Калуга

Александр Цандекиди: «Тот уровень сервиса, к которому мы привыкли на Халкидиках, оказался необычным для Крита»

В конце 2010 г. в Салониках состоялся форум «Македония», посвященный развитию туризма в Северной Греции. Генеральный директор компании «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди (фото) в своем выступлении говорил об основных проблемах, сдерживающих рост потока российских туристов на Халкидики. Мы решили подробнее обсудить эту тему, а также поговорить о том, как решаются проблемы, об итогах греческого сезона и планах компании на 2011 год.

- Что, по вашему мнению, препятствует развитию российского туризма на Халкидиках?

- В своем докладе на форуме я назвал несколько проблем. Это недостаточно развитая инфраструктура – не хватает аквапарков, детских городков, ресторанов и т.д. Гостиничная база на Халкидиках не столь обширна, как, допустим на Крите. Не хватает люксовых отелей. Комплексов уровня Sani Resort в Северной Греции два-три, а на Крите – десятки. Есть и общие для всей Греции сдерживающие факторы. За последние годы власти страны много сделали для улучшения ситуации с визами. Но мы считаем, что выдача россиянам годовых мультивиз, в том числе в регионах, резко увеличила бы турпоток в Грецию. Еще одно пожелание – превратить региональные визовые центры, которые сейчас функционируют как пункты для сбора документов, в филиалы консульства, где туристы могли бы получать визы. Это сэкономило бы и время, и деньги.

- Бизнес-интересы компании «Музенидис» сосредоточены в основном именно на Халкидиках. Что вы сами делаете для улучшения ситуации на полуострове?

- Делаем немало. Когда мы приобрели свою вторую гостиницу Potidea Palace 4*+ и начали ее поэтапную реконструкцию, это стало стимулом для других владельцев отелей. Потому что они увидели, как выросла популярность обновленной гостиницы. И за последние пару лет многие отели последовали нашему примеру. Поговаривают, что в Халкидиках строится новый Grecotel.

- Многие годы Халкидики лидировали среди регионов Греции по приему россиян. Но с 2007 года на первое место вышел Крит. Как обстоят дела в этом году?

- По статистике ЭОТ, в прошедшем сезоне на Крите побывало около 30% от общего числа россиян, посетивших Грецию, а на Халкидиках – свыше 25%.

- Не связано ли это с существующими на Халкидиках определенными ограничениями для конкуренции операторов?

- Халкидики продают практически все операторы первого эшелона, которые давно занимаются Грецией. А то, что туда не пошли «новички», думаю, связано, в основном, с тем, что на Крите легче применять излюбленные методы многих туроператоров – ставить собственные чартерные программы, гореть и демпинговать. На Халкидиках, где уже несколько лет четко соблюдается статус назначенных перевозчиков, это делать сложнее. Хотя и на Крите, как показал прошедший сезон, он будет соблюдаться. Гостиничная база Северной Греции также не дает операторам простора для маневров.

- Как прошел для вас летний сезон?

- В сравнении с прошлым годом поток туристов вырос на 21-23%, превысив уровень докризисного 2008 года. В основном, прирост был именно на Халкидиках. С конца августа по конец октября мы поставили около 30 рейсов, которые не планировались заранее. Это было связано с жарой и пожарами в России, и с погодой в Греции – на две-три недели дольше обычного продлился купальный сезон. Вырос объем продаж экскурсионных программ. С шубными турами в этом сезоне какое-то безумие творится – ажиотаж огромный. За октябрь-декабрь объем продаж шубных туров вырос втрое по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

- Может быть, вы изначально поставили слишком мало рейсов, поэтому пришлось добавлять?

- В 2010 году мы один в один повторили полетную программу 2009-го. Но этого объема оказалось мало. В 2011 году наша перевозка в Салоники вырастет вдвое. В дополнение к существующим регулярным рейсам из Екатеринбурга и Петербурга мы добавим свои цепочки. Как и прежде, будем выполнять полетные программы из Новосибирска, Тюмени, Самары, Оренбурга, Перми. Вдвое увеличим объем из Москвы за счет новых рейсов «Аэрофлота», которые будут выполняться ежедневно.

- А что планируете делать с Афинами?

- Летать будем совместно с «Аэрофлотом», на лето запланировано до 500 кресел в неделю. Афины, по-прежнему, в списке наших приоритетных направлений. Кроме того, мы расширяем и географию региональных вылетов, запланировали собственную программу на Афины из Петербурга совместно с ГТК «Россия» по воскресеньям. Наш объем – 105 мест на Airbus A-320. Вообще у нас с Питером связаны большие планы: в будущем году, помимо упомянутой, будем ставить чартерные программы на Халкидики и Крит.

- Накануне прошлого летнего сезона вы объявили о выходе на Крит с объемом перевозки 500 кресел в неделю. Это вам удалось?

- Критскую программу мы реализовали полностью и очень ею довольны. Было отправлено более 8 тысяч туристов. Думаю, нам помогли два определяющих фактора: качественная перевозка «Аэрофлота» и качественное наземное обслуживание, которое удалось организовать за очень короткое время. Оказалось, что тот уровень сервиса, к которому мы привыкли на Халкидиках, совершенно необычен для Крита. Например, мы подразумеваем практически круглосуточное нахождение в отеле представителя принимающей стороны. Но, к сожалению, не смогли в первый сезон сделать это во всех гостиницах Крита, только в базовых. Но в нынешнемлеьнем сезоне наши представители будут работать во всех критских отелях. Еще один важный момент – транспорт. Многие операторы для трансферов используют далеко не самые хорошие автобусы. Мы в этом году перекинули на Крит часть своего автобусного парка, а в 2011 направим туда дополнительно еще полтора-два десятка новых автобусов.

