Калуга

«Внуково» отменяет рейсы «Авиалиний Кубани» из-за долгов перевозчика

Разразившийся в эти дни конфликт между московским аэропортом «Внуково» и авиакомпанией «Авиалинии Кубани» еще раз доказал, что пик высокого сезона – лучшее время, чтобы надавить на задолжавшего партнера. Пусть даже ценой страданий пассажиров или турфирм.

21 декабря пресс-служба аэропорта распространила информацию о приостановке обслуживания двух рейсов авиакомпании «Авиационные линии Кубани», вылетающих на следующий день, 22 декабря, – из Москвы в Стамбул и из Москвы Краснодар. Пассажирам и представителям турбизнеса было предложено «по возможности» обменять билеты на рейсы авиакомпаний «ЮТэйр» и «Якутия», а также иметь в виду, что клиенты, купившие перевозку на «Кубани» на новогодние праздники, могут не вылететь рейсами этого перевозчика. Долг «Авиалиний Кубани» составляет 400 млн. рублей, так что запрет вполне может распространиться на все дальнейшие программы перевозчика.

Пресс-секретарь аэропорта «Внуково» Елена Крылова сказала корреспонденту RATA-news, что цель публикации этого призыва – исключительно благая: «Формально клиентами аэропорта считаются авиакомпании, а не пассажиры или турфирмы, поэтому обращение к ним со стороны пресс-службы аэропорта даже не совсем корректно. Заботиться о своих клиентах должна авиакомпания, но «Кубань» этого не сделала. Поэтому мы сочли нужным предупредить людей». В опубликованном письме указаны телефоны авиакомпании и просьбы и предложение связываться с ней.

Приостановку обслуживания рейсов руководство «Внуково» объясняет «финансовой несостоятельностью и невозможностью авиакомпании оплачивать свою текущую деятельность». Используемые в письме выражения вполне могут стать основанием для иска о защите деловой репутации – если, конечно, удастся их опровергнуть.

В свою очередь, «Авиалинии Кубани» выпускают ответный пресс-релиз, в котором жалуются авиационным властям на «неоправданное давление со стороны аэропорта», чье руководство «угрожает приостановить обслуживание пассажиров перед новогодними праздниками, требуя взамен изменить достигнутые ранее финансовые договоренности». Утверждается, что авиакомпании достигла с аэропортом соглашения о реструктуризации долга, срок погашение которого наступает в апреле 2012 года, а также регулярно вносит предоплату за ближайшие рейсы.

Весь день стороны публично обмениваются аргументами. «"Авиалинии Кубани" и «Скай Экспресс» одно юридическое лицо, они выплачивают деньги за те услуги, которые были оказаны им год назад», – утверждает Виталий Ванцев, председатель Совета директоров ОАО «Международный аэропорт Внуково». Пресс-секретарь «Авиалиний Кубани» Виталий Коренюгин парирует: «Заявление г-на Ванцева – полный абсурд». И добавляет, что «Кубань» динамично развивается». Г-н Ванцев в ответ: «Авиакомпания «продает свои активы, продает самолеты и не расплачивается с нами». Подобных противопоставлений можно провести множество.

Впрочем, пока позиция «Внуково» выглядит более убедительной. Хотя бы потому, что с объяснениями выступило руководство аэропорта, а все воззвания со стороны «Авиалиний Кубани» подписаны пресс-секретарем компании. Кроме того, во «Внуково» показывают письма с просьбой урегулировать конфликт, направленные в адрес министра транспорта Игоря Левитина, главы Росавиации Александра Нерадько и владельца авиакомпании Олега Дерипаски.

Стороны взывают даже к журналистам и общественности, которым, в отличие от Росавиации, в конфликте разобраться трудно. Да и не надо. Главный вопрос, который должен волновать общественность в этой ситуации, – почему вообще разборки между участниками отрасли должны приносить неудобства пассажирам, а не быть внутренним делом партнеров, как и положено спору двух хозяйствующих субъектов.

Дело в том, что в большинстве стран авиакомпания, заявившая рейс и продавшая на него билеты, а потом позволившая себе «не полететь», заплатит такие штрафы, что «мало не покажется». Если она не полетит по вине аэропорта и докажет его вину, на миллионные штрафы «попадет» аэропорт. В России штрафные санкции минимальны, поэтому «в ход» идут пассажиры как самый действенный аргумент. Вынесенный на публику спор «Внуково» и «Кубани», в первую очередь, говорит о неблагополучии в самой авиаотрасли.

Чем закончится конфликт, пока непонятно. В середине дня Виталий Коренюгин сообщил, что «Кубань» выполнит оба рейса в четверг 22 декабря и продолжит полетную программу из «Внуково». При этом из аэропорта никаких новостей об урегулировании конфликта не поступило. Ожидается, что к разрешению ситуации в пятницу подключится Росавиация.

 

Екатерина Сирина, RATA-news

Версия для печати