РАТА-новости
Шарджа с 1 сентября
 
Греция 06.09
 
Мостурфлот с 9 сентября
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
German Wines с 4 августа
 
 
Grecotel с 9 сентября
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Сентябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3383Школьный туризм по родной стране дает не столько экономический, сколько социальный эффект

Школьный туризм по родной стране дает не столько экономический, сколько социальный эффект


Первая межрегиональная конференция по развитию школьно-образовательного туризма, которая прошла в Москве на прошлой неделе, собрала 130 делегатов из 48 регионов России. Среди ее участников были туроператоры, представители департаментов образования субъектов федерации и органов туристической власти, а также региональные турагентства. Мероприятие, организованное Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, проводилось в соответствии с поручением президента РФ о разработке комплекса мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений и поручением министра культуры РФ об увеличении финансирования развития культуры и туризма, в том числе детского и молодежного.

 

Основной задачей конференции была выработка эффективной модели взаимодействия органов власти, транспортных организаций, образовательных учреждений и турбизнеса с целью увеличения поездок организованных школьных групп с культурно-познавательными целями в рамках межрегионального туристского обмена. А итогом стало решение о создании межрегионального межведомственного координационного совета по школьно-образовательному туризму. Также будут сформированы банк школьно-образовательных туров всех регионов и реестр туроператоров и турагентств, имеющих право работать со школьниками. Около 70 участников конференции пожелали участвовать в работе такого совета.

 

Новая структура, помимо создания востребованных программ, должна будет решать и насущные проблемы детского туризма, которых накопилось немало. О них делегатам рассказала Ольга Санаева, председатель автобусной комиссии РСТ, генеральный директор компании «Анкор». Прежде всего, это несовершенство законодательной базы, регулирующей туристическую деятельность, размытость нормативов, противоречивые документы. Например, понятие детской группы у РЖД одно, а с точки зрения правил дорожного движения – другое. Роспотребнадзор вводит свои понятия, регионы – свои. В результате, по мнению г-жи Санаевой, «детский туризм в России на сегодня безопасен на 100%, так как невозможен вообще».

 

Вторая проблема – бесконтрольность в организации этого вида туризма. Кто может заниматься поездками школников? Школы считают, что тур может организовывать учитель, а по закону – только туроператор. Органы образования недопонимают эту проблему.

 

Третьей проблемой докладчица считает вымывание квалифицированных кадров из ниши школьно-образовательного туризма. Этот вид деятельности не отличается большой рентабельностью, в нем остаются только люди, одержимые своей профессией.

 

Плохое состояние транспортного парка – еще одна важная проблема. Для экскурсий просто не хватает хороших автобусов. А если они есть, то их стоимость высока для детских групп. У плацкартных вагонов, которые востребованы детским сегментом туризма, тоже множество недостатков, к тому же они не всегда есть в наличии.

 

Есть трудности взаимодействия с объектами показа, особенно с брендовыми и знаковыми. Не говоря уже о том, что они тоже порой дорогие для школьных туров, особенно для приезжающих из регионов. Среди проблем г-жа Санаева назвала также коррупцию в детском туризме, так как он нередко дотируется региональным или местным бюджетом, отметила сложности согласований с Роспотребнадзором питания школьников в туристической поездке.

 

Руководитель объединения «Мостурпул», генеральный директор компании «Интерс» Татьяна Козловская отметила рост посещаемости детьми и детскими группами объектов показа во время каникул, особенно в Москве. Группам не хватает автобусов, вырастают очереди в музеях. Решать это нужно совместно с министерствами образования, добиваясь включения экскурсий в школьную программу и турпоездок с образовательными целями на протяжении учебного года. Вне каникул можно получить скидки на перелёт, договориться с музеями и т.д., в результате чего сделать качественный турпродукт по доступной цене. Г-жа Козловская считает, что нужно заимствовать опыт стран Европы, где в школах есть выездные уроки, уроки на природе и многое другое, что связано с изучением школьных предметов в учебное время вне класса. Порой необходимые знания детям проще усвоить через впечатления, полученные в музеях, на выставках, в исторических местах и т.д.

 

Генеральный директор компании «Четыре сезона путешествий» Алла Векшина в своем выступлении заметила, что сложности нередко возникают во взаимодействии с учителями, заказывающими экскурсионную поездку для учеников. Важно сделать так, чтобы школьная поездка не отбила у детей желание ходить на экскурсии. Нужно, чтобы экскурсия соответствовала школьной программе, возрасту и восприятию ребенка. Но педагоги не всегда это понимают. Порой от учителей в турфирму приходят невыполнимые запросы. Некоторые, например, пытаются впихнуть в двух-трехдневную поездку программу, требующую пяти дней, или предлагают тему, несоответствующую возрасту детей в группе. Не только дети должны приходить на экскурсию подготовленными, но и учителя тоже. Кроме того педагогам нужно понимать свою роль во время экскурсии. Ведь учитель должен быть не просто одним из экскурсантов, а работать – следить за дисциплиной.

 

«Как дети получат первую туристическую услугу, так они и дальше будут воспринимать туризм, – считает директор департамента внутреннего туризма компании «НТК Интурист» Дмитрий Бураковский. – Детским туризмом должны заниматься только профессионалы». Г-н Бураковский считает, что заказчикам школьных туров, учителям и органам образования следует внимательно выбирать компании, которые будут работать с их детьми. Стоит, как минимум, проверить занесена ли фирма-исполнитель в реестр туроператоров. Докладчик заметил, что тендеры не всегда справедливы, порой выбирается непрофессиональный исполнитель.

 

«В регионах детским туризмом занимаются или сами педагоги, или «серые» компании. Крупные турфирмы отказываются из-за нерентабельности, множества ограничений и проблем», – сказал генеральный директор компании «Роза ветров» Сергей Зенкин. Что вывести этот бизнес из «серой» зоны, необходим системный подход. Детский туризм малорентабелен, но имеет огромную социальную значимость, поэтому государственные деньги в эту сферу рано или поздно придут - «когда мы будем готовы, прозрачны, создадим программы, вырастим профессионалов», считает г-н Зенкин.

 

Вице-президент Уральской ассоциации туризма, директор екатеринбургской компании «Детское бюро путешествий» Наталья Ларионова предложила создать в каждом регионе реестр туроператоров, которые занимаются детским туризмом, и разработать стандарты работы с детскими группами. Она рассказала об опыте организации детских поездок в Свердловской области и о том, что в регионе уже выделяются бюджетные субсидии на школьные туры. Например, уральскому туроператору выделили 6 млн. рублей на оплату железнодорожного проезда школьников по четырем направлениям России. Тюменская область возмещает туроператорам соседних регионов из бюджета 50% стоимости аренды вагонов туристических поездов для школьных туров в Тобольск.

 

Заместитель директора по развитию компании «Калейдоскоп» Любовь Прокаева из Новосибирска рассказала о том, что в ее регионе есть программа по специализированному детскому поезду, который туроператоры формируют на новогодние каникулы. Такой состав решает многие проблемы, связанные с нормативами по безопасности при организации детского отдыха: здесь есть бригада врачей, охрана, трехразовое питание. В этот поезд по пути следования садятся группы школьников из разных городов.

 

На конференции также не раз прозвучали слова о том, что туроператорам бывает трудно договориться с сотрудниками Федеральной пассажирской компании (ФПК) при организации детских туров по многим вопросам. В программе конференции было заявлено выступление представителя ФПК, но никто так и не пришел.

 

Генеральный директор турагентства «Сибирь тур» Дарина Тугутова (Улан-Удэ) рассказала об опыте взаимодействия туроператора с авиакомпанией «Аэрофлот» при организации детских туров в Москву из Республики Бурятия. Национальный авиаперевозчик сначала откликнулся на поручение президента от 11 октября 2012 года «По организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений», но потом сообщил, что всех заявленных детей перевезти не сможет. Лишь немногим все-таки удалось посетить столицу на льготных условиях.

 

Между тем Москва располагает огромным потенциалом для развития школьно-образовательного туризма и патриотического воспитания молодежи. В своем докладе заместитель председателя московского Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Ирина Руденко отметила, что комитетом проводится большая планомерная работа по привлечению и приему школьников в Москве. В апреле этого года в городах-героях России и стран СНГ прошла специальная викторина по военным событиям в Москве и Подмосковье, 240 ее победителей были приглашены в столицу на празднование Дня победы. Ребята приняли участие в Линейке памяти в музее Великой Отечественной войны, посмотрели салют на Поклонной горе, возложили цветы в Александровском саду, посетили Кремль и совершили экскурсию по Москве.

 

Татьяна Козловская рассказала также о разработанных «Мостурпулом» программах, среди которых «Московские каникулы», «Московские уроки», акция «Семейное путешествие. Всей семьей в музей», объединяющая 20 столичных музеев, а также туры с посещением Москвы и близлежащих городов, таких как Владимир, Суздаль, Тверь, Калуга, Великий Новгород, Санкт-Петербург. По ее словам, московские туроператоры, входящие в «Мостурпул», приняли уже 700 школьников из Иркутска, Улан-Удэ и Читы. 

 

Поручение российского президента, вышедшее год назад, подвигло многие регионы начать работу в сфере детского туризма. «Но органам исполнительной власти не хватает опыта, который есть у туроператоров», – заметила заместитель министра спорта и туризма Республики Хакасия Елена Егорова. По ее словам, нужно в каждом регионе создать координационный орган, объединяющий все структуры, ответственные за школьно-познавательный туризм. Такое же мнение высказали и многие другие участники конференции. Неоднократно звучал также призыв создать межрегиональную группу по школьному туризму.

 

Проблему межведомственного рассогласования на региональном уровне отметила в своем докладе заместитель руководителя Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры РФ Эльмира Хаймурзина. Результат рассогласования – проблемы менеджмента крупных проектов в сфере детского и юношеского туризма. Есть желание мотивировать молодежь путешествовать по стране, регионы заинтересованы в том, чтобы принимать детские группы, но нужно сообща решать проблемы и добиваться софинансирования поездок из региональных бюджетов. Туризм – сфера, где даже минимальные вложения бюджета дают экономический эффект. Школьный познавательный туризм по родной стране даст эффект социальный.

 

Ольга Чижкова, специально для RATA-news


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал риксос 21.05
Вояджер
Польша гиф
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«Онлайн Экспресс» открывает весь мир – не надо дозваниваться до туроператора, запрашивать варианты поездок, тратить время на утомительную самостоятельную сборку. На нашей платформе можно сформировать любой тур. Причем, по подсчетам самих агентов, время поиска сокращено в 4-5 раз.
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100