Интурмаркет 2020 02.10

Школьный туризм по родной стране дает не столько экономический, сколько социальный эффект

Первая межрегиональная конференция по развитию школьно-образовательного туризма, которая прошла в Москве на прошлой неделе, собрала 130 делегатов из 48 регионов России. Среди ее участников были туроператоры, представители департаментов образования субъектов федерации и органов туристической власти, а также региональные турагентства. Мероприятие, организованное Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, проводилось в соответствии с поручением президента РФ о разработке комплекса мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений и поручением министра культуры РФ об увеличении финансирования развития культуры и туризма, в том числе детского и молодежного.

Основной задачей конференции была выработка эффективной модели взаимодействия органов власти, транспортных организаций, образовательных учреждений и турбизнеса с целью увеличения поездок организованных школьных групп с культурно-познавательными целями в рамках межрегионального туристского обмена. А итогом стало решение о создании межрегионального межведомственного координационного совета по школьно-образовательному туризму. Также будут сформированы банк школьно-образовательных туров всех регионов и реестр туроператоров и турагентств, имеющих право работать со школьниками. Около 70 участников конференции пожелали участвовать в работе такого совета.

Новая структура, помимо создания востребованных программ, должна будет решать и насущные проблемы детского туризма, которых накопилось немало. О них делегатам рассказала Ольга Санаева, председатель автобусной комиссии РСТ, генеральный директор компании «Анкор». Прежде всего, это несовершенство законодательной базы, регулирующей туристическую деятельность, размытость нормативов, противоречивые документы. Например, понятие детской группы у РЖД одно, а с точки зрения правил дорожного движения – другое. Роспотребнадзор вводит свои понятия, регионы – свои. В результате, по мнению г-жи Санаевой, «детский туризм в России на сегодня безопасен на 100%, так как невозможен вообще».

Вторая проблема – бесконтрольность в организации этого вида туризма. Кто может заниматься поездками школников? Школы считают, что тур может организовывать учитель, а по закону – только туроператор. Органы образования недопонимают эту проблему.

Третьей проблемой докладчица считает вымывание квалифицированных кадров из ниши школьно-образовательного туризма. Этот вид деятельности не отличается большой рентабельностью, в нем остаются только люди, одержимые своей профессией.

Плохое состояние транспортного парка – еще одна важная проблема. Для экскурсий просто не хватает хороших автобусов. А если они есть, то их стоимость высока для детских групп. У плацкартных вагонов, которые востребованы детским сегментом туризма, тоже множество недостатков, к тому же они не всегда есть в наличии.

Есть трудности взаимодействия с объектами показа, особенно с брендовыми и знаковыми. Не говоря уже о том, что они тоже порой дорогие для школьных туров, особенно для приезжающих из регионов. Среди проблем г-жа Санаева назвала также коррупцию в детском туризме, так как он нередко дотируется региональным или местным бюджетом, отметила сложности согласований с Роспотребнадзором питания школьников в туристической поездке.

Руководитель объединения «Мостурпул», генеральный директор компании «Интерс» Татьяна Козловская отметила рост посещаемости детьми и детскими группами объектов показа во время каникул, особенно в Москве. Группам не хватает автобусов, вырастают очереди в музеях. Решать это нужно совместно с министерствами образования, добиваясь включения экскурсий в школьную программу и турпоездок с образовательными целями на протяжении учебного года. Вне каникул можно получить скидки на перелёт, договориться с музеями и т.д., в результате чего сделать качественный турпродукт по доступной цене. Г-жа Козловская считает, что нужно заимствовать опыт стран Европы, где в школах есть выездные уроки, уроки на природе и многое другое, что связано с изучением школьных предметов в учебное время вне класса. Порой необходимые знания детям проще усвоить через впечатления, полученные в музеях, на выставках, в исторических местах и т.д.

Генеральный директор компании «Четыре сезона путешествий» Алла Векшина в своем выступлении заметила, что сложности нередко возникают во взаимодействии с учителями, заказывающими экскурсионную поездку для учеников. Важно сделать так, чтобы школьная поездка не отбила у детей желание ходить на экскурсии. Нужно, чтобы экскурсия соответствовала школьной программе, возрасту и восприятию ребенка. Но педагоги не всегда это понимают. Порой от учителей в турфирму приходят невыполнимые запросы. Некоторые, например, пытаются впихнуть в двух-трехдневную поездку программу, требующую пяти дней, или предлагают тему, несоответствующую возрасту детей в группе. Не только дети должны приходить на экскурсию подготовленными, но и учителя тоже. Кроме того педагогам нужно понимать свою роль во время экскурсии. Ведь учитель должен быть не просто одним из экскурсантов, а работать – следить за дисциплиной.

«Как дети получат первую туристическую услугу, так они и дальше будут воспринимать туризм, – считает директор департамента внутреннего туризма компании «НТК Интурист» Дмитрий Бураковский. – Детским туризмом должны заниматься только профессионалы». Г-н Бураковский считает, что заказчикам школьных туров, учителям и органам образования следует внимательно выбирать компании, которые будут работать с их детьми. Стоит, как минимум, проверить занесена ли фирма-исполнитель в реестр туроператоров. Докладчик заметил, что тендеры не всегда справедливы, порой выбирается непрофессиональный исполнитель.

«В регионах детским туризмом занимаются или сами педагоги, или «серые» компании. Крупные турфирмы отказываются из-за нерентабельности, множества ограничений и проблем», – сказал генеральный директор компании «Роза ветров» Сергей Зенкин. Что вывести этот бизнес из «серой» зоны, необходим системный подход. Детский туризм малорентабелен, но имеет огромную социальную значимость, поэтому государственные деньги в эту сферу рано или поздно придут - «когда мы будем готовы, прозрачны, создадим программы, вырастим профессионалов», считает г-н Зенкин.

Вице-президент Уральской ассоциации туризма, директор екатеринбургской компании «Детское бюро путешествий» Наталья Ларионова предложила создать в каждом регионе реестр туроператоров, которые занимаются детским туризмом, и разработать стандарты работы с детскими группами. Она рассказала об опыте организации детских поездок в Свердловской области и о том, что в регионе уже выделяются бюджетные субсидии на школьные туры. Например, уральскому туроператору выделили 6 млн. рублей на оплату железнодорожного проезда школьников по четырем направлениям России. Тюменская область возмещает туроператорам соседних регионов из бюджета 50% стоимости аренды вагонов туристических поездов для школьных туров в Тобольск.

Заместитель директора по развитию компании «Калейдоскоп» Любовь Прокаева из Новосибирска рассказала о том, что в ее регионе есть программа по специализированному детскому поезду, который туроператоры формируют на новогодние каникулы. Такой состав решает многие проблемы, связанные с нормативами по безопасности при организации детского отдыха: здесь есть бригада врачей, охрана, трехразовое питание. В этот поезд по пути следования садятся группы школьников из разных городов.

На конференции также не раз прозвучали слова о том, что туроператорам бывает трудно договориться с сотрудниками Федеральной пассажирской компании (ФПК) при организации детских туров по многим вопросам. В программе конференции было заявлено выступление представителя ФПК, но никто так и не пришел.

Генеральный директор турагентства «Сибирь тур» Дарина Тугутова (Улан-Удэ) рассказала об опыте взаимодействия туроператора с авиакомпанией «Аэрофлот» при организации детских туров в Москву из Республики Бурятия. Национальный авиаперевозчик сначала откликнулся на поручение президента от 11 октября 2012 года «По организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений», но потом сообщил, что всех заявленных детей перевезти не сможет. Лишь немногим все-таки удалось посетить столицу на льготных условиях.

Между тем Москва располагает огромным потенциалом для развития школьно-образовательного туризма и патриотического воспитания молодежи. В своем докладе заместитель председателя московского Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Ирина Руденко отметила, что комитетом проводится большая планомерная работа по привлечению и приему школьников в Москве. В апреле этого года в городах-героях России и стран СНГ прошла специальная викторина по военным событиям в Москве и Подмосковье, 240 ее победителей были приглашены в столицу на празднование Дня победы. Ребята приняли участие в Линейке памяти в музее Великой Отечественной войны, посмотрели салют на Поклонной горе, возложили цветы в Александровском саду, посетили Кремль и совершили экскурсию по Москве.

Татьяна Козловская рассказала также о разработанных «Мостурпулом» программах, среди которых «Московские каникулы», «Московские уроки», акция «Семейное путешествие. Всей семьей в музей», объединяющая 20 столичных музеев, а также туры с посещением Москвы и близлежащих городов, таких как Владимир, Суздаль, Тверь, Калуга, Великий Новгород, Санкт-Петербург. По ее словам, московские туроператоры, входящие в «Мостурпул», приняли уже 700 школьников из Иркутска, Улан-Удэ и Читы. 

Поручение российского президента, вышедшее год назад, подвигло многие регионы начать работу в сфере детского туризма. «Но органам исполнительной власти не хватает опыта, который есть у туроператоров», – заметила заместитель министра спорта и туризма Республики Хакасия Елена Егорова. По ее словам, нужно в каждом регионе создать координационный орган, объединяющий все структуры, ответственные за школьно-познавательный туризм. Такое же мнение высказали и многие другие участники конференции. Неоднократно звучал также призыв создать межрегиональную группу по школьному туризму.

Проблему межведомственного рассогласования на региональном уровне отметила в своем докладе заместитель руководителя Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры РФ Эльмира Хаймурзина. Результат рассогласования – проблемы менеджмента крупных проектов в сфере детского и юношеского туризма. Есть желание мотивировать молодежь путешествовать по стране, регионы заинтересованы в том, чтобы принимать детские группы, но нужно сообща решать проблемы и добиваться софинансирования поездок из региональных бюджетов. Туризм – сфера, где даже минимальные вложения бюджета дают экономический эффект. Школьный познавательный туризм по родной стране даст эффект социальный.

 

Ольга Чижкова, специально для RATA-news

Версия для печати