Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Село, которое хотело стать городом

07:50, 25 декабря 2009

«Друзья! Банкротства не страшны Лишь тем, кто духом смел, А также тем, кто в Новый год Соленьев Вятских съел!», – так поется в незатейливой песенке, сочиненной в честь главного туристического бренда старинного торгового села Вятское (20 км от Ярославля), которое считалось столицей русских соленых огурцов. И именно под Новый год Комитетом по туризму Ярославской области был организован первый пресс-тур в Вятское (фото) и его окрестности.

Казалось бы, чем еще может удивить весьма развитая в туристическом отношении Ярославская область? Однако есть у нее кое-что в закромах. Буквально рядом с областным центром, готовящимся отметить свое 1000-летие, на левом берегу Волги, лежит небольшая, но практически неизвестная массовому туристу страна. «Наша тихая родина», – называют сами ярославцы этот маршрут. Тихая от того, что тракт на Кострому, его когда-то называли «низовым» или «луговым», раньше шел именно по левому берегу Волги, но после строительства электростанции в 1950-х годах уровень воды поднялся, и дорога, и без того часто затоплявшаяся весенними водами, «замолчала». А ведь то дорога, по которой шло на Москву ополчение Минина, ехал на царство юный Михаил Романов и следовали в ссылку декабристы.

Хранит «тихая родина» множество интереснейших достопримечательностей. Две родовых некрасовских усадьбы – Аббакумцево со старинной церковью, при которой похоронена мать Некрасова, и Грешнево, где сохранилась основанная поэтом школа. «Я был в Париже, Ницце, Неаполе, но нигде в мире не дышалось мне так вольно, как в Грешневе», – писал Николай Некрасов. Рядом старинное село Рыбницы, в нем родился и провел последние годы жизни великий русский скульптор Александр Опекушин (1838-1923 годы). Несколько лет назад в крепком двухэтажном доме открылся его музей, занимается им живущая неподалеку правнучка ваятеля. К сожалению, музей доступен для осмотра только летом, а Спасский храм начала XVIII века доныне находится в полуразрушенном состоянии.

В таком же бедственном положении находился еще лет пять назад и построенный в начале ХХ века архитектором Лермонтовым сказочный дворец паточных королей России фабрикантов Понизовкиных (фото), стоящий прямо на волжском берегу в поселке со странным названием Красный Профинтерн – некогда он назывался Гузницыно и Понизовкино. Недавно за счет частных инвестиций начата реставрация дворца, но что в нем будет по ее завершении пока неизвестно.

От дворца совсем недалеко и до Вятского (1, 4 тыс. жителей) – богатого торгового села, известного с 1502 года. «Село, которое хотело стать городом», «Вятское-городок – Петербурга уголок», – так говорят о своей родине ее жители. Фольклор фольклором, но в планировке села, амфитеатром расположившегося на берегах реки Ухтомки вокруг Воскресенской (фото) и Успенской церквей, угадывается рука весьма талантливого зодчего. Как и в сельских домах, 53(!) из которых являются памятниками архитектуры.

Жители Вятского едва ли не с XVII века считались непревзойденными мастерами засолки огурцов. Посевы занимали более 150 десятин, а ежегодный сбор иногда достигал 30 млн. хрустящих пупырчатых овощей, отправлявшихся, в том числе, и на царский стол. Секрет засолки поныне хранится в строгой тайне, хотя сами сельчане иной раз говорят, что одна из частей этой тайны – вода из святого источника, состав которой идентичен знаменитым водам Баден-Бадена. Подтверждающий сей удивительный факт документ образца 1903 года находится в отреставрированном недавно здании купели (фото) – бывшей сельской кузнице.

Туристическое развитие Вятского началось совсем недавно, с приходом в эти места Олега Жарова, местного уроженца, владельца крупной ярославской инвестиционной компании. В мае нынешнего года его «иждивением» был восстановлен по старым фотографиям памятник императору Александру II Освободителю работы Опекушина (фото). В декабре прошлого года в старинном купеческом особняке открылся Музей русской предприимчивости – один из немногих специализированных музеев этого профиля в России.

«Вятские жители никогда среди крепостных не числились. В большинстве своем старообрядцы, они были по преимуществу отходниками, – рассказывает директор музея Нина Мальцева. – «Сам живи на стороне, а дом держи по старине», – говаривали они. Реликвий того времени сохранилось немало, и счет посетителей в нашем музее идет уже на тысячи». Любопытно, что музей открылся 20 декабря – ровно через 127 лет после того, как со сцены Малого театра впервые прозвучали слова героя пьесы Островского: «Да что дело! Что оно – рядом с вечностью и солёными огурцами!».

Музей «подкрепляется» в Вятском соответствующими объектами размещения – рядом, в старых же купеческих особняках готовы к открытию две гостиницы общей вместимостью 70 человек. Одним словом, традиционная предприимчивость жителей села, похоже, снова берет свое. Хотя и проблем тоже пока хватает. Скажем, находящаяся и поныне в руинах Успенская церковь требует срочной консервации – до лучших времен. Очень актуален и «транспортный» вопрос. Постоянной переправы на правый берег Волги нет, а между тем ее появление могло бы способствовать формированию «малого» (или некрасовского) ярославского туристического кольца, которое «соединило» бы Аббакумцево и Грешнево с Карабихой и другими достопримечательностями правобережья. (Юрий Тимофеев, специально для RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно