Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Поставить «Элпост» – и умереть?

10:24, 27 августа 2013

Петербургские отели в добровольно-принудительном порядке переводят на «Элпост» – новую электронную систему миграционного учета гостей, которую будет внедрять по всей стране ООО «Федеральная гостиничная сеть» («ФГС»). Тестирование программы пройдет на территории Ленинградской области, после чего ее планируют ввести и в других регионах России.


Покупка программы для каждого компьютера обойдется в 10,8 тыс. руб. Еще придется периодически платить за техобслуживание, а также по 100 рублей без учета НДС за каждого зарегистрированного клиента-иностранца и 23 рубля без НДС за каждого российского постояльца, так что это дополнительная статья расходов. Правда, обучать работе с программой «ФГС» обещают бесплатно. Но, как это обычно бывает, нововведение случилось в высокий сезон, а времени на освоение системы дали крайне мало. И начались проблемы.


Презентация «Элпост» в северной столице состоялась 28 июня. А уже 1 сентября хорошо себя зарекомендовавшая в Санкт-Петербурге программа «Электронный курьер», которой пользовались раньше для взаимодействия с ФМС, прекращает свою работу. При этом государство обязало отели сообщать обо всех прибывших в органы ФМС в течение 24 часов – под угрозой административной ответственности, штраф за иностранца может достигать 800 тыс. руб.


А пока система тестируется в Ленинградской области, представителей гостиничного бизнеса в других регионах принуждают расстаться с отлаженным «Электронным курьером» и вернуться к «технологии» прошлого века. То есть отправлять документы по почте, оплачивая примерно 250 рублей за одно заказное письмо, или часами простаивать в общих очередях с гастарбайтерами в отделениях ФМС. Объем работы сотрудников и гостиниц, и локальных подразделений ФМС по регистрации зарубежных постояльцев возрос в разы, эффективность работы снизилась. Ответственный за работу служб размещения персонал ежедневно тратит безумное количество времени на писанину, исключительно из-за созданной по недоразумению ФМС критической ситуации.


Забирая сведения о постояльцах на бумажных носителях, ФМС не выдает ни расписки, ни какого-либо другого подтверждения, что они приняты. Как гостиница сможет доказать, что сделала все по правилам и документы отправила вовремя? Горы макулатуры растут, данные теряются; доходит до того, что ФМС сейчас регистрирует иностранцев, выехавших из страны полгода назад. На обработку анкет приходится нанимать дополнительных людей или освобождать от исполнения основных обязанностей кого-то из штатных сотрудников. При этом техподдержка «Элпоста» не справляется с работой, программа сырая, а ответственность разработчика перед гостиницей нигде не прописана.


В результате Ассоциация малых отелей Санкт-Петербурга при поддержке Российской гостиничной ассоциации и некоммерческого партнерства «Лига Хостелов» выступила с инициативой обращения к правительству РФ. Вернее, первоначально жалобу направили в Министерство культуры, которое сейчас курирует гостиничный бизнес, однако реакции не последовало. Второе обращение подписали представители более 60 российских гостиниц, 21 августа его направили Дмитрию Медведеву. Ему же направлено обращение регионального представительства общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» в Иркутске, под ним подписалось большинство гостиниц Екатеринбурга и Томска. Копии всех обращений направлены Министру культуры РФ и в Комитет по туризму и гостиничному бизнесу Москвы.


Комментирует Ассоциация малых отелей: «УФМС Анапы, Брянска, Иркутска, Красноярска, Миасса, Нижнекамска, Орла, Тюмени, Уфы принимают данные только на бумажных носителях, причем список городов далеко не полон. Очень сомнительно, что регистрация на бумаге позволяет хоть как-то отсматривать передвижение туристов по стране. Все наши респонденты пишут, что переданные в ФМС документы лежат там месяцами, причем необработанные. То есть, смысл регистрации отсутствует как таковой. В Анапе и того хуже: работники УФМС требуют предоставлять оригиналы паспортов проживающих иностранных граждан, что противоречит закону “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ”».


Отельерам непонятно, как хранить и уничтожать документы, как селить граждан с дипломатическими паспортами и долгосрочными рабочими визами. Если ошибки совершают сами зарубежные гости во время поездки по стране, то почему именно гостиница должна за это платить, причем колоссальные суммы?


Еще два огромных списка – вопросы от мини-отелей, хостелов, нестандартных средств размещения и т.д. Плюс перечень чисто технических уточнений по работе с «Элпостом». Ответов нет.


«Похоже, в России создается монополист – поставщик программного обеспечения для взаимодействия с ФМС. Причем обеспечение это, мягко говоря, далеко от совершенства. Но мы все же надеемся, что нас услышат. Ведь 1 августа вышло официальное поручение Владимира Путина упростить въездной режим на территории России. Вместе с ним необходимо упростить и процедуру регистрации, – говорит вице-президент по связям с общественностью Ассоциации малых отелей Санкт-Петербурга Тамара Буйлова. – А пока гостиницы душат штрафами за ошибки, которые либо не совершались, либо возникли из-за отсутствия информации. Суммы штрафов начинаются от 400 000 рублей, а могут достигать и миллиона, для отеля на десяток номеров это просто нереальные суммы».


Сейчас наиболее активную позицию занимают отельеры Санкт-Петербурга, Иркутска, Екатеринбурга, Томска. Первые результату уже есть. ФМС Санкт-Петербурга согласилась дать пояснения по проблемам, которые возникают у отельеров при регистрации иностранных граждан. Присылайте свои вопросы по адресу info@aparti.ru или по факсу (812)-600-21-95 с пометкой «для Тамары Александровны Буйловой».


Также можно прислать заявку, чтобы подписаться на рассылку новостей по этой теме.


Hotel&Resort будет следить за развитием событий.


Кристина Голубева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно