Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Инициативы ФМС подрубают гостиничный бизнес

09:16, 26 августа 2014

Год назад мы уже писали о проблеме, осложнившей отельерам жизнь. Речь идет о переводе миграционного учета туристов на «электронные» рельсы посредством программы «Элпост». В ту пору особенно доставалось средствам размещения северной столицы, поскольку именно там проходило тестирование программы.

Ассоциация малых отелей Санкт-Петербурга без малого год билась с бюрократами, разъясняя неудобства передачи данных через посредника. Весной, казалось, победа была так близка: в конце марта Москомтуризм сообщил, что ФМС предоставила-таки открытые протоколы для прямой стыковки с ППО «Территория». Это именно та идея, которую ассоциация предлагала в протестном письме в ФМС, Министерство культуры и даже премьер-министру осенью 2013 года. Если учесть все технические работы, то максимум через год средства размещения уже могли бы предоставлять данные о постояльцах ППО «Территория» напрямую из собственных АСУ, минуя любых посредников. Цитируем: «5 марта 2014 года заместитель руководителя ФМС России генерал-майор внутренней службы В.А. Лянной утвердил Регламент информационного взаимодействия территориальных органов ФМС России с поставщиками учетных данных, обсуждавшийся на совместном совещании УФМС России по г. Москве с Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы в конце 2013 года.

Принятие Регламента дает возможность значительно ускорить процесс обработки и передачи данных об иностранных гражданах и туристах. Эти данные в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» гостиницы обязаны предоставлять в орган миграционного учета информацию о прибытии иностранца – в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия, об убытии – в течение 12 часов.

Правила передачи этих сведений с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи были утверждены Постановлением Правительства РФ № 310 от 10.05.2010.

С утверждением регламента гостиничные предприятия, использующие АСУ, получают возможность при доработке этих систем в соответствии с протоколами определенных Регламентом запросов и справочниками, представленными там же, отправлять данные миграционного учета в ФМС по электронным каналам.

Помимо ускорения обработки и передачи сведений, это повышает надежность информационного обмена между гостиничными предприятиями с территориальными подразделениями УФМС, за счет исключения ошибок, допускаемых при обработке данных вручную.

С текстом Регламента можно ознакомиться на официальном сайте ФМС России».

Отельеры ликовали, однако праздновать победу оказалось рано.

В июне 2014 года «Элпост» провел в столице собрание для представителей средств размещения, предложив им установить у себя программу и платить за регистрацию каждого иностранца по 100 рублей дополнительно. Причем мартовское письмо, судя по всему, было забыто: стыковку АСУ с ППО «Территория» так никто и не осуществил. Тогда Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга инициировала создание рабочей группы, чтобы все-таки это сделать. И без того въездной турпоток в этом году сократился из-за политической турбулентности. Если еще и регистрация подорожает до сотни и выше – дело труба, ведь для некоторых хостелов 100 рублей с человека составляет изрядную часть стоимости суток проживания.

Профессиональные объединения выдвинули несколько предложений. Во-первых, установить примерные сроки стыковки программ; во-вторых, ограничить размер транзакции до 25 рублей с российского или иностранного гражданина, а в-третьих – определить такую стоимость услуги, чтоб она не стала заоблачной.

30 июля 2014 года в Совете Федерации состоялось совещание по этому поводу. Его организовали Комитет по социальной политике Совета Федерации и Российская гостиничная ассоциация (РГА). Участие приняли представители ФМС России, Министерства культуры, Правительства Москвы, гостиничного бизнеса обеих столиц, РГА, РСТ, Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга, Федерации ресторатов и отельеров. Не остались в стороне и общероссийские общественные организации – малого и среднего предпринимательства «Опора России», «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, ТПП.

Суть проблемы изложил в своем выступлении президент РГА Геннадий Ламшин. Его дополнили многие участники совещания, руководители гостиниц. Последние месяцы в Москве и Санкт-Петербурге сотрудники территориальных органов ФМС стали рекомендовать гостиницам подключать ПО «Элпост» через частные компании-посредники (в Москве – ООО «Аксиома», в Санкт-Петербурге – ООО «Федеральный гостиничный сервис», далее – «ФГС»). И на этом этапе выяснился ряд столь же важных, сколь и неприятных моментов.

Как уже упоминалось, за ранее бесплатную услугу по регистрации постояльцев предполагалось взимать плату – 100 рублей за иностранца и 22 рубля за россиянина. Если подсчитать, то только за год при существующем турпотоке средства размещения обеих столиц отвалили бы за использование «чудесного» ПО более 600 миллионов рублей.

