Калуга

Новые правила перевозки детей автобусами надо поправлять и уточнять

Правительство РФ своим постановлением от 17 декабря 2013 года № 1177 утвердило правила организованной перевозки группы детей автобусом. Документ, подготовленный Минтрансом России и направленный на повышение безопасности таких перевозок, вступает в силу с 1 января 2014 года. Как сказал премьер-министр Дмитрий Медведев, оно меняет правила дорожного движения при организованных перевозках детей. К сожалению, некоторые «перемены» оказались неожиданностью для турбизнеса и вряд ли будут способствовать развитию детского туризма в стране.

 

Напомним, к подготовке этого документа Минтранс приступил в августе прошлого года. Тогда на экспертные заключения ведомство отвело всего 10 дней, причем среди экспертов не оказалось специалистов Минкультуры РФ, Ростуризма или турбизнеса. Хотя именно на турфирмы приходится, по разным оценкам, до 70% всего объема детских автобусных перевозок. В проект постановления вошли требования печально известных «Методических рекомендаций по перевозке организованных детских групп автотранспортом», принятых совместно Роспотребнадзором и МВД в 2006 году и попортивших немало крови турфирмам. Это – ограничение перевозок в ночное время, требование медицинского сопровождения, сопровождения машиной ГИБДД даже одиночных автобусов. Все эти нормы не просто удорожали поездки, но буквально сводили на нет детский туризм в стране. РСТ приложил немало сил, чтобы показать несостоятельность этих рекомендаций. В итоге МВД официально заверило турбизнес, что этот документ не обязателен для исполнения.

 

Благодаря совместным усилиям Минкультуры, РСТ, Общественной палаты на сайте Минтранса появился второй, исправленный, вариант документа, в котором многие огрехи были устранены, например, увеличено время разрешенной перевозки детей вечером – с 22 до 23 часов. А в начале ноября в Общественную палату поступило письмо из Минтранса, согласно которому ведомство учло практически все претензии турбизнеса к документу. «Турфирмы сами готовы идти на дополнительные меры по обеспечению безопасности перевозок, их не надо обременять лишними ограничениями. Тем более что внутри отрасли уже выработаны соответствующие и довольно жесткие стандарты», – сказала RATA-news руководитель Автобусной комиссии РСТ Ольга Санаева. Главный редактор газеты «Вольный ветер», руководитель группы Общественной палаты по детскому туризму Сергей Минделевич, который приложил немало усилий в борьбе с надуманными требованиями к перевозке детей, назвал проект новых правил Минтранса «настоящим прорывом».

 

Однако тот документ, который в итоге, год спустя, был написан Минтрансом и буквально на днях утвержден премьером, заметно отличается от того, что ожидали увидеть представители турбизнеса. Причем настораживает не столько содержание, сколько форма. В новых правилах учтены многие рекомендации туроператоров, так что это, по словам Ольги Санаевой, серьезный прогресс по сравнению с теми, что действовали до сих пор. Само понятие «организованная перевозка группы детей», которой оперирует это постановление, значительно лучше «перевозки организованных групп детей». Тем не менее, отдельные пункты правил прописаны слишком схематично, размыто, что рождает двоякое толкование. Например, РСТ просил оставить необходимость наличия медработника и сопровождение ГИБДД только для колонны (более 3 автобусов). Минтранс обещал это учесть и вроде бы учел. Однако из нынешних правил неясно, медработник нужен на один автобус или только на колонну: в одном пункте правил «колонна» фигурирует, в другом – исчезает.

 

Та же история – с сопровождением детей подразделением ГИБДД. Как сказано в правилах, руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования – фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) подает в установленном порядке заявку на сопровождение автобусов автомобилями Госавтоинспекции. Но обеспечить этот пункт для каждого автобуса, как пояснила нам Ольга Санаева, невозможно: нужен четко прописанный уведомительный механизм

 

Самым, пожалуй, тревожным новшеством стало требование перевозки детей «автобусами, с года выпуска которого прошло не более 10 лет и который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров». Дело не только в том, что в России при перевозках детей часто используются автобусы старше 10 лет, но при этом технически исправные и соответствующие стандартам. Но «возрастное» требование причесывает все автобусы под одну гребенку, хотя никому не придет в голову сравнивать 10-летнюю немецкую Setra с китайским автобусом того же года выпуска. Главное все-таки – техническое состояние, уверена Ольга Санаева.

 

По ее словам, нынешние правила организованной перевозки детей требуют корректировки. И уже в ближайшее время РСТ свяжется с коллегами из Минтранса, чтобы начать совместную работу.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати