Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Чемоданный полис

08:07, 23 апреля 2008

Год назад в России начала работать первая и пока единственная на нашем рынке компания, которая специализируется исключительно на туристическом страховании, – «Европейское туристическое страхование» (ЕТС). Ее учредителями являются австрийская компания Europaische Reiseversicherung AG и немецкая Europaische Reiseversicherung AG. Обе они входят в состав European Travel Insurance Group (ETI) – крупнейшего в Европе страховщика, занимающегося туристическим страхованием.

На рынке давно определились лидеры, для которых туристическое страхование – лишь одно из направлений бизнеса, причем не самое прибыльное. Однако уже несколько лет многие специалисты ожидают качественного скачка в этом сегменте: рано или поздно более емкие страховые программы европейского уровня должны вытеснить доминирующие сегодня недорогие предложения с минимумом включенных услуг. Но пока эта тенденция если и проявляется, то слабо. По мнению экспертов, виноваты в этом туроператоры, которые заинтересованы в том, чтобы, с одной стороны, заработать как можно больше на продаже страховых полисов, а с другой – не перегружать турпакет избыточной ценой. Впрочем и туристы в массе своей относятся к наличию полиса иногда как к минимальному необходимому злу, а чаще – безразлично.

Зачастую, покупая полис, клиент страховой компании платит лишь за право въехать на территорию той или иной страны. Подход к туристическому страхованию не претерпел практически никаких изменений даже после того, как в состав акционеров ряда крупнейших отечественных операторов вошли иностранные страховщики. Туристическое страхование, по-прежнему, остается побочным видом бизнеса. Однако такой подход в компании «Европейское туристическое страхование» считают неправильным. Ее генеральный директор Михаил Камалов намерен внедрить в России стандарты, которые уже давно приняты на Западе.

«В туристический полис страховые компании, как правило, включают минимальный набор услуг, и в нем очень много исключений. Полис, как правило, прилагается уже к турпакету. Мы же предлагаем покрытие по большему количеству рисков. Согласно нашим правилам, и солнечный, и тепловой удар, которые многие другие компании не включают в полис, у нас являются страховым случаем», – говорит генеральный директор ЕТС Михаил Камалов. Помимо этого, ЕТС не требует от клиента в случае получения травмы во время поездки в первую очередь связываться со своим оператором и ставить его в известность о том, что он намерен воспользоваться услугами местных медиков.

Помимо медицинского страхования ЕТС предлагает еще и страхование гражданской ответственности туристов. Например, на случай, если человек шел по торговой улице, споткнулся и разбил витрину дорогого магазина. ЕТС также страхует от несчастных случаев в поездках. Но одним из самых актуальных и злободневных направлений страхования Михаил Камалов считает страхование утери багажа. По словам главы ЕТС, по статистике, на прямых рейсах теряется порядка 5% багажа, а на рейсах с пересадкой этот процент увеличивается кратно.

Второй проблемой, с которой часто сталкиваются путешествующие – это задержка с доставкой багажа. «В этом случае наша компания покрывает путешествующему стоимость минимально необходимого набора продуктов, которые ему надо купить: зубную щетку, пасту, средства личной гигиены», – поясняет Михаил Камалов. Человеку достаточно привезти чеки из магазинов и официальный документ, о том, что доставка багажа была задержана, и страховая компания возмещает стоимость предметов первой необходимости. «В перспективе мы намерены перейти на стандарты, которые приняты в других компаниях группы: срок возмещения стоимости утраченного багажа с момента обращения пассажира до момента получения денег составляет порядка 7-8 минут», – подчеркивает глава ЕТС.

Еще одно не менее важное направление – это перенос поездок: страхование от невозможности совершить поездку, невыезд, сокращение сроков поездки и продление сроков поездки по независящим от туриста причинам. Ведь получение визы отнюдь не гарантирует туристу то, что его пустят в страну - могут «завернуть» на паспортном контроле по прибытии. В этом случае несостоявшегося туриста отправляют обратно первым же рейсом. С ростом пассажиропотока, в особенности в страны Западной Европы, такие случаи отнюдь не редкость, их количество растет год от года, пропорционально увеличению числа путешествующих. В этом случае страховка будет покрывать полную стоимость поездки, так как она не была осуществлена по независящим от туриста причинам.

Михаил Камалов рассчитывает, что уже в ближайшие три года его компания войдет в список пяти крупнейших туристических страховщиков в России. Конечно, это непростая задача». Страхование путешествующих – один из немногих видов страхования в РФ, в котором страховой продукт максимально приближен к своим зарубежным аналогам, так как независимо от гражданства все туристы ездят примерно в одни и те же страны, обращаются по причине одних и тех же болезней, травм и так далее. Кроме того, обслуживание туристов осуществляется международными ассистантскими компаниями, число которых ограниченно, поэтому все страховые фирмы имеют примерно одних и тех же партнеров, что делает их страховой продукт в данной части единообразным. Удастся ли ЕТС предложить своим клиентам тот уровень сервиса и те продукты, которые позволят форсированно нарастить долю рынка? Тем более что на нашем рынке в той или иной степени представлены практически все мировые страховые бренды, а такие, как AIG, Allianz или AXA, вообще составляют элиту мирового страхования.

Эксперты придерживаются диаметрально противоположных взглядов на вопрос целесообразности создания в России страховщика, специализирующегося исключительно на туристическом страховании. Среди плюсов специализации – понимание того, что для данной страховой компании полис путешественника не является побочным продуктом, и, следовательно, турист может рассчитывать на качественный продукт и качественный сервис. Однако получить комплексную страховую защиту у полюбившегося страховщика не получится – за страхованием автомобиля, полисом ДМС и страхованием имущества придется идти в другую компанию. То же самое касается не только туриста, но и партнера – туроператора. Следовательно, и страховая компания не будет рассматривать туриста или туроператора, банк, других контрагентов как комплексного клиента, для которого работают специальные программы лояльности и действуют льготные условия страхования. Кроме того, такая компания будет менее привлекательной для туроператора или банка, так как ее возможности с точки зрения перекрестных продаж страхового и туристического продукта существенно ниже, чем у универсальной компании, и это может послужить одним из важных факторов при принятии решения о сотрудничестве.

С другой стороны, узкая специализация существует во всем мире. И при грамотном подходе к развитию, помноженному на благоприятные условия рынка, такое позиционирование компании имеет шансы на успех. Однако чтобы занять значительную долю рынка, нужно потеснить другие фирмы, а крупные игроки на рынке страхования туристов отнюдь не собираются делать «подарки» новичку и передавать своих клиентов в руки конкурента. Тем более надо учитывать, что специфика туристических видов страхования основана на больших трудозатратах и объемах, с одной стороны, и невысокой стоимостью страховых полисов, с другой. И здесь возникает ключевой вопрос: сможет ли ЕТС предложить рынку что-либо принципиально новое?

Но зарубежный опыт показывает, что страхованием путешествующих обычно занимаются специализированные компании, что требует от них вести более консервативную политику в отношении ценообразования и быть полностью сосредоточенными на тех услугах, которые они предоставляют клиентам.

В ситуации ажиотажного наращивания страховых портфелей российские страховые компании, дабы завлечь западных инвесторов, не всегда обращают внимание на рентабельность этих портфелей. Страхование путешествующих обычно занимает 1-2% от всего портфеля страховой фирмы, отмечает эксперт, а потому страховщики не очень-то и обращают внимание на развитие этого направления, и единственное, чем приходится брать – это тарифами. Специализированной компании, которой необходимо быть рентабельной, крайне сложно конкурировать в сложившейся ситуации. Вместе с тем, наш страховой рынок в ближайшем будущем, скорее всего, начнет уделять больше внимания сегментации, и у нас появятся страховые фирмы, которые станут специализироваться на автостраховании, ипотеке, туризме и так далее. (Компания)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно