Калуга

ЧМ-2018 спровоцировал взрыв интереса к России

Чемпионат мира по футболу 2018 принес нужный эффект: минувшим летом выросло количество гостей в отелях городов, которые традиционно востребованы российскими и международными туристами. В Санкт-Петербурге загрузка даже побила рекорд последних трех лет, в среднем по рынку результат составил 88%.

Консалтинговая компания JLL представляет итоги летнего сезона 2019 года на гостиничных рынках Москвы и области, Санкт-Петербурга и Сочи.

Московские отельеры зафиксировали беспрецедентный рост количества приезжающих с целями отдыха, в некоторых гостиницах такие гости начали превалировать над деловыми. «Это серьезная перемена для Москвы, где доля бизнес-потока исторически составляла 75-80% в составе общего спроса», – говорит Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL.

При этом динамика цен на номера была не столь позитивной. В прошлом году московские отельеры, предвидя «футбольный» спрос, имели возможность установить высокие цены в пределах, разрешённых государством. В этом году показатель снизился в силу отсутствия крупных международных событий. В итоге уменьшение показателя наблюдалось на всех указанных рынках, однако сильнее всего средний тариф (ADR) упал в Москве – чуть более наполовину.


В отелях Москвы с июня по август загрузка в среднем по рынку составила 87,4%. В прошлом году было чуть меньше (85,6%), несмотря на то, что все лето 2018 года Москва была являлась хабом для гостей ЧМ. Самыми популярными в столице по-прежнему остаются отели верхнего предела высокого сегмента (Upper Upscale), где было продано 92% номеров.

Однако средневзвешенный тариф по рынку (ADR) упал на 55% за год, до 7,1 тыс. руб., а падение доходности на номер (RevPAR) составило 54% (6,2 тыс. руб.). Самое сильное снижение наблюдалось в сегменте люкс, который провалился в цене на 61%, до 20,9 тыс. руб. и этим летом оказался дешевле петербургского на 30%. Однако если сравнивать показатель с летом 2017 года, средняя стоимость номера сейчас выросла на 20%.

Операционные показатели гостиниц Москвы, июнь-август 2019 года



Подмосковные качественные курорты смогли кардинально поднять загрузку этим летом – на 13 п.п., до 63%. Если в прошлом году чемпионат оттянул спрос традиционных гостей курортов – они предпочли футбольные матчи, то в этом интерес со стороны москвичей, привыкших к классическому загородному отдыху, вернулся. Основной рост произошел в июне – на 8 п.п. по сравнению с тем же месяцем 2018 года. Средняя цена номера упала не сильно – на 13,5%, до 5,7 тыс. руб.


Лето в Санкт-Петербурге порадовало отельеров взрывным ростом количества туристов. По сравнению с прошлым годом отели приняли гостей на 15,5 п.п. больше. Среднерыночная загрузка, таким образом, составила 88%. Самыми популярными традиционно стали демократичные сегменты, которые в первую очередь востребованы организованными туристическими группами. Они весь сезон были проданы на 91%, это рекордный показатель за последние три года. «Благодаря росту загрузки в этом сегменте на 15% увеличилась и доходность на номер», – отмечает Татьяна Веллер.

По сравнению с летом прошлого года стоимость номера в среднем по рынку снизилась на 17%. Несмотря на снижение ADR, доходность петербургских отелей выросла на 2% – до 7,8 тыс. руб. благодаря значительному увеличению количества проданных номеров.

В люксовых отелях Санкт-Петербурга падения цены в этом году по сравнению с прошлым практически не произошло – всего на 1,5%, до 30,5 тыс. руб. Гости премиального сегмента в силу проведения крупных бизнес-мероприятий, таких как ПМЭФ, были больше заинтересованы в рынке; загрузка выросла на 7 п.п., достигнув показателя 77%. В совокупности эти факторы привели к увеличению доходности на номер до 12% (23,7 тыс. руб.).


Приморские гостиницы Сочи этим летом смогли увеличить количество проданных номеров почти на 6 п.п. по сравнению с прошлым годом, до 74%. В то же время ADR упал на 19%, до 7,5 тыс. руб. В высоких ценовых сегментах со средней стоимостью суток проживания примерно 13,5 тыc. руб. загрузка также была высокой – 72%. Однако основной прирост по загрузке произошёл за счет отелей более демократичных – в них было продано 75% номеров, а тариф составил около 3,6 тыс. руб.

«Интересно, что отели горного кластера продолжают составлять здоровую конкуренцию своим коллегам на побережье, продав этим летом почти 69% номерного фонда – рост на 5,5 п.п. по сравнению с 2018 годом. В том числе это происходит и за счёт традиционно невысоких цен в «морской сезон» – 3,3 тыс. руб. составил средний тариф на номер в брендированных отелях Красной Поляны. В высоких ценовых сегментах стоимость составила 4,4 тыс. руб., а в более бюджетных показатель немного вырос и достигал этим летом 2,5 тыс. руб.», – комментирует Татьяна Веллер.



Операционные показатели гостиниц Сочи, июнь-август 2019 года


Версия для печати