Кроме того, для работы с нашими туристами мы командировали на остров опытных, высокопрофессиональных русскоязычных гидов, которых на Крите очень мало. Иметь своих гидов и свою принимающую сторону – дорогое удовольствие для любого оператора. Многие чаще всего отдают туристов на обслуживание местным фирмам, которые делают сборные экскурсии. У нас гиды свои. Учитывая, что россияне предпочитают совмещать пляжный отдых с познавательным, качественное экскурсионное обслуживание очень важно для успешности всей программы в целом. Часто наши клиенты бронируют экскурсионные туры под определенного гида, уточняя, когда именно он будет вести маршрут.

- Однако в Греции туристы все больше предпочитают брать машины напрокат и ездить самостоятельно.

- Для нас это было бы хорошо, ведь у нас есть свой rent-a-car. Но, по моему опыту поездок в те же Метеоры, разница между самостоятельным осмотром монастырей и хорошей экскурсией огромна.

- Каковы ваши планы по Криту на 2011 год?

- Планируем увеличить программу в 2,5-3 раза.

- То есть, гореть и демпинговать…

- Ни гореть, ни демпинговать не собираемся. На наш продукт спрос будет. И это подтверждают первые итоги продаж по акции «Раннее бронирование», которая была объявлена еще в декабре прошлого года. Сейчас можем сказать: рост спроса по сравнению с тем же периодом 2010 года составляет более 60%. Очень важно, что мы предложим рынку различные варианты авиаперевозки: рейсы «Вим-Авиа», нашего стратегического партнера, ориентированные на средний класс, и более дорогую перевозку «Аэрофлота». Кроме того, мы значительно расширили ассортимент отелей, увеличили квоты. Общее число комнат, которые мы можем предложить клиентам, рассчитано на одновременное проживание более 10 тысяч туристов на Халкидиках и более 5 тысяч на Крите.

А горение может возникнуть, только если многие операторы будут демпинговать. Тогда, конечно, мы должны будем предпринимать адекватные шаги. Но 2010 год, к нашему удивлению, показал, что даже в июле и августе, когда Крит прилично горел, мы этого не заметили, закрыв к середине августа всю программу по нормальным ценам. Для нас самих это было неожиданностью. И я не вижу оснований сомневаться в успехе следующего сезона.

- Вы говорили о высоком спросе на шубные туры. Кажется, все, кто хотел купить шубы в Греции, уже это сделали. Кроме того, по всей России накануне сезона проводится множество меховых ярмарок.

- В конце 2010 года по Первому каналу показали большой репортаж о столичных шубных ярмарках. Речь шла о том, что кролика там продают под видом норки, обычную норку – под видом меха blackglama и т.д.

- Наверное, «Музенидис» и заказал этот репортаж?

- Так ведь там не было рекламы греческих шуб. Скорее, рекламировали российские меховые фабрики. Но, так или иначе, это сыграло нам на руку.

- Кто сегодня покупает шубные туры?

- Пополам - москвичи и жители Подмосковья и остальные регионы. Более 70% туристов покупают туры с обязательствами. Прирост числа клиентов, видимо, связан с несколькими факторами. Могли сыграть свою роль прогнозы о холодной зиме. Кроме того, мы заметно улучшили сервис в этих турах, не повысив цену. Вместо гостиниц 2-3* размещаем в 4-5*. Питание и раньше было неплохое, сейчас мы сделали на протяжении всего тура просто шикарное, ужины с разнообразным ассортиментом блюд. Перенесли греческий вечер, который раньше проводили в первый день тура, на конец поездки, чтобы туристы могли заодно отметить покупку. Проводим его теперь в отеле Loggas 4* с великолепным видом на Касторью и прекрасным банкетным залом. Вместо примитивного застолья вечер стал именно праздником греческого фольклора.

- Кризис, который еще не кончился, забастовки в Афинах, которые серьезно подпортили начало летнего сезона в прошлом году. У вас на душе спокойно?

- Знаете, я не думаю, что забастовки повторятся перед следующим сезоном. За прошедшее время государство осознало, что туризм – единственная отрасль экономики, которая способна в краткосрочной перспективе давать серьезные поступления в бюджет. Инвестиции в любую сферу предполагают их возврат через 5-10 лет. Туризм приносит деньги сразу. Поэтому правительство уже пошло на смягчающие меры для турбизнеса. Кроме того, последние месяцы были достаточно спокойными в Греции. Пошел конструктивный диалог между государством и обществом. Все это в совокупности сделает летний сезон 2011 года успешным для Греции.

И еще один момент. Последние несколько лет в Греции и на уровне бизнеса, и на государственном уровне много говорилось о том, что россияне играют все более значимую роль в греческом туризме. 2009-2010 годы стали в этом плане переломными. Европейцы сократили потоки, и если бы освободившиеся места не заняли россияне, то для большого числа предприятий туризма это закончилось бы плачевно. А получилось так, что европейцы ушли, а россияне пришли. По нашей оценке, общий прирост потока из России в Грецию в прошлом году составил 35-40%. Хочется надеяться, что греки это оценили. (Юлия Батырь, RATA-news)

Версия для печати