РАТА-новости
Шарджа с 1 сентября
 
Греция 06.09
 
Мостурфлот с 23 сентября
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак Иерусалим
 
 
German Wines с 4 августа
 
 
Grecotel с 9 сентября
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Сентябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
ГлавнаяРАТА-новости от 26.10.2007Объемы авиаперевозок растут – угроза для развития отрасли остается

Объемы авиаперевозок растут – угроза для развития отрасли остается


Выступая вчера перед членами Общественного совета премии «Крылья России», президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев дал характеристику состояния авиационной отрасли в нашей стране на сегодняшний момент. Он отметил, что наращивание объемов пассажирских перевозок продолжается, и в текущем году достигнуты наивысшие за весь период работы в рыночных условиях темпы их роста - 16,5%. По мнению г-на Чибирева, это результат, прежде всего, существенного повышения уровня организации коммерческой деятельности российских авиакомпаний.

Усиливается и концентрация перевозок. Более 85% их общего объема приходится на долю 15 ведущих авиакомпаний, по сравнению с прошлым годом этот показатель возрос на 2%. На международных воздушных линиях 15 лидеров выполнили 94% объема пассажирооборота, что почти на 3% превышает показатель прошлого года. Концентрация внутреннего пассажиропотока в аэропортах Москвы вплотную приблизилась к 70%. В тоже время пассажирооборот на местных воздушных линиях только за 7 месяцев текущего года уменьшился на 10%, перевезено на 53,5 тыс. человек меньше, занятость кресел снизилась на 1,5%. Иначе говоря, тенденция сворачивания общедоступных авиационных связей не преодолена: все больше рейсов осуществляется через Москву, все меньше – внутри регионов.

Средний нормальный тариф экономического класса российских авиакомпаний на линиях внутри России на 1 октября с.г. составил 10323 рубля. За год он вырос на 24,6%. Как считает Евгений Чибирев, это реакция рынка авиаперевозок на запросы монопольных поставщиков услуг. Средний рост цены за авиационный керосин на фоне «общих высоких достижений» самый скромный, примерно 3% к 1 января 2007 г. (средняя цена на 4 октября 2007 г. - 18867 руб./т.).

Сегодня в 24 российских авиакомпаниях эксплуатируются 203 воздушных судна зарубежного производства. Они выполняют 35% общего объема пассажирских перевозок и 54% грузовых. Основная проблема - трудности со снабжением запасными частями из-за таможенных барьеров. 11 авиакомпаний на 43 воздушных судах отечественного производства нового поколения выполняют 9% пассажирских перевозок и 6%.

В аэропортовом и наземном обслуживании, аэронавигационном обеспечении авиакомпаний принципиальных изменений не отмечается. За редким исключением авиакомпании систематически заявляют о своей неудовлетворенности ими.

Такова, по словам г-на Чибирева, схематичная, фрагментарная характеристика текущего состояния рынка авиаперевозок. Главное - беспрецедентный рост его объемов. Однако каждому более-менее посвященному в предмет, понятно, что это не дает ключа к решению всех проблем. Отрасль, работая в условиях жесткой конкуренции, а она очевидно нарастает, сегодня как никогда нуждается в надежных инструментах, позволяющих систематически и существенно повышать эффективность бизнеса.

Внедрить эти инструменты мешают многочисленные проблемы, из которых Евгений Чибирев выделил три: кадровое обеспечение, неэффективность регулирования, невосприимчивость к достижениям мирового опыта.

Попытки решить проблему кадрового голода, прежде всего, в летном составе путем и методами другой экономической эпохи обречены, считает г-н Чибирев. Необходимы реформы в самой системе обучения, радикальные изменения в программах и сроках. Ряд отечественных авиакомпаний приступили к этому, сертифицируя собственные учебные центры, ввозя современные тренажеры (а в скором времени и самолеты первоначального обучения), модернизируя базу традиционных учебных заведений. Мировая практика подсказывает, что путем создания сети частных летных школ, развития авиации общего назначения можно будет решить проблему дефицита летного состава. Для этого требуется время, хотя начинать необходимо немедленно. А сегодня, в реальных условиях, надо активно внедрять все возможности рационального использования кадрового потенциала, обратиться к зарубежному опыту, взять на вооружение передовые методы и приемы организации труда.

