Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Экотуризм: что нам дает ресурсный подход?

08:07, 24 января 2005

Продолжаем цикл публикаций, посвященных вопросам экотуризма вообще и этому виду деятельности в Байкальском регионе в частности. (RATA-news от 17-20 января 2005). Желающие связаться с автором могут писать ему по адресу: expedition@interbaikal.irkutsk.ru

Итак, в предыдущей публикации автор сформулировал весьма необычное определение экотуризма на основе ресурсного подхода. Напомним: экотуризм не является конкретным видом туризма. Экотуризм – это направление в мировой индустрии туризма, к которому относятся те виды, формы и способы отдыха и путешествий, которые осуществляются на природе, для которых главным туристическим ресурсом (и мотивацией) является естественная природная среда или ее отдельные элементы. Согласно этому определению к экотуризму относятся и альпинизм, и спелеология, и рафтинг, и детские летние лагеря где-нибудь на Байкале, а также семейный пикник на лужайке, и даже комфортабельные круизы, доставляющие туристов в Арктику, в Антарктиду, на далекие тихоокеанские острова и т.д.

Интересно, кстати, согласятся ли альпинисты с тем, что их называют экологическими туристами? Вряд ли. Но, согласно определению туризма, которое используется и Всемирной туристской организацией, и в нашем законе о туризме, раз альпинисты выезжают за пределы постоянного места жительства и без цели заработка, то они тоже являются туристами. Только степень риска их походов (как правило, относящихся к высокой категории сложности) несравненно выше, чем во время обычного путешествия. Альпинизм, по сути, это высшая степень adventure travel, при этом походы обычно являются спортивными, так как их цель чаще всего – повышение квалификации или соревнование. Но, заметим, именно природная среда удовлетворяет их честолюбивые спортивные, эстетические, познавательные, рекреационные и иные мотивации. Конечно, в этих логических построениях, при желании, вполне можно найти не одно слабое место. Например, заявить, что спелеология – это не туризм, а наука. С другой стороны, пещера может быть как объектом изучения, так и показа.

Ресурсный подход к определению экотуризма родился из туристской практики, он имеет прикладное значение, и это главное, что отличает его от «академических» определений.

А что нам дает этот ресурсный подход?

Ресурсный подход позволяет раз и навсегда договориться о предмете обсуждения, не боясь того, что, говоря об экотуризме, мы будем подразумевать каждый свое, и, естественно, никогда не придем к взаимопониманию. То есть, если мы говорим о туризме в условиях природы, о турпродукте, при подготовке которого использован какой-либо элемент природы, то мы, скорее всего, говорим об экотуризме.

А уже потом, выяснив общность интересов, будем рассуждать о степени воздействия той или иной формы экотуризма на природную среду. Смотреть, какой способ передвижения на природе предлагает туроператор своим туристам - пешком, верхом, на велосипедах или на джипах… Спорить, есть ли польза от туристов для местных жителей или нет, наносят они вред природе или не очень. Или - возможно, вместе со специальными службами - определять степень риска в условиях естественной окружающей среды, которую несет в себе та или иная форма экотуризма, тот или иной маршрут, то есть, относится данный конкретный тур на природе к adventure travel или нет.

А как же быть с «устойчивым», «мягким», «экобезопасным» и т.д., туризмом?

По большому счету, все виды и формы туризма должны быть устойчивыми, «мягкими», давать новые знания, прививать любовь к природе и вообще быть полезными и для природы, и для местных жителей. Во всяком случае, к этому должны стремиться все туроператоры. Иначе они или ресурсы для своего турпродукта быстро угробят, или туристы будут уезжать недовольными - мало информации получили, местные жители неприветливо встретили, дикой природы не попалось на маршруте…

То есть, если туроператор назвал свой турпродукт «экотуризмом» (в рекламе, при продаже, в путевке и т.д.), то и спрос с него должен быть особый, именно с туроператора, а не с туриста! Именно туроператор и его персонал должен обеспечить, используя экотуристские и иные технологии, такой уровень организации маршрута, чтобы он не приводил к деградации той территории, по которой проходит! Именно туроператор должен так выстроить свои отношения с местным населением, чтобы оно было заинтересовано в его туристской деятельности на своем вмещающем ландшафте. (Владимир Бережных, Иркутск, специально для RATA-news)

Продолжение следует.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно