Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

По закону получается, что сложнейший продукт принимающих компаний – не туристический

08:07, 25 августа 2008

Продолжаем публиковать мнения участников туристического рынка о том, как усовершенствовать финансовые гарантии ответственности туроператоров. Сегодня свою точку зрения высказывает генеральный директор компании «Камчатские каникулы» (Петропавловск-Камчатский) Наталья Долганова.

- На мой взгляд, в нынешней редакции закона «Об основах туристской деятельности в РФ» дано очень узкое толкование турпродукта. Оно явно составлено на примере деятельности турфирм, расположенных в центре международных и российских транспортных узлов, а также в местах с богатым культурно-историческим наследием. Такое толкование турпродукта идеально, когда цель туриста - пляжный отдых. В этом случае основной составляющей стоимости тура действительно является размещение и перевозка.

А если цель туриста (российского или иностранного) - экологический туризм? То есть, многодневные сплавы по рекам, восхождения на вулканы, конные маршруты, этнос. А если это охота на медведя, спортивная рыбалка и т.д.? Если турист ради своей цели готов жить в палатках, туристических приютах, охотничьих домиках, которые по классификатору средств размещения таковыми вовсе не являются? А если турист предпочитает дикую природу, готов пересекать труднодоступные места на автотранспорте высокой проходимости, вертолетах, лошадях?

Организация таких туров требует тщательной предварительной подготовки. Необходимо снарядить группу палатками, котловым инвентарем, туристской мебелью. Необходимо обеспечить их передвижение – на сплавных средствах, на лошадях, снегоходах, собачьих упряжках, автотранспорте высокой проходимости, вертолетах. Надо организовать питание в походных условиях. Нужен обученный и физически подготовленный персонал, соблюдение норм безопасности и качество услуг. Турфирмы согласовывают эти туры с природными парками и заповедниками, о них оповещается МЧС, оформляются различного рода лицензии и разрешения. Готовятся и бронируются эти программы заранее, зачастую за год до приезда группы. Поскольку основной вид транспорта в подобных турах - вертолет, их стоимость гораздо выше, чем пляжных отдых или экскурсии по музеям Москвы, Санкт-Петербурга, городам Золотого Кольца.

А по закону этот сложнейший продукт туристическим не является, поскольку не включает в себя перевозку в общепринятом значении и размещение именно в гостинице. Но почему? Если прибывшему, например, на Камчатку туристу не предоставить услуги по организации сплава, восхождения на вулканы, охоты, рыбалки и т.д., неужели он не лишится того, на что вправе был рассчитывать при заключении договора и покупке тура? Получается, что туристические компании, работающие в отдаленных от международных и российских транспортных узлов регионах, не вправе называться туроператорами, потому что в комплекс предоставляемых ими услуг не входит перевозка - в смысле перелет, например, Москва – Камчатка – Москва.

Почему такие компании в законе определены как третьи лица, оказывающие отдельные услуги, входящие в турпродукт? Почему создатели закона наделили правом формировать турпродукт только туроператоров, осуществляющих свою деятельность в городах, через которые можно прибыть на Камчатку из других регионов России и из-за границы?

И конкретно о финансовых гарантиях ответственности туроператоров. Думаю, законодательно должен быть прописан принцип: не одинаковая сумма для всех турфирм, а страхование реальных рисков каждой компании. У фирм, работающих на выезд, и у компаний, принимающих туристов, эти риски совершенно разные. Нельзя, объединяя выезд и въезд в понятие международный туризм, уравнивать крупного московского туроператора выездного туризма, которому вся страна поставляет клиентов, с туроператором въездного и внутреннего туризма, работающего на окраинах России с совсем другими объемами и совсем на других природно-туристических ресурсах.

На Камчатке 85% турфирм действуют в сфере въездного и внутреннего туризма, а на выезд работают компании, в основном выполняющие функции турагентств. Туристическая деятельность осуществляется представителями микробизнеса. Тем не менее, камчатские фирмы рекламируют свой продукт, выезжают на выставки, в том числе международные, имеют длительные партнерские отношения с иностранными партнерами, заключают прямые договоры с российскими и иностранными туристами. А проблему перевозки наши клиенты решают самостоятельно.

На Камчатке нет ни одной турфирмы, оформившей банковское обеспечение фингарантий. Все заключили договоры страхования ответственности туроператора, заплатив страховым компаниям в 2007 году по 5-50 тысяч рублей, а в 2008 году по 10-100 тысяч рублей только за возможность быть туроператором и, соответственно, иметь референс-номер, использовать БСО «Туристская путевка» и т.д. Заплатили столько же, сколько московские компании, притом что обороты работающей на въезд камчатской турфирмы в сотни раз меньше, чем объемы принимающей компании, расположенной в Москве.

Кстати: если вдруг случится, что оператор въездного или внутреннего туризма не исполнит свои обязательства по договору, в который не входит перевозка или размещение, то ни одна страховая компания не выплатит туристу компенсацию. Ведь этот факт не будет являться страховым случаем, потому что турпродукт по закону - это перевозка и размещение, оказываемые за одну цену.

Считаю, что в закон необходимо внести изменения, которые позволят туристическим компаниям въездного и внутреннего туризма реально страховать свою ответственность, а их туристам реально быть защищенными от действий или бездействий недобросовестных туроператоров.

Конкретные предложения Натальи Долгановой по изменению статей закона «Об основах туристской деятельности» переданы Правовую комиссию РСТ.

RATA-news благодарит всех, кто прислал отклики на публикации и свои мнения относительно фингарантий. Ждем писем на эту тему по адресу editor@ratanews.ru. Предыдущие материалы можно посмотреть здесь.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно