут: «Мы никакого спада от уровня прошлого не ощущаем. Клиенты идут, берут «тепло» – Египет, Таиланд, берут горные лыжи. Вообще я провела антикризисную подготовку, объявила коллективу о минимальной зарплате, но пока мы ее так и не уменьшили. Половина сотрудников находятся в отпуске без содержания, отправляем по очереди, но так мы делаем каждый год на зиму, просто закрываем один из офисов. Знаю, что в других фирмах объемы снижаются, но у нас пока нет. Компании 17 лет, может быть, это доверие?»

Алексей Растегаев, «Круиз», Волгоград: «Продажи идут. Как ни странно, Новый год прошел удачно – плюс 8%. Как агенты продаем Египет, недорогие лыжные туры, экскурсионную Европу. Пока ощущаем снижение спроса по дорогим пляжным турам - острова, экзотика. Туристы стали экономить и выбирать недорогой отдых. Что касается собственного продукта - круизов по Волге на теплоходе «Александр Невский», то продажи на сезон 2009 года начались раньше обычного, в октябре 2008 года. Это позволило закрыть год с ростом 15%. Как всегда, продается, в первую очередь, июль, август и более длительные маршруты. Конечно, в связи с кризисом мы пересмотрели свой бизнес-план на 2009 год. Пришлось отказаться от приобретения базы отдыха и открытия еще одного офиса продаж. Сокращать расходы на рекламу не будем, но стали подходить к ней избирательно. Опросили туристов, определили несколько газет и два журнала, может быть, даже усилим рекламу на радио. Рекламные буклеты в этом году заказывать не будем, решили выпустить СД с информацией, фотографиями, ценами. Уменьшим расходы на сувенирку. Приняли решение участвовать только в двух выставках – «Интурмаркет» в марте и наша региональная в апреле.Сокращение сотрудников не предвидится. Зарплата останется на прежнем уровне».

Анна Тукмачева, «Пилигрим», Тольятти: «ВАЗ стоит до конца января и потом перейдет на короткую неделю. Сообщили они нам, что не выплатят агентское вознаграждение за продажу заводских баз отдыха, для нас это существенные деньги. Но есть и другие заводы, которые работают. Спрос, конечно, упал, но операторские продажи идут. Обидно, что санатории начали снижать комиссию - не понимают, что себе делают только хуже. Летние квоты на местных базах берем, но больше дешевого и среднего сегмента, а по дорогим объектам свои обязательства сокращаем. У нашей фирмы есть запас прочности, но волнует неопределенность. Зарплату мы даже подняли, провели внутреннюю учебу, сориентировали коллектив на эффективность работы. И люди стараются. Мы настроены использовать затишье, чтобы усилить работу с корпоративными клиентами, усовершенствовать технологии продаж. Рекламу не сокращали, я вообще считаю, что ее сейчас наоборот надо увеличивать. Выживет тот, кто выиграет борьбу за клиента». (Ирина Тюрина, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно