Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Нам придется либо сделать свой бизнес эффективным, либо умереть»

08:07, 26 марта 2009

Надежды рынка на то, что внутренний турпродукт подешевеет в результате девальвации рубля, пока не оправдываются. Курс рубля упал на 30%, а цены в черноморских здравницах выросли на 20-30%. То есть, в долларовом исчислении остались прежними. Такие цифры привел генеральный директор компании «Ориент» (холдинг «Интурист») Анатолий Гусев на конференции «Регионы Росси: развитие туризма в условиях кризиса», прошедшей в рамках выставки MITT-2009. Обсуждение проблем предстоящего сезона на внутреннем рынке стало одной из тем этого форума.

По мнению г-на Гусева, кризис на Черноморском побережье начался уже в прошлом году – в августе, в разгар сезона, на побережье легко можно было найти места. Причина в том, что цены на сочинский продукт перешли планку, за которой потребители начали терять к нему интерес. И летом 2009 года, по мнению руководителя «Ориента», могут проявиться печальные последствия несбалансированного соотношения цены и качества. Пока разговоры об этой проблеме с администрацией курортов и самим здравницами ничего туроператорам не дали. Поэтому между собой они договорились внимательно мониторить рынок и в случае, если уровень продаж окажется ниже предполагаемого, сразу сообщать об этом объектам размещения, чтобы оперативно влиять на ситуацию.

По мнению Анатолия Гусева, на внутреннем рынке предстоящий сезон будет очень сложным. В частности, из-за финансовых проблем: кредиты дороги, их невозможно «отбить» за сезон, по той же причине сложно делать предоплаты. Возможно, кто-то из операторов сойдет с дистанции, кто-то объединится с коллегами. Сложности будут и у объектов размещения, так как далеко не все из них смогут работать в условиях кризиса.

Руководитель «Ориента» напомнил о проблеме, решение которой могло бы значительно облегчить жизнь турфирмам по внутреннему туризму, и о которой RATA-news уже писала. Речь идет об уплате НДС с санаторно-курортных путевок. Из-за того, что санатории освобождены от НДС, операторы, которые хотят работать с ними по договорам купли-продажи, вынуждены сами платить НДС за приобретенные путевки. Однако, как правило, комиссия турфирмы ниже, чем те 18%, которые составляет НДС. Поэтому операторы вынуждены работать со здравницами по агентским договорам. При этом далеко не все санатории готовы так продавать путевки, поскольку агентский договор снимает все риски с посредника и перекладывает их на поставщика продукта. В результате фирма не может полноценно формировать турпродукт, как это делают их коллеги на выездном рынке. Кроме того, агентский договор снижает статус оператора (например, предоплата мест по агентскому договору – нонсенс), что противоречит закону о туристской деятельности. И решать эту проблему надо как можно быстрее.

Генеральному директору компании «Дельфин» Сергею Ромашкину надежды на рост внутреннего рынка из-за девальвации рубля тоже кажутся неоправданными. Он привел статистику изменения спроса на продукт своей компании за период с 1 января по 15 марта 2009 года. Судя по этим цифрам, больше всего сократился интерес к речным круизам (-64%), корпоративный отдых (-63%), экскурсионные туры по Золотому кольцу (-38%), прием россиян в Москве (-35%), отдых в Подмосковье (-19%). Значительно меньше упал спрос на Кавминводы (-8%) и детский отдых (-5%). На подъеме – экскурсионный Петербург (+26%), Карелия (+23%), Крым (+22%), Краснодарский край (+15%), горные лыжи. Как считает г-н Ромашкин, в России от кризиса больше всего страдает самый дорогой (речные круизы) и самый дешевый продукт. Россияне готовы, прежде всего, отказаться от развлечений (это подтверждает падение продаж подмосковных туров) и даже от оздоровительного отдыха. Но не хотят жертвовать семейными познавательными турами, отдыхом на море и горными лыжами. Однако спрос на семейный отдых могут заметно снизить дорогие авиа- и железнодорожные билеты. Стоимость купейного билета в Сочи практически сравнялась с авиабилетом S7 – 5300-7200 рублей. Это либо равно, либо составляет половину от стоимости всей поездки, что, как считают операторы, недопустимо много. Сергей Ромашкин согласился с коллегой в том, что предстоящий сезон «заставит операторов либо сделать свой бизнес эффективным, либо умереть». «Кого-то мы наверняка недосчитаемся осенью», - сказал он.

Вице-президент Российского союза туриндустрии и глава профильного комитета ТПП РФ Юрий Барзыкин отметил, что, по прогнозам экспертов, спад на рынке въездного туризма может составить 20%. А на внутреннем рынке, напротив, специалисты ожидают прироста спроса на 4-5%. Однако этого роста не произойдет, если не будет подготовлен, сформирован и предложен конкурентоспособный продукт. Г-н Барзыкин привел результаты одного из последних опросов ВЦИОМ, когда 30% россиян заявили, что сократят расходы на отдых, а 62% - о том, что никуда не поедут.

Юрий Барзыкин напомнил, что РСТ разработал и направил в Госдуму предложения  по преодолению экономического кризиса в туриндустрии. В числе необходимых мер –

уменьшение базы по НДФЛ в части расходов на услуги проживания и питания при приобретении санаторно-курортных путевок, в том числе оплаченных за счет средств добровольного медицинского страхования; введение социальных налоговых вычетов по НДФЛ на суммы оплаты услуг, входящих в стоимость турпутевок на отдых и путешествия внутри страны; отмена НДС на доходы туроператоров и турагентств от реализации санаторно-курортных путевок и многое другое. (Юлия Батырь, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно