Интурмаркет 2020 02.10

Вместе с отменными лицензиями исчезли законодательно оформленные признаки турагентств

По мнению специалистов, запрет турагентам продавать путевки от своего имени может привести к существенному сокращению количества компаний на рынке. Об этом и многом другом шла речь на выездной общероссийской конференции Российского союза туриндустрии «Актуальные вопросы развития туристического рынка в Российской Федерации».

Напомним, проект соответствующих поправок в закон «Об основах туристской деятельности» уже внесен в Госдуму. Однако профессиональное сообщество считает, что документ нуждается в доработке. Конференция, в которой приняло участие более 300 представителей турбизнеса из регионов России и Европы, а также руководители органов управления туризмом, стала удобной площадкой для обмена мнениями о преимуществах и недостатках возможного нововведения.

Пленарное заседание, которое прошло на круизном пароме Princess Anastasia, открыл вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин (фото). В своем выступлении он отметил, что в последнее время ситуация в туротрасли стремительно меняется. Еще недавно европейские направления были в «минусе», после событий в Северной Африке все изменилось с точностью до наоборот. Российский рынок, по словам Юрия Барзыкина, должен правильно реагировать на эти тенденции. Он обозначил так называемые «точки роста», в том числе продвижение и развитие оздоровительного туризма. Сейчас в России идет сокращение числа санаториев и профилакториев, в то время как во всем мире спа-услуги набирают популярность. То же касается вопросов развития IT-технологий, интернет-порталов и онлайн-продаж. Среди серьезных проблем Юрий Барзыкин назвал удорожание транспортных и гостиничных услуг, связанное с ростом коммунальных тарифов, ставок налогов на землю, а также дефицит кадров.

При этом участники конференции были единодушны в том, что развитие туристической отрасли в стране – задача не только частных компаний. «За рубежом все, вплоть до полиции, заточены на предоставление туруслуги, у нас, к сожалению, пока этого нет», – заметил Юрий Барзыкин. Собравшимся он предложил выработать совместные рекомендации властям в части регулирования рынка услуг.

Инициативу бизнеса поддержал руководитель комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму Владимир Жидких (фото). Он сообщил, что сейчас комиссия готовит законопроект, который разграничит полномочия федерального центра и субъектов РФ в сфере туризма. Принятие этого документа будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, продвижению и реализации российского турпродукта, повышению экономического потенциала регионов. Г-н Жидких также отметил, что сейчас туристические возможности России используются лишь на 7-6%, при этом доля туризма в ВВП страны – не более 6,5%.

Возможный запрет на продажу путевок турагентами от своего имени стал темой для отдельного круглого стола. Турбизнес согласен с тем, что в отрасли надо наводить порядок. Но, возможно, другими, более адекватными методами. Предваряя коллективное обсуждение, Юрий Барзыкин в ходе пленарного заседания указал на то, что сегодня из-за отсутствия четких критериев в отрасли на рынок приходят непрофессионалы, «вчера торговавшие булочками, а сегодня – путевками». Все это серьезно отражается на имидже агентов. В общероссийском добровольном реестре турагентств, который ведет РСТ, значится почти 10 тысяч компаний, а работает на рынке вдвое больше.

По мнению руководителя Автобусной комиссии РСТ, генерального директора компании «Анкор» Ольги Санаевой, после отмены лицензирования в 2007 году пропали законодательно оформленные признаки турагентств. Теперь продавать туры может кто угодно. Игроки рынка готовы рассмотреть вопрос возвращения если не к лицензированию, то, по крайней мере, к саморегулированию отрасли.

«Сегодня Гражданский кодекс и закон позволяют агентствам работать как от имени и по поручению оператора, так и от своего имени. Однако в основном агенты работают от собственного имени, – напоминает директор компании «Персона Грата», глава Правовой комиссии РСТ Георгий Мохов. Вопрос – почему? Причина в следующем: если турагенты будут действовать от имени туроператора, то все их сделки фактически будут напрямую заключаться между оператором и туристом. Если турагент, например, не перечислит оператору полученные от туриста деньги и банально с ними скроется, у туроператора все равно останется ответственность перед туристом. Поэтому, как полагает г-н Мохов, даже с внесением изменений в закон туроператоры не будут давать всем подряд агентам такие полномочия. Резонно также предположить, что оператор будет настаивать на запрете турагенту продавать туры других компаний, по крайней мере, напрямую с ним конкурирующих. «Если же кто-то решится давать полномочия на продаже туров от своего имени, то наверняка будет требовать от агентов неких депозитов, либо страхования ответственности. Все это может существенно сузить агентский рынок», – заключает Георгий Мохов.

По его словам, уже сегодня половина рынка турагентств работают на основании договора купли-продажи, то есть формально агентами не являются. Скорее всего, если поправки будут приняты, большинство компаний, чтобы сохранить функции, изменит свой статус. А значит и перестанет подпадать под действие основного отраслевого закона, то есть попросту уйдет в тень.

При этом и туроператоры, и турагенты в ходе круглого стола отметили, что потребителю такое нововведение ничего не даст, но стоимость туров, скорее всего, повысится.

Позицию РСТ высказал Юрий Барзыкин, отметив, что решением проблемы могло бы стать ведение официального реестра турагентств – по аналогии с Единым федеральным реестром туроператоров. Во всяком случае, это помогло бы регулировать выход на агентский рынок.

Вместе с тем, считает г-н Барзыкин, во внесенном законопроекте есть и конструктивные предложения. Это снижение финансового обеспечения для въездного туризма, а также введение электронной путевки.

 

Нина Егоршева, RATA-news

Фото Олега Золото, ИС «Вояж»

Версия для печати