Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Действия кредитора при неисполнении должником своих обязательств

09:24, 22 ноября 2010

Последние несколько дней турагентства «Капитал тура», полностью или частично оплатившие путевки, проявляют беспокойство и обращаются за советом к специалистам. Главный вопрос, который волнует всех, – как действовать в таком случае. По просьбе RATA-news обращения турфирм комментирует директор аудиторской фирмы «Ирма-Аудит» Мария Булатова.

«Большую группу наших туристов (корпоративный клиент), 27 человек, отказались заселить в отеле на Гоа, поскольку их проживание не было оплачено туроператором. Руководство «Капитал тура» посоветовало либо нам самим оплатить размещение, либо предложить это туристам. Мы отправили в отель свое гарантийное письмо и гарантию нашего банка. Наш клиент (юридическое лицо) оплатить не может, его банк просто не пропустит такой платеж ввиду отсутствия валютного контракта с отелем. Как нам оформить этот платеж? Сумма почти в 500 тыс. рублей для нас очень велика, но иначе наших туристов не выпустят из отеля».

- Желание турагентства выручить своих клиентов можно только приветствовать. Но надо иметь ввиду: если турагент повторно оплатит проживание туристов или перелет, то требовать от туроператора возмещения своих расходов он сможет не по фингарантии, а только в рамках гражданско-правовых отношений. При этом необходимо запастись документами, однозначно подтверждающими, что это была оплата в счет долга туроператора перед отелем, например, получить соответствующее письмо из гостиницы. А еще лучше, если есть возможность договориться и оформить эту оплату как платеж от туриста, поскольку он как раз имеет право предъявлять требования к туроператору в рамках финансового обеспечения. Правда, суммы фингарантии может на всех не хватить.

«Туристы, которые не смогли улететь на отдых из-за приостановления деятельности «Капитал тура», предъявили требование о возмещении ущерба не туроператору и не страховой компании, а нам, турагентству. Можем ли мы произвести возврат средств и потом предъявить требование в страховую компанию от своего имени?»

- Ни в коем случае не рекомендуем выплачивать туристу возмещение по тому ущербу, который в рамках финансовой гарантии должен возместить туроператор или страховая компания. В противном случае страховая компания освобождается от выплаты страхового возмещения. И тогда разбираться между собой по возврату стоимости путевки придется турагенту и туроператору (постановление ФАС МО от 17.02.2010 № КГ-А40/15428-09). Исходя из положений ст. 1081 ГК РФ, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения. Но выплата агентом денежных средств туристам, пострадавшим от действий туроператора, ни договором, ни действующим законодательством не предусмотрена. Соответственно, если такая выплата была произведена в отсутствие правового основания, она не может служить поводом для взыскания денежных средств с туроператора. Такая ситуация, например, приведена в решении Арбитражного суда Красноярского края от 29.05.2009 № А33-17751/2008.

«Туристы требуют от нас вернуть деньги за частично оплаченный тур на декабрь. Однако средства уже переведены в «Капитал тур» и вернуть их пока не представляется возможным. Никаких документов, кроме подтверждения бронирования, ни у нас, ни у туристов нет. Что делать? Когда и как мы сможем вернуть деньги? Может ли в такой ситуации быть проведен возврат средств за счет финансовой гарантии оператора? Сможем ли мы что-то получить в случае банкротства туроператора или нам придется отдать туристу свои деньги?»

- Поскольку срок начала тура еще не наступил, то есть нет факта неоказания или отказа от оказания услуг со стороны туроператора, то предъявить претензию к страховой компании ваши туристы пока не могут. Тем более что при предъявлении претензии надо также приложить необходимые документы, которых у туриста пока нет, а также документы, подтверждающие оплату тура в полном объеме. Вы можете аннулировать бронь «в добровольном порядке», но при этом, скорее всего туроператор еще и удержит с вас штраф в соответствии с условиями отказа от брони. Также пока немного шансов, что вам достаточно быстро вернут денежные средства. Второй вариант – произвести доплату за тур и, если он все же не состоится, предъявить требование к страховой компании уже в рамках финансовой гарантии. Но это очень рискованный путь в сложившейся ситуации, поскольку суммы фингарантии на всех пострадавших может не хватить.

В случае банкротства туроператора предъявить свои требования к должнику вы сможете только в рамках законодательства о банкротстве, то есть посредством включения их в реестр требований кредиторов. Удовлетворение требований кредиторов будет производиться пропорционально размеру этих требований. Если же вы подадите в суд иск со своими требованиями к должнику до момента объявления его банкротом, это дает больше шансов получить средства в полном объеме.

«У нас в отношении «Капитал тура» есть и дебиторская, и кредиторская задолженность. Мы должны им доплату по турам, срок которых еще не наступил, а они нам – возврат средств за невылетевших или отказавшихся от тура туристов. Что делать с взаимными обязательствами?»

- Аналогичные вопросы задают и туроператоры, у которых имеются взаимные обязательства с «Капитал туром». Рекомендую обязательно произвести сверку своих расчетов с туроператором на предмет выявления одновременного наличия дебиторской и кредиторской задолженности и постараться произвести взаимозачет взаимных требований, оформив акт зачета. Это важно по двум причинам. Во-первых, вы исключите факт неисполнения обязательств по доплате с вашей стороны и, как следствия, отказа туроператора от исполнения своих обязательств перед вами в связи с неполной оплатой, а также – взыскания с вас всевозможных штрафов и удержаний за отказ от бронирования. Во-вторых, как было сказано в ответе на предыдущий вопрос, вы, опять же, подстрахуете себя на случай банкротства должника, поскольку после введения процедуры банкротства зачет взаимных требований уже не допускается. Поэтому с вас будут требовать погашение вашей задолженности перед поставщиком в полном объеме, а шансов на то, что должник полностью рассчитается с вами по долгам перед вами, гораздо меньше.

Получить консультацию аудитора можно по телефону (495) 785-22-94, www.irma-audit.ru

Обсудить в telegram

вам может быть интересно