Однако административные барьеры, закостенелая нормативная база, нежелание отойти от установившихся догм непреодолимой стеной стали на пути реализации предложений авиаперевозчиков. Это относится и к модернизации Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов, и к не имеющим мировых аналогов процедурам Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения (ФАП МО ГА 2002), а также к ряду других нормативных документов, реализация которых существенно снижает баланс полезной занятости летного персонала.

Наиболее рельефно обнажились в последнее время проблемы недостатков регулирования. Прежде всего, налицо разобщенность и конкуренция многочисленных авиационных властей, которые фактически остановили процесс модернизации нормативно-правовой базы, и без того далеко несовременной. А отсутствие нормального администрирования, в свою очередь, резко снижает эффективность правильных решений.

В качестве примера Евгений Чибирев привел ход выполнения постановления Правительства РФ от 23 июня 2007 года № 397 «О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также совершенствования регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок». Этот документ фактически отменил маршрутное лицензирование, так называемое квотирование.

Подготовленный в соответствии с ним проект «Порядка формирования, утверждения и публикования расписания регулярных воздушных перевозок» создает впечатление образца бюрократического реванша. Очевидная избыточность вмешательства в коммерческую деятельность, непроработанность важных моментов разрешения противоречий и конфликтов, множество согласований, тонны бумаги, фактическое отсутствие возможностей гибкого реагирования на изменение ситуации превращают продекларированную либерализацию рынка в его полную противоположность. Проект буквально пронизан желанием максимально забюрократизировать процесс, абсолютно застраховать ответственность чиновников.

Что-то подобное, по крайней мере, по результату, имело место этим летом во время переговоров по снятию претензий Европейской комиссии в свете проверок по программе SAFA. В итоге право летать в страны Евросоюза осталось лишь за 74 самолетами российского производства. И хотя, по мнению отечественных экспертов, эта программа имеет весьма отдаленное отношение к проблеме обеспечения безопасности, она все же выполняет полезную функцию: заставляет привести в порядок внешнее состояние воздушных судов, судовую документацию и вообще навести лоск. Но тогда, считает Евгений Чибирев, необходимо внести требования SAFA в соответствующие документы, а не ограничивать или запрещать полеты конкретных судов или даже авиакомпаний в Европу. Также как значительно легче заставить авиакомпании в ущерб бизнесу держать в резерве один, два, и т.д. самолета, чем решить проблему просто нормального прохождения через таможню запасных частей.

Мировая авиаиндустрия, перевозя 2 млрд. пассажиров в год, обеспечивая 32 млн. рабочих мест и оборот в $ 3,5 трлн., постоянно генерирует новые технологии. Программы аудита безопасности (IOSA, ISAGO, IAMS), электронный билет, аэронавигационное планирование - список можно продолжить. А что на деле внедрено у нас? В качестве операторов IOSA (IATA Operational Safety Audit, международный авиационный стандарт производственной безопасности) - две авиакомпании. По поводу аудита наземных операций - тишина. Внедрение системы электронных продаж сдерживается неготовностью наземной инфраструктуры, точнее, ее нежеланием осваивать новые технологии. Методы аэронавигационного планирования для увеличения пропускной способности отвергаются. Различия отечественных нормативных документов с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ICAO) не устраняются.

Монопольные поставщики услуг систематически и существенно увеличивают тарифы без изменения качества. Регулирующие органы также систематически удовлетворяют претензии монополистов, не ставя перед ними задач по сокращению расходов, внедрению новых инструментов, повышению качества услуг. Может быть поэтому средний тариф экономического класса на внутренних линиях у нас и составляет 10323 рубля – это, повторим, ровно в 2 раза выше, чем в октябре 2004 года.

«А, между прочим, в мире сегодня дискаунтные перевозчики эксплуатируют 4,5 тыс. самолетов, предлагая ежедневно почти 380 тыс. мест, - говорит Евгений Чибирев. - А что у нас? А почему? Этот ряд вопросов можно и нужно продолжать. Хотя лучше бы давать ответы. Чрезвычайно вялое реагирование на вызовы времени ставит российскую гражданскую авиацию в положение аутсайдера. И это - реальная угроза для ее развития».

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал грекотель 22.05
Вояджер
Польша гиф
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«Онлайн Экспресс» открывает весь мир – не надо дозваниваться до туроператора, запрашивать варианты поездок, тратить время на утомительную самостоятельную сборку. На нашей платформе можно сформировать любой тур. Причем, по подсчетам самих агентов, время поиска сокращено в 4-5 раз.
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100