Во-вторых, конфиденциальная информация не может быть передана напрямую в органы ФМС России, а только через промежуточные звенья («Аксиома» и «ФГС»). Причем посредники не принимали на себя ответственности ни за искажение сведений, ни за технические сбои, ни даже за сам факт передачи их по назначению. А ведь участие посредника в обмене такой информацией между гостиницами и УФМС не предполагается ни «Регламентом информационного взаимодействия территориальных органов с поставщиками учетных данных, утвержденного приказом №181 от 12.03.2014 г. ФМС России, ни постановлением Правительства РФ от 10.05.2010г. №310 («О передаче сведений о прибытии и убытии иностранных граждан с использованием средств электросвязи»).

Да и в целом представляемые ООО «Аксиома» документы для подписания договоров и соглашений с гостиницами не соответствуют законодательству о миграционном учете.

Ну а самое прискорбное – то, что заковыристая схема работы через посредника была не «рекомендована», как это заявлялось изначально, а навязывалась отельерам под сильным давлением со стороны сотрудников территориальных органов ФМС России.

Дальше – больше. Некоторые московские отели после отказа работать с новым ПО столкнулись с внеплановыми проверками территориальных миграционных органов. По результатам которых им «прописали» штрафы в сотни тысяч рублей.

«Там, где образуется правовой вакуум, ищите либо злой умысел, либо неграмотность. Могу сказать, что в ФМС работают очень грамотные люди», – поделился мнением председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации Валерий Рязанский. По его инициативе материалы прошедшего совещания направлены руководству ФМС России, а также председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко.

Возможные последствия происходящего комментирует Геннадий Ламшин: «Упомянутые выше 600 миллионов – это суммы, которые могут быть получены только с отельеров Петербурга и Москвы. И в этих расходах не учтены обязательные криптография, создание электронной подписи, другие нюансы, все это стоит немалых денег. Так что затраты исчисляются как минимум миллиардом, и это только по обеим столицам. В первую очередь пострадают малые средства размещения. Если у хостела, где стоимость ночевки составляет 400-500 рублей, отобрать еще 100 за регистрацию иностранного туриста – на что этот хостел будет существовать?

Достанется и крупным гостиницам: в год затраты отеля на миграционный учет по новому образцу составит миллионы, если не десятки миллионов. Причем все эти деньги уходят не государству, а какому-то «дяде» – то есть, посреднику. А он, к слову, ни за что не отвечает, лишь регулярно собирает деньги. За что? Просто за передачу данных! Которая должна быть абсолютно бесплатной.

Так что настоятельно советую отельерам не спешить и не заключать договоры с ООО «Аксиома» и «ФГС». Профессиональные сообщества – РГА, ФРиО, РСТ, «Лига хостелов» и другие – продолжают сражаться за ваши права. Ассоциация малых отелей Санкт-Петербурга как раз сейчас собирает данные по альтернативным программным продуктам, которые смогли бы работать в связке с ППО «Территория», но которые пока не подпускают к гостиницам. Функционирование «Элпост» только при посредничестве двух ООО – «ФГС» и «Аксиома» – это незаконная монополия. Не зря на совещании 30 июля в Совете Федерации по поводу передачи гостиницами сведений о регистрации граждан в территориальные органы ФМС России упоминалась коррупционная составляющая, и неспроста на многие гостиницы откровенно «давят», заставляя их подписывать договоры с ООО «Аксиома» и «ФГС»: доказательства у нас есть.

Сейчас мы стараемся совместно с ФМС России решить эту проблему. Однако если по итогам нынешнего этапа противостояния окажется, что воз и ныне там, и отелям продолжат выкручивать руки, обратимся уже в Федеральную антимонопольную службу.

В ФМС России направлено письмо из Совета Федерации, рекомендующее службе создать рабочую группу по разработке ПО для гостиниц по госзаказу, в цену которого будет входить стоимость только самого ПО (единовременная) и технического сопровождения. В эту группу должны войти отраслевые, профессиональные объединения, а также «Опора», «Деловая Россия», РСПП, ТПП. Все они участвовали в совещании и с готовностью откликнулись на призыв объединиться. Осенью, если возникнет такая необходимость, вновь обратимся за содействием в Совет Федерации и не только. Главное – чтобы гостиницы не сдавались и держали оборону, не позволяли заставить себя подписать невыгодные договоры, поскольку после этого для конкретного средства размещения мы уже вряд ли что-то сможем сделать».

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

Обсудить в telegram

вам может быть интересно